Решение по делу № 2-1364/2017 от 21.04.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2017 года г. Тольятти

Судья Ставропольского районного суда Самарской области Болохова О.В., с участием помощника прокурора Ставропольского района Саперского А.П., при секретаре Вискуновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1364/2017 по исковому заявлению Прокурора Ставропольского района в интересах Ананина Артема Петровича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об обеспечении жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ставропольского района обратился в Ставропольский районный суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Ананина А.П. с иском к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о возложении обязанности предоставить Ананину А.П. по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, соответствующее социальным и санитарно-техническим нормам, площадью не ниже установленных социальных норм.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ставропольского района проведена проверка по обращению Ананина А.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, являющимся лицом, из числа детей-сирот. Установлено, что Ананин А.П. относится к указанной категории лиц, поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. Прокурор полагал, что в соответствии с действующим законодательством, учитывая социальный статус Ананина А.П., он имеет право на предоставление ему жилья по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании прокурор, действующий в интересах Ананина А.П., Ананин А.П. полностью поддержали исковые требования.

Представитель ответчика Барьбина Т.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признала по основаниям, указанным в отзыве.

Представитель третьего лица – Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв, согласно которому просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, возражает против удовлетворения исковых требований.

Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие третьего лица.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Из материалов дела усматривается, что Ананин А.П. родился ДД.ММ.ГГГГ.

Мать ФИО1ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Заочным решением Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, отец Ананина А.П. – ФИО7 ограничен в родительских правах.

Таким образом, Ананин А.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеет статус лица, на которое распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Распоряжением главы администрации муниципального района Ставропольский Ананин А.П. включен в список очередности граждан нуждающихся в жилых помещениях.

Закрепленного жилья Ананин А.П. не имеет, на основании распоряжения главы муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ включен в регистрационный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.

Ананин А.П. окончил обучение.

До настоящего времени Ананин А.П. жильем не обеспечен, жилых помещений ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации на государство возложена обязанность обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно статье 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд приходит к выводу о принадлежности Ананина А.П. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

В силу статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно абз. 1, 2 ст. 8 вышеназванного Закона N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Содержание приведенной нормы в системном единстве с другими положениями данного Федерального закона позволяет сделать вывод, что законодатель в целях реализации конституционного права каждого на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), учитывая особый статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), гарантировав получение жилой площади вне очереди при наличии указанных в законе условий.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (ред. от 10.03.2015) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области", жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Как следует из части 3 указанной статьи, лишь по заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, медицинских организациях и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Частями 4, 5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД установлено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.

Принимая во внимание, что истец соответствует всем условиям для обеспечения его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, суд приходит к выводу, что требование о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного исковые требования о возложении на администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области обязанности по предоставлению Ананину А.П. жилого помещения подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-214 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области предоставить Ананину Артему Петровичу, ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Ставропольский районный суд.

Судья Болохова О.В.

2-1364/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Ананин А.П.
Ответчики
Администрация м. р. Ставропольский по Самарской области
Другие
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Дело на странице суда
stavropolsky.sam.sudrf.ru
21.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2017Передача материалов судье
24.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2017Судебное заседание
16.06.2017Судебное заседание
16.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее