УИД 58RS0027-01-2024-002952-33 № 33-3228/2024
Судья Шмонина Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 сентября 2024 г. г. Пенза
Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Е.Г.,
судей Зинченко Н.К., Усановой Л.В.,
при ведении протокола помощником судьи Чурносовой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда гражданское дело № 2-1636/2024 по иску общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ТСЖ «ДИАЛОГ 20» о защите прав неопределенного круга потребителей
по апелляционной жалобе общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 26 июня 2024 г., которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ТСЖ «ДИАЛОГ 20» о защите прав неопределённого круга потребителей отказать.
Заслушав доклад судьи Жуковой Е.Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» (далее – АППО) обратилось в суд с иском к ТСЖ «ДИАЛОГ 20» о защите прав неопределенного круга потребителей, указав, что 2 мая 2024 г. в порядке ст. ст. 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» истцом был проведен общественный контроль по вопросу размещения информации в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) ТСЖ «ДИАЛОГ 20», осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом.
В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по <адрес>, в государственной информационной системе ЖКХ отсутствует следующая информация: факс; официальный сайт в сети Интернет; о членстве в саморегулируемой организации; общая площадь дома (неточные суммарные данные); о классе энергетической эффективности; оказываемые коммунальные услуги; об использовании общего имущества многоквартирного дома; о капитальном ремонте в многоквартирного дома; о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме; отчет по управлению многоквартирным домом.
На электронную почту ответчика было направлено претензионное письмо с требованием устранить выявленные нарушения согласно п. 31 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг». Ответчик не устранил выявленные нарушения, по-прежнему не размещает в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную действующим законодательством, чем нарушает права потребителей на свободный доступ к получению полной информации по вышеуказанному многоквартирному дому.
Истец просил признать незаконными действия ответчика по не предоставлению неопределенному кругу потребителей информации в системе ГИС ЖКХ и обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей и в срок, установленный судом, разместить информацию, указанную в иске, в системе ГИС ЖКХ, предусмотренную ст.ст. 6, 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»; обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации – областную газету «<данные изъяты>» - резолютивную часть решения суда до сведения потребителей; взыскать с ответчика в пользу истца понесенные расходы в размере 20 000 руб.
Октябрьский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель АППО Яшин С.А. просил решение отменить, указав, что сторона истца доказала факты нарушений, которые допустил ответчик, который нарушил права неопределенного круга потребителей.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда применительно к статье 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении, регулирует Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ).
В ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ определено, что государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством; субъекты, размещающие информацию в системе - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
Положения ст. 6 данного Федерального закона предусматривают виды размещаемой информации.
Согласно ч. 18 ст. 7 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона.
Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов обществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), установлены приказом Минкомсвязи России №, Минстроя России №/пр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Адрес официального сайта ГИС ЖКХ в сети «Интернет» определен приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30 декабря 2014 г. «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - <данные изъяты>.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ТСЖ «ДИАЛОГ 20» осуществляет управление многоквартирным жилым домом по <адрес>.
2 мая 2024 г. истцом была проведена общественная проверка по вопросу размещения ответчиком в системе ГИС ЖКХ информации, предусмотренной Федеральным законом «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
По результатам общественного контроля в отношении ответчика 2 мая 2024 г. был составлен акт общественного контроля, утвержденный председателем общественного движения, согласно которому на сайте ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: факс; официальный сайт в сети Интернет; о членстве в саморегулируемой организации; общая площадь дома (неточные суммарные данные); о классе энергетической эффективности; оказываемые коммунальные услуги; об использовании общего имущества многоквартирного дома; о капитальном ремонте в многоквартирного дома; о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме; отчет по управлению многоквартирным домом.
20 мая 2024 г. истцом на электронную почту ответчика направлено письмо с требованием устранить выявленные нарушения.
20 мая 2024 г. экспертом Яшиным С.А., который являлся одновременно и общественным инспектором при проведении общественной проверки, была подготовлена экспертиза информации, отраженной в акте общественного контроля от 2 мая 2024 г., содержащая выводы о нарушении ответчиком требований Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на нарушение прав неопределенного круга потребителей ответчиком, которым вопреки требованиям указанных выше нормативных актов не размещена в системе ГИС ЖКХ установленная законом информация в полном объеме в отношении многоквартирного дома, находящегося в его управлении.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал установленным и исходил из того, что обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика не установлены, истцом был нарушен порядок проведения общественной проверки и общественной экспертизы.
С данными выводами судебная коллегия соглашается.
В соответствии с п. 2 ст. 45 Закона о защите прав потребителей общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
На основании ч. 8 ст. 20 ЖК РФ в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 17.1 ст. 12 ЖК РФ установление порядка осуществления общественного жилищного контроля отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1491 утверждены Правила осуществления общественного жилищного контроля, которые устанавливают права субъектов общественного жилищного контроля и порядок проведения такого контроля.
В силу п. 7 указанных Правил предметом общественного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.
Пунктом 3 Правил к субъектам общественного жилищного контроля отнесены, в том числе некоммерческие организации.
Согласно п. 4 Правил решение о проведении общественного жилищного контроля принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля по усмотрению субъектов общественного контроля.
В соответствии с п. 5 Правил в случае, если общественный жилищный контроль проводится в форме общественной проверки, решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки.
На основании п. 6 Правил решение о поведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 1 июля 2017 г. – в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В случае если при проведении общественного жилищного контроля осуществлялись анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, к итоговому документу прилагаются соответствующие акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы (п. 19 Правил).
Согласно п. 20 Правил субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети «Интернет», а с 1 июля 2017 г. – в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Судом обоснованно установлено, что истцом не было представлено доказательств того, что при проведении мероприятий общественного контроля в отношении ответчика им были соблюдены требования о порядке осуществления общественной проверки и общественной экспертизы.
При этом суд верно исходил из того, что в нарушение требований указанного нормативного правового акта истцом не представлены: решение о проведении общественного жилищного контроля, которое должно содержать сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля; информация о направлении ответчику решения о проведении общественной проверки; сведений об обнародовании решений о проведении общественного контроля посредством его размещения в сети «Интернет», а также в ГИС ЖКХ. В акте общественного контроля, подписанном общественным инспектором Яшиным С.А., отсутствует указание на основания для проведения общественной проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений, на приложение скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ, о которых идет речь в акте; в заключении экспертизы, подготовленном экспертом АППО Яшиным С.А., отсутствует указание на предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.
Представленные истцом в обоснование заявленных требований документы правомерно не приняты судом в качестве допустимых доказательств в подтверждение отсутствия в ГИС ЖКХ указанной в иске информации на даты контроля и экспертизы, поскольку, как верно указал суд, указанные документы оформлены не уполномоченными органами в рамках предусмотренной законом процедуры и не позволяют однозначно определить отсутствие данной информации на дату общественного контроля; предписаний от уполномоченного органа на устранение указанных в иске нарушений и указаний на их наличие ответчику не поступали.
Судом также установлено, что в нарушении требований абз. 4 ч. 2 ст. 45 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» проверочные мероприятия общественного контроля в отношении ответчика истцом были проведены без обращения потребителей о фактах нарушения их прав.
При этом как следует из материалов дела вся информация, предусмотренная п. 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», обязанность по размещению которой возложена на организацию, осуществляющую управление домом <адрес>, в том числе общая информация об организации, руководителе, контактные телефоны, о лице, осуществляющему прием граждан, общих характеристиках многоквартирного дома, в том числе площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, площади земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, его кадастровом номере, информация о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества, и иная, предусмотренная законом информация, размещена в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, судом принято во внимание, что в соответствии с ч. 16 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов в системе размещают органы местного самоуправления.
Оценив представленные истцом доказательства, суд правомерно пришел к выводу о том, что допустимых и относимых доказательств, с достоверностью свидетельствующих о нарушении ответчиком прав потребителей, не представлено, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Обстоятельства, на которые ссылается АППО в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и в дополнительной проверке не нуждаются, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 26 июня 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 октября 2024 г.
Председательствующий
Судьи