Решение по делу № 12-60/2024 от 21.02.2024

Дело № 12-60/2024

     РЕШЕНИЕ

03 апреля 2024 года г. Нефтекамск

Судья Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан Рахимова С.К., рассмотрев жалобу заместителя главы администрации муниципального района Илишевский район по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Рамазанова Т.А. на постановление старшего государственного инспектора заместителя председателя Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ Акмалова В.Р. от 07 февраля 2024 года №12 по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст.4.7 КоАП РБ, в отношении заместителя главы администрации муниципального района Илишевский район по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Рамазанова ТА,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора заместителя председателя Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ Акмалова В.Р. от 07 февраля 2024 года №12 заместитель главы администрации муниципального района Илишевский район по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Рамазанов Т.А. (далее – заместитель главы администрации) привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.4.7 КоАП РБ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с постановлением, заместитель главы администрации Рамазанов Т.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить вынесенное в отношении него постановление, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование довод жалобы указывает, что согласно справке №539с от 12 июля 2022 года об отсутствии месторождений общераспространённых полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом, администрация муниципального района Илишевский район, как собственник земельного участка с кадастровым номером 02:27:160701:137, получило право осуществлять в границах данного земельного участка, без применения взрывных работ, использование для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых.

Использование общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд в границах земельного участка с кадастровым номером 02:27:160701:137 в 2023 году осуществлялась в период с 15 мая по 6 октября 2023г. В рамках периода осуществления использования общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд администрацией муниципального района Илишевский район были приняты все необходимые меры по исполнению своих обязательств. Использование общераспространённых полезных ископаемых (добыча ОПИ) без ограждений земельного участка не осуществлялось, данный земельный участок был огражден, установлены информационные таблички (предупредительные аншлаги), перед въездом на территорию был установлен цепной барьер и пункт пропуска на территорию карьера (металлическая охранная будка). В течение всего периода использования общераспространённых полезных ископаемых были проведены множество выездных проверок со стороны разных государственных надзорных структур, в актах осмотра которых фиксируются факты наличия ограждений и предупредительных аншлагов.

Государственным инспектором межмуниципального отдела по Дюртюлинскому, Илишевскому и Кушнаренковскому районам Управления Росреестра по Республике Башкортостан Гузаеровым Р.Р. 25 октября 2023 года было проведено выездное обследование земельного участка. По результатам осмотра установлено, что на земельном участке работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых не ведутся, объекты недвижимого имущества, строения, сооружения отсутствуют, подъездные пути к карьеру перекопаны экскаватором. Нарушение земельного законодательства не выявлено.

На момент проведения выездной проверки использование общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд в границах земельного участка с кадастровым номером 02:27:160701:137 не осуществлялось, работы были завершены. 16 октября 2023 года, в связи с завершением плановых благоустроительных работ 2023 года, был составлен акт приостановки осуществления использования общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд в границах ЗУ 02:27:160701:137. Согласно которому был осуществлен демонтаж ограждающих конструкций по периметру земельного участка, демонтаж предупредительного аншлага, демонтаж цепного барьера, демонтаж охранной металлической будки, подъездные пути к карьеру были перекопаны и засыпаны с образованием траншеи. Демонтажные работы выполнены с целью обеспечения их сохранности, при этом были приняты меры для предотвращения допуска посторонних лиц и транспортных средств к карьеру.

В судебном заседании заместитель главы администрации Рамазанов Т.А. доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить, поскольку на момент проверки работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых с 16.10.2023 не велись, работы были приостановлены. В связи с чем, предупредительные аншлаги были демонтированы. Также просил учесть положение ст. 4.1.1, 3.4, 24.2 КоАП РФ и заменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение.

В судебном заседании представитель Рамазанова Т.А. – Галимов Р.М. доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить, пояснив, что работы ведутся в соответсвии с приказом Минэкологии РБ. Добыча общераспространенных полезных ископаемых не велась.

В судебном заседании государственный инспектор Акмалов В.Р. возражала против удовлетворения жалобы, поскольку постановление законно и обосновано, также пояснил, что предупредительные аншлаги должны быть установлены за весь период действия справки и соответственно использования общераспространённых полезных ископаемых на участке недр. В данном случае, в приказе о порядке пользования не говорится только о периоде непосредственных работ по добыче.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" следует, что к участкам недр местного значения относятся - участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.

Согласно абзацам седьмому, девятого пункта 7 части первой статьи 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - ФЗ «О недрах») основаниями предоставления права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации: о предоставлении без проведения аукциона права пользования участком недр местного значения, который указан в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", концессионных соглашений в отношении объектов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве в отношении объектов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ФЗ «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Из содержания п. 9 ст. 4 ФЗ "О недрах" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) и участками недр местного значения.

9 октября 2015 г. Минэкологии РБ издан приказ N 436п "Об утверждении Порядка использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, а также строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории Республики Башкортостан" (далее – приказ Минэкологии РБ N 436п).

Из п. 2.6 приказа Минэкологии РБ N 436п следует, что правообладатели земельных участков при использовании общераспространенных полезных ископаемых и строительстве подземных сооружений в соответствии с Порядком обязаны осуществлять использование общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, имеющих ограждения с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону.

Частью 1 статьи 4.7 Кодекса РБ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка пользования недрами местного значения в случаях, в которых в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 года N 144-з "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан" получение лицензии или технического проекта не требуется.

Как следует из материалов дела, что администрацией МР Илишевского района РБ в целях добычи гравия не более 155000 м3 от Минэкологии РБ от 12.07.2022 получена Справка № 539с «Об отсутствии месторождении общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом» дающая права использование общераспространенных полезными ископаемых на земельном участке с кадастровым номером 02:27:160701:137 с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства и расположенном в 1,3 км по направлению на северо-запад от с. Новомедведево Илишевского района Республики Башкортостан.

25.10.2023 государственным инспектором межмуниципального отдела по Дюртюлинскому, Илишевскому и Кушнаренковскому районам Управления Росреестра по Республике Башкортостан проведено обследование земельного участка расположенного в кадастровом квартале 02:27:160701, в ходе которого было установлено, что земельный участок не огражден, доступ свободный и не охраняется. При этом, на момент проведения обследования, справка «Об отсутствии месторождении общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом» от 12.07.2022 № 539с не прекратила свое действие.

Распоряжением главы администрации муниципального района Илишевский район № 137 от 24.06.2022 Рамазанов ТА принят на муниципальную службу в Администрацию муниципального района Илишевский район РБ на должность заместителя главы Администрации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с 24.06.2022.

Согласно п.п. 3.2, 3.23 должностной инструкции заместителя главы Администрации района по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального района Илишевский район заместитель главы Администрации обязан участвовать в решение вопросов, связанных с соблюдением экологических интересов населения, при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков на территории района, осуществлять контроль за производством инженерно-геологических геодезических работ.

Установленные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 11.01.2024 прокурором Илишевского района РБ в отношении должностного лица - заместителя главы администрации Рамазанова Т.А. дело об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 1 ст. 4.7 КоАП РБ, а впоследствии привлечении его старшим государственным инспектором заместителем председателя Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ Акмаловым В.Р. к административной ответственности, предусмотренной по ч. 1 ст. 4.7 КоАП РБ.

Приведенные обстоятельства вмененного заместителю главы администрации Рамазанову Т.А. административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.01.2024; объяснением заместителя главы администрации Рамазанова Т.А., актом приостановки осуществления использования общераспространённых полезных ископаемых от 16.10.2023; должностной инструкцией заместителя главы администрации; заявлением Гимазетдинова Р.А., ответом на обращение данным межмуниципальным отделом по Дюртюлинскому, Илишевскому и Кушнаренковскому районам Управления Росреестра по Республике Башкортостан от 27.11.2023; актом наблюдения за соблюдением обязательных работ от 23.11.2023 и актом выездного обследования от 23.10.2023, составленные межмуниципальным отделом по Дюртюлинскому, Илишевскому и Кушнаренковскому районам Управления Росреестра по Республике Башкортостан.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае должностное лицо муниципального органа имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РБ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы жалобы о том, что работы по использованию общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд в границах земельного участка с кадастровым номером 02:27:160701:137 не осуществлялись, были приостановлены в связи с завершением плановых благоустроительных работ 2023 года о чем, был оставлен акт, не могут быть приняты во внимание, поскольку объём предоставленных общераспространенных полезных ископаемых – 155000 м3 не добыт, пользование недрами не прекращено, соответственно, работы на участке недр также не прекращены.

При этом, приказом Минэкологии РБ N 436п предусмотрено, что правообладатели земельных участков при использовании общераспространенных полезных ископаемых и строительстве подземных сооружений в соответствии с Порядком обязаны в срок не позднее двух месяцев до прекращения работ на участке недр составить и утвердить в установленном законодательством порядке проект рекультивации земельного участка, на котором планируется использовать общераспространенные полезные ископаемые;

после прекращения пользования недрами выполнить рекультивацию земель в соответствии с утвержденным в установленном законодательством порядке проектом рекультивации земель.

Вместе с тем, таких действий совершено не было, что свидетельствует о том, что правообладатель земельного участка осуществляет деятельность, связанную с использованием общераспространенных полезных ископаемых на участке недр.

Также судья обращает внимание, что согласно приказу Минэкологии РБ N 436п понятие «приостановление работ», применяет только в случае возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами. Вместе с тем, из представленного акта о наличии таких обстоятельств не следует.

Доводы, заявителя изложенные в жалобе направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств, не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемого постановления, не опровергают наличие в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.7 Кодекса РБ об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в размере минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 4.7 Кодекса РБ об административных правонарушениях, с соблюдением статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.

    Согласно положениям статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела имеет место возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, ввиду отсутствия ограждений с предупредительными аншлагами запрещающих проникновение в контролируемую зону при осуществлении использование общераспространенных полезных на участках недр. Кроме того, административное правонарушение, выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Следовательно, обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие которых является необходимым условием для применения положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в настоящем случае не усматривается.

При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление старшего государственного инспектора заместителя председателя Нефтекамского территориального комитета Министерства природопользования и экологии РБ Акмалова В.Р. от 07 февраля 2024 года №12 по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст.4.7 КоАП РБ в отношении заместителя главы администрации муниципального района Илишевский район по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Рамазанова ТА оставить без изменения, жалобу заместителя главы администрации муниципального района Илишевский район по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству Рамазанова ТА – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Башкортостан.

Судья С.К. Рахимова

12-60/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Рамазанов Тимур Альбертович
Другие
Галимов Марат Рузилович
Суд
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Рахимова С.К.
Дело на сайте суда
neftekamsky.bkr.sudrf.ru
21.02.2024Материалы переданы в производство судье
22.02.2024Истребованы материалы
06.03.2024Поступили истребованные материалы
27.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Судебное заседание
03.04.2024Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
08.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее