Решение по делу № 33-3228/2024 от 08.08.2024

УИД 58RS0027-01-2024-002952-33                                              № 33-3228/2024

Судья Шмонина Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 сентября 2024 г.                                                                                       г. Пенза

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Е.Г.,

судей Зинченко Н.К., Усановой Л.В.,

при ведении протокола помощником судьи Чурносовой Т.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда гражданское дело № 2-1636/2024 по иску общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ТСЖ «ДИАЛОГ 20» о защите прав неопределенного круга потребителей

по апелляционной жалобе общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 26 июня 2024 г., которым постановлено:

в удовлетворении искового заявления ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ТСЖ «ДИАЛОГ 20» о защите прав неопределённого круга потребителей отказать.

Заслушав доклад судьи Жуковой Е.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» (далее – АППО) обратилось в суд с иском к ТСЖ «ДИАЛОГ 20» о защите прав неопределенного круга потребителей, указав, что 2 мая 2024 г. в порядке ст. ст. 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» истцом был проведен общественный контроль по вопросу размещения информации в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) ТСЖ «ДИАЛОГ 20», осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом.

В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по <адрес>, в государственной информационной системе ЖКХ отсутствует следующая информация: факс; официальный сайт в сети Интернет; о членстве в саморегулируемой организации; общая площадь дома (неточные суммарные данные); о классе энергетической эффективности; оказываемые коммунальные услуги; об использовании общего имущества многоквартирного дома; о капитальном ремонте в многоквартирного дома; о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме; отчет по управлению многоквартирным домом.

На электронную почту ответчика было направлено претензионное письмо с требованием устранить выявленные нарушения согласно п. 31 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг». Ответчик не устранил выявленные нарушения, по-прежнему не размещает в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную действующим законодательством, чем нарушает права потребителей на свободный доступ к получению полной информации по вышеуказанному многоквартирному дому.

Истец просил признать незаконными действия ответчика по не предоставлению неопределенному кругу потребителей информации в системе ГИС ЖКХ и обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей и в срок, установленный судом, разместить информацию, указанную в иске, в системе ГИС ЖКХ, предусмотренную ст.ст. 6, 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»; обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации – областную газету «<данные изъяты>» - резолютивную часть решения суда до сведения потребителей; взыскать с ответчика в пользу истца понесенные расходы в размере 20 000 руб.

Октябрьский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель АППО Яшин С.А. просил решение отменить, указав, что сторона истца доказала факты нарушений, которые допустил ответчик, который нарушил права неопределенного круга потребителей.

    В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда применительно к статье 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

    Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении, регулирует Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ).

    В ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ определено, что государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством; субъекты, размещающие информацию в системе - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

    Положения ст. 6 данного Федерального закона предусматривают виды размещаемой информации.

    Согласно ч. 18 ст. 7 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона.

    Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов обществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), установлены приказом Минкомсвязи России , Минстроя России /пр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

    Адрес официального сайта ГИС ЖКХ в сети «Интернет» определен приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30 декабря 2014 г. «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - <данные изъяты>.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ТСЖ «ДИАЛОГ 20» осуществляет управление многоквартирным жилым домом по <адрес>.

2 мая 2024 г. истцом была проведена общественная проверка по вопросу размещения ответчиком в системе ГИС ЖКХ информации, предусмотренной Федеральным законом «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

По результатам общественного контроля в отношении ответчика 2 мая 2024 г. был составлен акт общественного контроля, утвержденный председателем общественного движения, согласно которому на сайте ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: факс; официальный сайт в сети Интернет; о членстве в саморегулируемой организации; общая площадь дома (неточные суммарные данные); о классе энергетической эффективности; оказываемые коммунальные услуги; об использовании общего имущества многоквартирного дома; о капитальном ремонте в многоквартирного дома; о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме; отчет по управлению многоквартирным домом.

20 мая 2024 г. истцом на электронную почту ответчика направлено письмо с требованием устранить выявленные нарушения.

20 мая 2024 г. экспертом Яшиным С.А., который являлся одновременно и общественным инспектором при проведении общественной проверки, была подготовлена экспертиза информации, отраженной в акте общественного контроля от 2 мая 2024 г., содержащая выводы о нарушении ответчиком требований Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на нарушение прав неопределенного круга потребителей ответчиком, которым вопреки требованиям указанных выше нормативных актов не размещена в системе ГИС ЖКХ установленная законом информация в полном объеме в отношении многоквартирного дома, находящегося в его управлении.

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал установленным и исходил из того, что обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика не установлены, истцом был нарушен порядок проведения общественной проверки и общественной экспертизы.

С данными выводами судебная коллегия соглашается.

В соответствии с п. 2 ст. 45 Закона о защите прав потребителей общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

На основании ч. 8 ст. 20 ЖК РФ в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 17.1 ст. 12 ЖК РФ установление порядка осуществления общественного жилищного контроля отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1491 утверждены Правила осуществления общественного жилищного контроля, которые устанавливают права субъектов общественного жилищного контроля и порядок проведения такого контроля.

В силу п. 7 указанных Правил предметом общественного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.

Пунктом 3 Правил к субъектам общественного жилищного контроля отнесены, в том числе некоммерческие организации.

Согласно п. 4 Правил решение о проведении общественного жилищного контроля принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля по усмотрению субъектов общественного контроля.

В соответствии с п. 5 Правил в случае, если общественный жилищный контроль проводится в форме общественной проверки, решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки.

На основании п. 6 Правил решение о поведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 1 июля 2017 г. – в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

В случае если при проведении общественного жилищного контроля осуществлялись анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, к итоговому документу прилагаются соответствующие акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы (п. 19 Правил).

Согласно п. 20 Правил субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети «Интернет», а с 1 июля 2017 г. – в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Судом обоснованно установлено, что истцом не было представлено доказательств того, что при проведении мероприятий общественного контроля в отношении ответчика им были соблюдены требования о порядке осуществления общественной проверки и общественной экспертизы.

При этом суд верно исходил из того, что в нарушение требований указанного нормативного правового акта истцом не представлены: решение о проведении общественного жилищного контроля, которое должно содержать сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля; информация о направлении ответчику решения о проведении общественной проверки; сведений об обнародовании решений о проведении общественного контроля посредством его размещения в сети «Интернет», а также в ГИС ЖКХ. В акте общественного контроля, подписанном общественным инспектором Яшиным С.А., отсутствует указание на основания для проведения общественной проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений, на приложение скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ, о которых идет речь в акте; в заключении экспертизы, подготовленном экспертом АППО Яшиным С.А., отсутствует указание на предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Представленные истцом в обоснование заявленных требований документы правомерно не приняты судом в качестве допустимых доказательств в подтверждение отсутствия в ГИС ЖКХ указанной в иске информации на даты контроля и экспертизы, поскольку, как верно указал суд, указанные документы оформлены не уполномоченными органами в рамках предусмотренной законом процедуры и не позволяют однозначно определить отсутствие данной информации на дату общественного контроля; предписаний от уполномоченного органа на устранение указанных в иске нарушений и указаний на их наличие ответчику не поступали.

Судом также установлено, что в нарушении требований абз. 4 ч. 2 ст. 45 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» проверочные мероприятия общественного контроля в отношении ответчика истцом были проведены без обращения потребителей о фактах нарушения их прав.

При этом как следует из материалов дела вся информация, предусмотренная п. 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», обязанность по размещению которой возложена на организацию, осуществляющую управление домом <адрес>, в том числе общая информация об организации, руководителе, контактные телефоны, о лице, осуществляющему прием граждан, общих характеристиках многоквартирного дома, в том числе площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, площади земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, его кадастровом номере, информация о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества, и иная, предусмотренная законом информация, размещена в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме того, судом принято во внимание, что в соответствии с ч. 16 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов в системе размещают органы местного самоуправления.

Оценив представленные истцом доказательства, суд правомерно пришел к выводу о том, что допустимых и относимых доказательств, с достоверностью свидетельствующих о нарушении ответчиком прав потребителей, не представлено, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Обстоятельства, на которые ссылается АППО в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и в дополнительной проверке не нуждаются, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.

    Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 26 июня 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 октября 2024 г.

Председательствующий

Судьи

33-3228/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ОД Ассоциация потребителей Пензенской области
Ответчики
ТСЖ ДИАЛОГ 20
Суд
Пензенский областной суд
Судья
Жукова Елена Геннадьевна
Дело на сайте суда
oblsud.pnz.sudrf.ru
08.08.2024Передача дела судье
03.09.2024Судебное заседание
12.09.2024Судебное заседание
26.09.2024Судебное заседание
14.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2024Передано в экспедицию
26.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее