Решение по делу № 33-37/2024 от 07.02.2024

Судья Распопин В.В.                             Строка 94, госпошлина 150 руб.

Докладчик Яровицына Д.А.                         Дело № 2-1188/2023; № 33-37/2024

         УИД 83RS0001-01-2023-001175-87

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нарьян-Мар                                              5 марта 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Рожина Н.Н.,

судей Яровицыной Д.А. и Селезнева С.С.,

при секретаре судебного заседания Ляпиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Карасевой М.В. на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 23 ноября 2023 г., которым

оставлены без удовлетворения требования Карасевой Марины Валерьевны к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании постановления незаконным.

Заслушав доклад судьи Яровицыной Д.А., объяснения представителя истца Карасевой М.В. – Свиридова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Балашова А.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Карасева М.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее – администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», Администрация) о признании постановления незаконным.

В обоснование заявленных требований указала, что постановлением Администрации от 13 июля 2016 г. ее семья, как многодетная, поставлена на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а постановлением от 9 января 2017 г. принята на учет для предоставления компенсационной социальной выплаты. На основании письма ГКУ Ненецкого автономного округа «Отделение социальной защиты населения» постановлением ответчика от 23 мая 2023 г. № 766 она с членами семьи снята с указанного учета в связи с отсутствием факта совместного проживания детей с родителями и переездом семьи на постоянное место жительство за пределы Ненецкого автономного округа. Полагает, что указанное постановление является незаконным, поскольку местом жительства ее семьи является г. Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа, их отсутствие в населенном пункте являлось временным.

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласилась истец Карасева М.В. В апелляционной жалобе просит его отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Повторяя доводы, ранее изложенные в исковом заявлении, полагает, что суд неверно определил фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. Ссылается на то, что в материалах дела истцом представлены доказательства, свидетельствующие о проживании семьи непосредственно в Ненецком автономном округе и которым судом первой инстанции не дана надлежащая оценка. Обращает внимание, что указанное Администрацией в оспариваемом постановлении основание для снятия семьи Карасевых с учета не соответствует положениям Закона НАО                                  от 15 ноября 2011 г. № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе».

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья Карасевых имеет статус многодетной семьи.

На основании постановления администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 13 июля 2016 г. № 806 многодетная семья Карасевой М.В. в составе: истца, супруга Карасева В.В. и детей – ФИО11, ФИО5, ФИО6 была принята на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Постановлением Администрации от 9 января 2017 г. № 10 истец и члены ее семьи приняты на учет для предоставления компенсационной социальной выплаты.

Постановлением Администрации от 22 мая 2023 г. № 766 Карасева М.В. и члены ее семьи: Карасев В.В., Карасев В.В., ФИО5, ФИО6 сняты с учета для предоставления компенсационной социальной выплаты и с учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления в собственность многодетной семьи земельных участков в связи с несоответствием многодетной семьи требованиям, предусмотренным ст. 2 Закона НАО от 15 ноября 2011 г.             № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе».

Полагая, что указанное постановление является незаконным, истец обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что семья Карасевых правомерно снята с учета для предоставления компенсационной социальной выплаты и с учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления в собственность многодетной семьи земельных участков, поскольку сфера основных жизненных интересов истца и членов ее семьи расположена за пределами Ненецкого автономного округа, что также имело место и по состоянию на дату принятия оспариваемого решения.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они достаточно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права, которые применены судом верно.

Согласно п.п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Условия и порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, земельных участков, находящихся в собственности Ненецкого автономного округа или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства определены в Законе НАО от 15 ноября 2011 г. № 79-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе» (далее – Закон НАО               № 79-ОЗ).

Статьей 2 указанного Закона установлено, что многодетная семья – граждане, состоящие в браке (супруги), либо одинокая мать (одинокий отец), усыновители (усыновитель), приемные родители (приемный родитель), проживающие на территории Ненецкого автономного округа, имеющие на воспитании трех и более детей, в том числе пасынков и падчериц, в возрасте до 18 лет, а также не состоящих в браке детей в возрасте до 23 лет (включительно), совместно проживающих с родителями (родителем), усыновителями (усыновителем) или приемными родителями (приемным родителем) либо обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях среднего общего образования, среднего профессионального образования или высшего образования, либо проходящих военную службу по призыву.

Члены многодетной семьи – супруг (супруга) либо одинокая мать (одинокий отец), усыновитель, приемный родитель, дети в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы, дети, переданные на воспитание в приемную семью (приемные дети), за исключением детей, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, в отношении которых отменено усыновление (удочерение) либо находящихся на полном государственном обеспечении, и детей, находящихся на воспитании и содержании родителя (усыновителя, приемного родителя), не являющегося членом данной многодетной семьи, а также не состоящие в браке дети в возрасте до 23 лет (включительно), совместно проживающие с родителями (родителем), усыновителями (усыновителем) или приемными родителями (приемным родителем) либо обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях среднего общего образования, среднего профессионального образования или высшего образования, либо проходящие военную службу по призыву.

В соответствии с п. п. 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 3 указанного Закона земельный участок для индивидуального жилищного строительства предоставляется в собственность многодетной семье бесплатно при условии, если, в частности, один из супругов проживает на территории Ненецкого автономного округа не менее 10 лет; один или оба супруга в многодетной семье состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. ст. 51,                   52 ЖК РФ либо имеются основания для постановки их на данный учет; ни одному из супругов не предоставлялся в собственность бесплатно земельный участок либо иные меры социальной поддержки взамен земельного участка на основании настоящего Закона и не предоставлялся в собственность бесплатно земельный участок на основании пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ.

Согласно ст. 6.1 Закона НАО № 79-ОЗ многодетной семье, состоящей по предусмотренным ч. 1 ст. 3 названного Закона основаниям на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с ее согласия взамен земельного участка может быть предоставлена компенсационная социальная выплата. Многодетные семьи, выразившие согласие на предоставление компенсационной социальной выплаты, включаются в соответствующую очередь в порядке, установленном согласно ч. 1 ст. 5 указанного Закона.

Размер, условия и порядок предоставления компенсационной социальной выплаты определен в Положении о предоставлении компенсационных социальных выплат взамен бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе, утвержденном постановлением администрации НАО от 16 ноября 2016 г. № 368-п.

Пунктом 16 Положения о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе, утвержденном Постановлением администрации НАО от 14 декабря 2011 г. № 290-п предусмотрено, что снятие многодетных семей с учета осуществляется уполномоченным органом по основаниям, предусмотренным п. 8 ст. 5 Закона НАО № 79-ОЗ.

Согласно п. п. 4 п. 8 ст. 5 Закона НАО № 79-ОЗ решение органа местного самоуправления о снятии многодетной семьи с учета принимается в случаях выявления в представленных документах сведений, свидетельствующих об отсутствии у многодетной семьи права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка.

В соответствии с п. 3 Положении о предоставлении компенсационных социальных выплат взамен бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Ненецком автономном округе, утвержденном постановлением администрации НАО от 16 ноября 2016 г. № 368-п компенсационная социальная выплата предоставляется многодетной семье, состоящей на учете для предоставления компенсационной социальной выплаты, с учетом очередности постановки ее на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в Ненецком автономном округе для индивидуального жилищного строительства в соответствии с постановлением Администрации НАО от 14 ноября 2011 г. № 290-п.

Снятие многодетной семьи с учета для предоставления компенсационной социальной выплаты осуществляется органом МСУ при выявлении в представленных документах сведений, свидетельствующих об отсутствии у многодетной семьи права на получение компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного приобретения в собственность земельного участка в Ненецком автономном округе для индивидуального жилищного строительства (пп.5 п.14 Положения).

Применительно к Закону НАО № 79-ОЗ право лиц, имеющих троих и более детей, на получение земельного участка в собственность бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства, либо компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного предоставления земельного участка в силу указанного правового регулирования связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Ненецкого автономного округа.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г.                   № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.

Из анализа положений ст. ст. 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях: от 24 ноября 1995 г. № 14-П, от 4 апреля 1996 г. № 9-П, от 2 февраля 1998 г. № 4-П; в определениях: от 13 июля 2000 г. № 185-О, от 5 октября 2000 г. № 199-О, от 6 октября 2008 г. № 619-О-П, от 13 октября     2009 г. № 1309-О-О, регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

По смыслу указанных норм закона посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания.

Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

В силу вышеизложенных норм, предоставление многодетной семье компенсационной социальной выплаты взамен бесплатного предоставления земельного участка не может быть обусловлена исключительно наличием регистрации по месту жительства в Ненецком автономном округе, так как законодательство, регулирующее данные правоотношения, устанавливает обязанность органов государственной и муниципальной власти, осуществляющих такую выплату, проводить проверку соблюдения гражданами условий, необходимых для получения земельного участка или компенсационной выплаты, в том числе постоянного проживания гражданина на территории Ненецкого автономного округа.

Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, Карасева М.В., Карасев В.В., ФИО5, ФИО6 на срок с 14 ноября 2021 г. по 14 ноября 2026 г. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>

В связи со сменой места жительства ФИО5 15 октября 2019 г. отчислена из <данные изъяты> и 22 декабря 2021 г. зачислена в <данные изъяты> общеразвивающего вида» (<адрес>), а ФИО11 и ФИО6 обучаются в <данные изъяты>».

В заявлениях о зачислении детей адресом их фактического проживания указан: <адрес>, <адрес>.

Согласно сообщению ГБУЗ Московской области «Рузская областная больница» в период с февраля 2021 года по май 2023 года имели место факты обращений за медицинской помощью Карасевой М.В. – 21 раз; Карасева В.В. – 11 раз; ФИО6 – 21 раз; ФИО5 – 33 раза. Местом жительства пациентов указан адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В соответствии с представленными сведениями о трудовой деятельности Карасев В.В. с 1 сентября 2020 г. и по настоящее время трудоустроен в Московской области.

Из сведений, предоставленных УМВД России по Ненецкому автономному округу о произведенных авиаперелетах следует, что с 2021 года Карасева М.В., Карасев В.В., ФИО6 проживая в Московской области на незначительное время прилетали в г. Нарьян-Мар.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что сфера основных жизненных интересов истца и членов ее семьи расположена за пределами Ненецкого автономного округа, тогда как регистрация в г. Нарьян-Маре не является безусловным и единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории Ненецкого автономного округа и основанием для возникновения и реализации прав на предоставление компенсационной выплаты взамен бесплатного предоставления земельного участка, предоставляемого для целей жилищного строительства.

Установив, что на момент принятия оспариваемого решения истец вместе со своей семьей проживала в Московской области, ее супруг осуществлял там трудовую деятельность, дети посещают дошкольные и школьные образовательные учреждения, суд обоснованно пришел к выводу о несоответствии многодетной семьи Карасевых требованиям, предусмотренным ст. 2 Закона НАО № 79-ОЗ, что в свою очередь влечет снятие семьи с учета в целях бесплатного предоставления земельного участка в Ненецком автономном округе для индивидуального жилищного строительства и с учета в целях предоставления компенсационной выплаты взамен земельного участка.

Вопреки доводам апелляционной жалобы всем доказательствам судом первой инстанции дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ на их относимость и допустимость.

Довод апелляционной жалобы о нарушении порядка снятия семьи с учета несостоятелен.

В данном случае основанием для снятия семьи с учета послужил факт несоответствия многодетной семьи требованиям, предусмотренным ст. 2 Закона НАО № 79-ОЗ, что предусмотрено пп. 4 п. 8 ст. 5 указанного закона. Тогда как данное основание не предполагает необходимость в принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка.

Иные доводы жалобы не содержат оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к несогласию с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа                  от 23 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу              Карасевой Марины Валерьевны – без удовлетворения.

Председательствующий                                   Н.Н. Рожин

Судьи                                               Д.А. Яровицына

                                               С.С. Селезнев

Мотивированное апелляционное определение составлено 11 марта 2024 г.

33-37/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Карасёва Марина Валерьевна
Ответчики
Администрация МО "Городской Округ "Город Нарьян-Мар"
Другие
Карасев Владислав Витальевич
Карасёв Виталий Васильевич
Свиридов Сергей Анатольевич
ГКУ НАО "Отделение социальной защиты населения"
Суд
Суд Ненецкого автономного округа
Судья
Яровицына Дарья Андреевна
Дело на странице суда
sud.nao.sudrf.ru
05.03.2024Судебное заседание
12.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2024Передано в экспедицию
05.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее