Дело №- | 5850 | /2018 | |||
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации | |||||
20 | декабря | 2018г. |
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Александровой Е.А.,
при секретаре Копаневой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кондратьева Н. А. к мэрии <адрес>, Министерству труда и социального развития <адрес>, Министерству финансов и налоговой политики <адрес> о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Кондратьев Н.А., обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения исковых требований просит обязать Министерство финансов и налоговой политики <адрес> выделить Управлению по жилищным вопросам Мэрии <адрес>, Министерству труда и социального развития <адрес> субвенцию на обеспечение Кондратьева Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, обязать Управление по Жилищным вопросам Мэрии <адрес> однократно предоставить Кондратьеву Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, иным требованиям законодательства, находящееся в границах <адрес>, размером не ниже социальной нормы (30 кв.м.).
В обоснование исковых требований указал, что является сиротой. Истец является нуждающимся в получении жилого помещения по договору специализированного найма как сирота. Приказом главы администрации <адрес> «О включении Кондратьева Н.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» от ДД.ММ.ГГГГ №- од Истец был поставлен в очередь (список) на обеспечение жилым помещением. В настоящее время, номер очереди в данном списке - 375. На данный момент, с 2013 года, Истец до сих пор не получил полагающегося ему по закону жилого помещения.
Истец Кондратьев Н.А., его представитель - Васильев М.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования, с учетом уточнения, поддержали в полном объеме, дал соответствующие пояснения.
Представитель ответчика мэрии <адрес> Смагина Н.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Кроме того, пояснила, что в настоящий момент у мэрии отсутствует дополнительное финансирование.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития <адрес> Мизина Е.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поддержала доводы возражений на исковое заявление.
Представитель ответчика <адрес> Гвоздева А.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании
Ответчик Министерство финансов и налоговой политики <адрес>, третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из материалов дела, Кондратьев Н. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является сиротой.
Приказом главы администрации <адрес> «О включении Кондратьева Н.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» от ДД.ММ.ГГГГ №- од Истец был поставлен в очередь (список) на обеспечение жилым помещением (л.д.49).
Согласно выписке из домовой книги, Кондратьев Н.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Собственниками данной квартиры являются Бакалова З.П., Бакалов В.С. Кондратьев Н.А. по отношению к собственнику Бакаловой З.П. является опекаемым (л.д.11). Сведения о регистрации также подтверждаются справкой ТСЖ «Телевизионный квартал» (л.д.13).
Согласно справке «Городского жилищного агентства» № от ДД.ММ.ГГГГ истец на ДД.ММ.ГГГГ не использовал право приватизации жилья на территории населенного пункта <адрес> (л.д.15).
Судом установлено, что между Кондратьевым Н.А. и Савицкой З.Ю. ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.9).
У истца имеется дочь Кондратьева К.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.10).
Супруга истца Кондратьева З.Ю. а также совместная дочь Кондратьева К.Н. зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.71).
Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ запрошенная информация в отношении истца, его супруги и их совместного ребенка отсутствует.
На основании справки о наличии (отсутствии) объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам, по данным правовой регистрации на ДД.ММ.ГГГГ по городу Новосибирску от ДД.ММ.ГГГГ у Кондратьева Н.А., Кондратьевой (Савицкой) З.Ю. сведения о принадлежности объектов недвижимости в <адрес>, расположенном в <адрес> отсутствуют.
Согласно справке Ильинского сельсовета Кондратьева З.Ю., Кондратьева К.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год право на приватизацию жилья на территории данного Совета не использовали.
Судом установлено, что Кондратьев Н.А. не обеспечен недвижимым имуществом на территории <адрес>.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Бакалова З.П. показала, что Кондратьев Н.А. являлся ее опекуном. Со времени установления опекунства, проживали в <адрес>, в <адрес> не проживали ни одного дня. Кроме этого, свидетель показала, что истец включен в списки детей-сирот на территории <адрес>, жилое помещение за Кондратьевым Н.А. не закреплялось. В настоящее время истец со своей семьей снимают жилье, иногда проживают у нее – Бакаловой З.П. или у матери супруги в деревне.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен порядок формирования списка указанных лиц. Согласно указанному Закону формирование сводного списка осуществляется областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным в сфере опеки и попечительства. Сводный список формируется на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципального образования <адрес>. Лица включаются в список на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган.
В силу п. 4 ч. 1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления в <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных образований наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях (а именно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Аналогичные положения содержатся и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Органом, обязанным предоставить Кондратьеву Н.А. жилое помещение, является мэрия <адрес> в силу <адрес> «О наделении органов местного самоуправления в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению граждан жилыми помещениями».
При этом, рассматривая требования истца о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, суд не находит оснований для удовлетворения в этой части иска, так как Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из положений <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому Кондратьеву Н.А. должно быть предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м.
Субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам социального найма специализированных жилых помещений предоставляются из федерального бюджета и областного бюджета <адрес>.
Субсидии из федерального бюджета предоставляются в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без помещения родителей, лицам из их числа по договорам социального найма специализированных жилых помещений».
Обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан в соответствии с действующим законодательством относится к расходным обязательствам <адрес>.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к другим ответчикам, поскольку, как установлено судом, органом, обязанным предоставить Кондратьеву Н.А. жилое помещение, является мэрия <адрес>.
Кроме этого, суд не находит оснований для удовлетворения искового требования в части возложения на <адрес>, Министерство труда и социального развития <адрес>, Министерство финансов и налоговой политики <адрес> обязанности по выделению субвенций на обеспечение Кондратьева Н.А. жилым помещением, в связи с тем, что <адрес> от 12.12.2017г. №-ОЗ бюджетных средств» предусмотрен четкий порядок по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а именно за счет средств областного бюджета <адрес>.
Вместе с тем, субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются из федерального бюджета и областного бюджета <адрес>.
На основании ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кондратьева Н. А. к мэрии <адрес> о предоставлении жилого помещения - удовлетворить частично.
Обязать мэрию <адрес> предоставить Кондратьеву Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на территории <адрес>, общей площадью не менее 30 кв.м. за счет средств областного бюджета <адрес>.
В остальной части иска – отказать.
В удовлетворении исковых требований Кондратьева Н. А. к Министерству труда и социального развития <адрес>, Министерству финансов и налоговой политики <адрес> о предоставлении жилого помещения – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Решение суда в окончательной форме изготовлено «29» декабря 2018 года.
Судья Е.А. Александрова
Подлинник решения находится в гражданском деле № Центрального районного суда <адрес>.