Решение по делу № 2-1-411/2024 от 11.03.2024

УИД № 57RS0014-01-2024-000612-07

Дело № 2-1-411/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2024 г. г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.С.,

с участием истца Евсеевой О.Н., представителя истцов Евсеевой О.Н. и Евсеевой И.С. адвоката Киселева В.Н., представителя ответчиков администрации города Орла, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орла, Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла по доверенности Быковской С.С., действующей также на основании доверенности в интересах третьего лица Финансового управления администрации города Орла, представителя ответчика МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» по доверенности Перепечко А.Л., представителя ответчика ООО «ЭкоСервис» Стегния В.М., старшего помощника Мценского межрайонного прокурора Хуцишвили Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евсеевой Ольги Николаевны и Евсеевой Ирины Сергеевны, к Муниципальному образованию «Город Орел» в лице администрации города Орла, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орла, Управлению строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла, Муниципальному бюджетному учреждению «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла», Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСервис» о взыскании компенсации морального вреда и материального ущерба,

установил:

        

Евсеева О.Н., действуя в своих интересах и в интересах своей дочери ФИО17 на момент подачи искового заявления являвшейся несовершеннолетней, обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию «Город Орел» в лице администрации г. Орла о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что Дата г. в 17 часов 40 минут в районе подвесного моста через реку Орлик и Богоявленской площади города Орла на несовершеннолетнюю ФИО19. напала бродячая собака и несколько раз укусила ее за левое бедро. В результате нападения собаки ФИО18 был причинен легкий вред здоровью, при этом она испытала физические и нравственные страдания. В течение трех месяцев Евсеева И.С. находилась под наблюдением врачей, проходила курс болезненной антирабической вакцинации против бешенства и столбняка, в период лечения и вакцинации, а также в последующие шесть месяцев ей было запрещено купаться, загорать на солнце, заниматься спортом, вести активный образ жизни. Внутримышечные инъекции ФИО20 получала каждые три дня с 14 июля 2023 г. по 12 октября 2023 г., после данной процедуры у нее ухудшалась состояние здоровья, наступала тошнота и головокружение, она не могла самостоятельно передвигаться. Нападение бродячей собаки отрицательно сказалось на успеваемости ФИО23 являющейся студенткой дневного факультета техникума, выходя на улицу, она стала бояться находящихся там домашних животных, при виде собак и кошек испытывает чувство страха и беспомощности. Мать ФИО24 - Евсеева О.Н., узнав о случившемся, очень испугалась за здоровье дочери и возможные последствия от укусов бродячей собаки, в результате чего у нее поднялось артериальное давление. Евсеева О.Н. срочно приехала из г. Мценска в г. Орел, вместе с несовершеннолетней ФИО21 посещала учреждения здравоохранения, осуществляла за дочерью уход, оказывала помощь в быту. Все это время они находились в нервном напряжении, принимали успокаивающие препараты, состояние панического страха ФИО22 при виде животных на улице передалось ее матери Евсеевой О.Н., которая стала подозрительной ко всем бегающим по улице кошкам и собакам.

На основании ходатайства представителя истцов в порядке ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орла, Управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла, МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» и ООО «ЭкоСервис», в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление ветеринарии Орловской области и Финансовое управление администрации города Орла.

По изложенным выше основаниям, с учетом уточнения заявленных требований, Евсеева О.Н. просит взыскать с ответчиков солидарно в свою пользу компенсацию морального вреда за причиненные нравственные страдания в связи с нападением безнадзорной бродячей собаки на ее несовершеннолетнюю дочь в сумме 60000 рублей, ФИО25. (23 мая 2024 г. истцу исполнилось 18 лет) просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке в свою пользу компенсацию морального вреда за причиненные физические и нравственные страдания в связи с нападением и укусами бродячей собаки, повлекшими легкий вред здоровью, в размере 150000 рублей, а также просит взыскать материальный ущерб в сумме 4500 рублей за разорванные безнадзорной собакой джинсы и женскую кожаную сумку.

Истец Евсеева О.Н. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям. В судебном заседании пояснила, что после того, как дочь покусала собака, у нее поднялось давление, на фоне пережитого стресса до настоящего времени истец принимает лекарственные препараты, ей проводится поддерживающая терапия. В момент нападения собаки ФИО26. оказалась в ситуации, в которой ей нельзя было помочь, она звонила по телефону, плакала, говорила, что ее искусала собака, порвала одежду, из раны сочится и не останавливается кровь, находясь в шоковом состоянии, она не знала, что ей делать. По телефону истец посоветовала дочери зайти в ближайшую аптеку, купить перевязочный материал, зафиксировать рану и обратиться в больницу. Впоследствии ФИО27 назначили вакцинацию, она проходила длительное лечение, регулярно посещала врача. После полученной травмы дочь длительное время не могла наступить на ногу, пережив психологический стресс, до настоящего времени боится собак, при виде собаки на улице у нее начинается паника. Глядя на страдания и страх свое ребенка, она сильно переживает.

Истец ФИО28 в судебное заседание не явилась, реализовала свое право на участие в рассмотрении дела через представителя.

Представитель истцов Евсеевой О.Н. и ФИО29 адвокат Киселев В.Н. поддержал заявленные требования, с учетом их уточнения, по изложенным в иске доводам. Полагал, что в рассматриваемом случае у всех ответчиков - администрации города Орла, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орла, Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла, МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла», ООО «ЭкоСервис» возникла солидарная ответственность по возмещению причиненного истцам морального вреда и материального ущерба.

Представитель ответчиков администрации города Орла, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орла, Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла по доверенности Быковская С.С., действующая также на основании доверенности в интересах третьего лица Финансового управления администрации города Орла, исковые требования не признала, поддержала представленные в деле письменные возражения. В обоснование возражений указано, что Законом Орловской области от 30 декабря 2022 г. № 2857-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Орловской области» администрация города Орла наделена государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Орла. На осуществление переданных государственных полномочий бюджету города Орла доведены субвенции из областного бюджета в размере 9100000 рублей. В связи с неблагоприятной ситуацией на территории города, связанной с безнадзорными животными, которые ухудшают санитарно-эпидемиологическую обстановку, 20 декабря 2022 г. на внеочередном заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций принято решение поручить МКУ «Объединенный заказчик города Орла» заключить муниципальные контракты на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев. Управлением строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла доведены денежные средства до МКУ «Объединенный заказчик города Орла» в размере 1498770 рублей. С 1 марта 2023 г. на основании муниципального задания реализация государственного полномочия на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев возложена на уполномоченное учреждение МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Орловской области. Управлением строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла до МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» на эти цели доведены денежные средства в размере 7594063 рубля 19 копеек, при этом данное учреждение является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает статусом юридического лица, вправе выполнять работы и оказывать услуги в пределах установленного муниципального задания, а также сверх этого задания. В рамках выделенного финансирования между МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» и ООО «ЭкоСервис» заключены контракты на оказание услуг по обращению с животными без владельцев. На момент укуса собакой ФИО30 действовал контракт от 10 мая 2023 г. № 06з, по условиям которого исполнитель несет ответственность за нанесение ущерба любому имуществу заказчика или третьих лиц, возникшее в результате его действия или бездействия при оказании услуг, предусмотренных контрактом (п. 8.13 контракта). Таким образом, органом местного самоуправления надлежащим образом исполнены переданные государственные полномочия в соответствии с законодательством о контрактной системе. В силу положений Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека. Отлов животных без владельцев производится на основании письменных заявок от физических и юридических лиц, а также от приютов, в 2023 г. осуществлен отлов 412 собак, при этом заявок от Евсеевой О.Н. на отлов животных без владельцев на территории МБУК «Детский парк» в администрацию города Орла не поступало. Исполнителем мероприятий по отлову, маркированию животных без владельцев, в том числе покусавших людей, с последующей транспортировкой их пункт передержки, содержанию, стерилизации и возвращению на прежние места обитания, является ООО «ЭкоСервис». В свою очередь имущество, необходимое для осуществления государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, органам местного самоуправления не передано. Указав на недоказанность причинно-следственной связи между действиями (бездействием) администрации города Орла и причиненным истцам вредом, полагали, что вред здоровья Евсеевой И.С. возник в результате бездействия со стороны МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла». Таким образом, администрация города Орла является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу.

Представитель ответчика МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» по доверенности Перепечко А.Л. исковые требования не признала. В ходе судебного разбирательства пояснила, что на момент покуса Евсеевой ФИО31 собакой государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, на территории города была наделена администрация г. Орла. Муниципальным заданием, утвержденным приказом начальника Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла от 1 февраля 2023 г., на МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» возложена обязанность по оказанию услуг (выполнению работ) по обращению с животными без владельцев. По состоянию на 14 июля 2023 г. действовал контракт № 06з, заключенный 10 мая 2023 г. между МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» (Заказчик) и ООО «ЭкоСервис» (Исполнитель). По условиям контракта исполнитель обязуется оказать услуги по обращению с животными без владельцев, перечень оказываемых услуг включает в себя: осмотр кинологом животного без владельца в целях определения немотивированной агрессии; утилизация трупа животного; отлов животных без владельцев, транспортировка, передача в приюты для животных на основании заявок, возврат потерявшихся животных владельцам, поиск новых владельцев, поступившим в приют животным; эвтаназия животного для прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии тяжелого неизлечимого заболевания или неизлечимых последствий острой травмы; транспортировка животного без владельцев на прежние места обитания; стерилизация животных без владельцев; содержание в приюте животного без владельцев, в том числе покусавшего людей, в течение суток; отлов и маркирование животных без владельцев (собаки) в том числе покусавших людей, с последующей транспортировкой его в приют для животных. Согласно п. 4.2.11. контракта отлов животных без владельцев производится на основании письменных заявок физических и юридических лиц, а также приютов. Таким образом, самостоятельный поиск животных без владельцев не входит в обязанности ни МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла», ни ООО «ЭкоСервис», мероприятия по обращению с животными без владельцев осуществляются исключительно на заявительной основе. Обязанность по проведению мониторинга состояния популяции животных без владельцев на территории города Орла Постановлением Правительства Орловской области от 27 апреля 2023 г. № 336 возложена на орган местного самоуправления. МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» не осуществляет всех полномочий по обращению с безнадзорными животными, действует только в рамках муниципального задания, и поскольку полномочиями по осуществлению мониторинга за популяцией животных без владельцев учреждение не наделено, следовательно, данные полномочия не могли быть переданы ООО «ЭкоСервис» в рамках заключаемого контракта. Действительно, в силу п. 8.13 контракта на оказание услуг по обращению с животными без владельцев от 10 мая 2023 г. № 06з, на исполнителя возлагается ответственность за нанесение ущерба любому имуществу заказчика или третьих лиц, возникшее в результате его действия или бездействия при оказании услуг, предусмотренных контрактом. Вместе с тем, в данном пункте идет речь о причинении ущерба в момент проведения работ по отлову животных, поскольку убегая, собака может повредить чужое имущество. На момент происшествия 14 июля 2023 г. в районе подвесного моста через реку Орлик и Богоявленской площади города Орла никаких работ по отлову животных без владельцев не проводилось, соответственно, МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» и ООО «ЭкоСервис» не являются ответственными за причиненный ущерб.

Представитель ответчика ООО «ЭкоСервис» Стегний В.М. исковые требования не признал. В обоснование возражений пояснил, что в рамках контракта, заключенного между МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» и ООО «ЭкоСервис», исполнитель принял на себя обязательство по оказанию следующих услуг: отлов животных без владельцев; транспортировка их в приют для животных; карантинирование в течение 10 дней; стерилизация (кастрация) животных без владельцев; определение немотивированной агрессии; вакцинация; содержание, кормление и уход в течение 40 дней; транспортировка животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессии, к прежнему месту обитания. За весь период действия контракта все заявки были исполнены в полном объеме и в установленные сроки, претензий от заказчика в адрес ООО «ЭкоСервис» не поступало. За дальнейшее поведение животных без владельцев после их возврата на прежние места обитания ООО «ЭкоСервис» ответственность не несет, мониторинг состояния популяции животных без владельцев на территории города Орла не осуществляет в связи с отсутствием таких полномочий. Просил отказать в удовлетворении требований, заявленных к ООО «ЭкоСервис», поскольку каких-либо виновных действий, повлекших причинение вреда, со стороны общества не усматривается.

Представитель третьего лица Управления ветеринарии Орловской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, направил в адрес суда письменные пояснения с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Излагая свою позицию по существу заявленных требований, представитель Управления ветеринарии Орловской области указал, что с 1 января 2023 г. органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области, в частности администрация города Орла, наделены отдельным государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Орловской области, и обязаны осуществлять мероприятия по отлову животных, а в случае неисполнения данных обязательств, нести за это ответственность. В силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава города Орла, принятого постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 22 июня 2005 г. № 72/753-ГС, органам местного самоуправления города Орла предоставлено право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории городского округа. В целях реализации переданных государственных полномочий в 2023 г. из бюджета Орловской области бюджету города Орла перечислены субвенции в сумме 9092833 рубля 19 копеек, остаток неиспользованных денежных средств составил 1137 рублей 01 копейка. На момент покуса Евсеевой И.С. собакой государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории г. Орла осуществляла администрация города Орла, а также действовал контракт на оказание услуг по обращению с животными без владельцев, заключенный между МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» и ООО «ЭкоСервис». Согласно п. 1.1. указанного контракта исполнитель обязался оказывать услуги по обращению с животными без владельцев в соответствии с описанием объекта закупки (приложение № 1 к контракту), а заказчик обязался принять и оплатить услуги.

Выслушав участников процесса, заслушав заключение старшего помощника Мценского межрайонного прокурора Хуцишвили Л.Н., полагавшей, что с учетом требований разумности и справедливости, требования о компенсации морального вреда подлежит частичному удовлетворению, имущественный ущерб следует взыскать в полном объеме, исследовав материалы дела, заслушав показания свидетеля, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Согласно ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 1, п. 14 и п. 15 Постановления от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 32 Постановления от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъясняет, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.

При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Как следует из материалов дела, Дата на территории города Орла в районе подвесного моста через реку Орлик и Богоявленской площади на несовершеннолетнюю ФИО32 Дата напала бродячая собака и укусила ее за левое бедро.

В тот же день ФИО34 обратилась за медицинской помощью в травматологический пункт БУЗ Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям им. З.И. Круглой», где ей был поставлен диагноз «укушенная рана левого бедра», произведен осмотр, обработка, наложена асептическая повязка, введен лекарственный препарат, назначена вакцинация, а также даны рекомендации по ограничению физических нагрузок и проведению профилактических прививок.

Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой», справкой травмпункта, фотографиями повреждений, показаниями свидетеля ФИО35 пояснениями истца Евсеевой О.Н.

Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного БУЗ Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям им. З.И. Круглой» ФИО36. Дата обратилась за медицинской помощью в связи с укусом бродячей собаки, была осмотрена врачом травматологом-ортопедом, ей провели асептическую обработку раны, наложили асептическую повязку, ввели внутримышечно препарат КОКАВ, назначили антирабическую вакцинацию по соответствующей схеме. ФИО37. в период с 14 июля 2023 г. по 12 октября 2023 г. регулярно посещала врача травматолога-ортопеда (Дата ее осматривали и проводили вакцинацию антирабическим иммуноглобулином КОКАВ. По окончании лечения пациенту рекомендовали ограничить физические нагрузки.

17 июля 2023 г. законный представитель несовершеннолетней ФИО38 - ФИО39 обратился в адрес начальника УМВД России по г. Орлу с заявлением о проведении проверки по факту нападения на его дочь бродячей собаки, которое зарегистрировано Дата. в КУСП за .

В рамках проводимой проверки постановлением инспектора ОУУП и ПДН УМВД России по городу Орлу от 25 июля 2023 г. назначена медицинская судебная экспертиза.

В соответствии с заключением эксперта бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Орловское бюро судебно-медицинской экспертизы» от 25 июля 2023 г. № 1266 у ФИО40 23 Дата обнаружены телесные повреждения в виде кровоподтека неправильной овальной формы с нечетким контуром по периферии в нижней трети задней внутренней поверхности левого бедра размером 15 х 9,5 см. В центре кровоподтека расположена эпителизированная рана неправильной овальной формы с впалым влажным дном, покрытая нитями фибрина, с неровными осадненными краями размером 1,2 х 0,5 см., вторая рана размером 1,5 х 0,4 см. Клинический диагноз - укушенная рана левого бедра. Указанные телесные повреждения могли образоваться в результате ударно-компрессионного травматического воздействия твердыми предметами с ограниченной травмирующей поверхностью (таковыми могли быть поверхности зубов собаки). Комплекс телесных повреждений, выявленных у Евсеевой И.С., квалифицируется как легкий вред здоровью.

По результатам проведенной проверки инспектором ОУУП и ПДН УМВД России по городу Орлу 28 июля 2023 г. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с отсутствием события, предусмотренного ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в рамках проверки установлено, что 14 июля 2023 г. несовершеннолетняя ФИО41 прогуливалась с подругой и со своей собакой породы чихуахуа мини от пл. Карла Маркса г. Орла в сторону подвесного моста. С моста навстречу им шла дворовая собака размером примерно 70 см. в холке с биркой в ухе. Собака увидела чихуахуа и побежала на нее, ФИО42 успела поднять за поводок свою собаку на уровень головы, после чего дворовая собака укусила ФИО43. за внутреннюю часть левого бедра. Пострадавшая почувствовала резкую боль и закричала, впоследствии она обратилась за медицинской помощью в БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой».

Прокурором Советского района г. Орла на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 28 июля 2023 г. был принесен протест. Решением заместителя начальника полиции УМВД России по г. Орлу определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отменено, материалы переданы для проведения дополнительной проверки.

12 марта 2024 г. инспектором ОПДН ОП № 2 УМВД России по г. Орлу вновь вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. По результатам дополнительной проверки в БУ ОО «Орловский областной ветеринарный центр» направлено обращение о принятии мер по организации отлова бродячих собак в районе детского парка города Орла.

Опрошенная судом свидетель ФИО45 подтвердила изложенные выше обстоятельства произошедшего, а также пояснила, что укусившая ФИО46 собака являлась безнадзорной, никому не принадлежала, имела черно-рыжий окрас, была помечена биркой. Собака бросилась, укусила ФИО44., порвала ей джинсы и сумку, при этом собаку никто не провоцировал. ФИО47 сильно плакала, не могла длительное время прийти в себя, до настоящего времени она очень боится собак, ходит с отпугивателем, при виде собаки на улице испытывает панику.

Управлением ветеринарии Орловской области 18 июля 2023 г. в целях принятия необходимых мер в адрес начальника БУ ОО «Центр ветеринарии города Орла» направлена информация экстренного извещения из БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» об укусах граждан собаками на территории города Орла. В частности 17 июля 2023 г. Управлением ветеринарии Орловской области зарегистрировано экстренное извещение об укусе собакой несовершеннолетней ФИО48

Исследовав представленные по делу доказательства, в том числе показания свидетеля, материалы проверки, суд приходит к выводу, что повреждения, повлекшие легкий вред здоровью, получены Евсеевой И.С. вследствие укуса безнадзорной собаки, так как собственник собаки в ходе проведенной проверки, а также в рамках рассмотрения дела не установлен, доказательств обратного суду не представлено.

Доводы истца Евсеевой И.С. о причинении ей морального вреда являются обоснованными, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, следовательно, факт причинения морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из того, что в результате телесных повреждений ФИО49 испытывала боль, была вынуждена обращаться за медицинской помощью, проводить вакцинацию от столбняка и бешенства, что сопровождалось общим ухудшением ее самочувствия, при этом на момент нападения собаки она являлась несовершеннолетней. До настоящего времени ФИО50 переживает последствия перенесенного стресса, при виде на улице собак она впадает в состояние панического страха, указанные обстоятельства подтверждаются представленной на обозрение суда видеозаписью, сделанной подругой истца спустя несколько месяцев после описываемых событий.

Принимая во внимание характер и степень, причиненных истцу физических и нравственных страданий, получение ею телесных повреждений, повлекших легкий вред здоровью, период восстановления пострадавшей с учетом ее индивидуальных психологических особенностей, нарушение ее права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в ее пользу компенсации морального в размере 70000 рублей.

Требование о компенсации морального вреда также заявлено истцом Евсеевой О.Н. - матерью пострадавшей ФИО51

На основании ч. 1 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

В материалах дела представлено свидетельство о рождении ФИО52 от Дата г. серии , согласно которому ее родителями являются ФИО53 и Евсеева О.Н.

Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о причинении ФИО54 физических и нравственных страданий и признал за ней право на компенсацию.

Вместе с тем, при указанных обстоятельствах у ее матери Евсеевой О.Н. также возникает право на компенсацию морального вреда, поскольку наблюдение за физическими и нравственными страданиями ребенка, безусловно, повлекло серьезные переживания за состояние ее здоровья. Ощущение ФИО55 физической боли, чувства страха, нервного напряжения на протяжении достаточно длительного периода, причиняло страдания, как самому пациенту, так и ее близким, следовательно, является достаточным основанием для компенсации морального вреда. В результате переживаний за состояние дочери, ухудшилось самочувствие самой Евсеевой О.Н., сразу после получения ребенком травмы она вынуждена была обратиться за медицинской помощью. 17 июля 2023 г. Евсееву О.Н. осмотрел врач по поводу диагноза - артериальная гипертензия, кризовое течение, сопровождающаяся астено-невротическим синдромом. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ».

На основании изложенного, в пользу Евсеевой О.Н. подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме 5000 рублей. Указанный размер компенсации является соразмерным причиненному вреду, не может считаться завышенным и согласуется с принципами конституционной ценности жизни и здоровья.

Истцами также заявлены требования о взыскании материального ущерба в сумме 4500 рублей за разорванные безнадзорной собакой джинсовые брюки и женскую кожаную сумку, принадлежащие ФИО56

Факт повреждения джинсовых брюк и женской сумки в результате нападения на ФИО57 безнадзорной собаки подтверждается представленными в материалах дела фотографиями (на фотографиях зафиксированы разорванные джинсы сразу после нападения собаки со следами крови от полученной травмы), показаниями свидетеля ФИО58, порванная женская кожаная сумка со следами от зубов животного обозревалась в судебном заседании в присутствии участников процесса.

Определяя размер причиненного материального ущерба, суд исходит из стоимости поврежденного имущества, цена которого согласно товарному чеку магазина «Атрибут» ФИО59 от 10 июля 2023 г. № 0021 составляет 4500 рублей, в том числе джинсы женские - 2500 рублей, сумка женская - 2000 рублей.

Требования о взыскании компенсации морального вреда и материального ущерба истцы Евсеева О.Н. и ФИО60 заявляют сразу к нескольким ответчикам - администрации города Орла, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орла, Управлению строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла, МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла», ООО «ЭкоСервис».

Устанавливая субъект ответственности рассматриваемых правоотношений, суд исходит из следующего.

В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законодательным актом устанавливать порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и определять перечень мероприятий при осуществлении такой деятельности.

Пунктом 15 ч. 1 ст. 16.1. Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением предоставлено право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

Законом Орловской области от 30 декабря 2022 г. № 2857-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Орловской области» органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Орловской области с 1 января 2023 г. наделены государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Орловской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 названного Закона осуществление государственного полномочия осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Орловской области, посредством организации следующих мероприятий: отлова животных без владельцев, в том числе их транспортировки и немедленной передачи в приюты для животных; содержания животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона; возврата потерявшихся животных их владельцам, а также поиска новых владельцев животным без владельцев, поступившим в приюты для животных; возврата животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона; размещения в приютах для животных и содержания в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Обеспечение органов местного самоуправления имуществом, необходимым для осуществления государственного полномочия, осуществляется за счет средств областного бюджета, направляемых в виде субвенций в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Орловской области (ч. 1 ст. 7 Закона Орловской области от 30 декабря 2022 г. № 2857-ОЗ).

Законом Орловской области от 2 декабря 2022 г. № 2838-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрено финансирование Муниципального образования «Город Орел» на обеспечение ветеринарно-санитарного благополучия.

Указанные субвенции были доведены до органа местного самоуправления, что подтверждается представленными Управлением ветеринарии Орловской области платежными поручениями.

Во исполнение переданных государственных полномочий Управлением строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла было разработано и утверждено муниципальное задание на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, согласно которому МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» поручено выполнение муниципального задания по содержанию территории города, в том числе - выполнение услуг по обращению с животными без владельцев.

Постановлением Правительства Орловской области от 3 декабря 2019 г. № 663 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев.

В п. 2 названного Порядка приводится понятие деятельности по обращению с животными без владельцев, а именно - отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинация, стерилизация), возврат на прежние места их обитания.

Согласно п. 3 Порядка мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев представляют собой: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; иные необходимые мероприятия в соответствии с ч. 7 и ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

10 мая 2023 г. между МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» (Заказчик) и ООО «ЭкоСервис» (Исполнитель) был заключен контракт № 06з на оказание услуг по обращению с животными без владельцев, который действовал состоянию на 14 июля 2023 г. - на момент нападения на ФИО61 безнадзорной собаки.

По условиям п. 1.1. указанного контракта исполнитель обязался оказать услуги по обращению с животными без владельцев в соответствии с описанием объекта закупки (приложение № 1 к контракту), а заказчик обязался принять и оплатить услуги.

Место оказания услуг - территория муниципального образования «Город Орел» в пределах его административных границ (п. 1.3 контракта).

Согласно п. 4.2.11. контракта исполнитель производит отлов животных без владельцев на основании письменных заявок юридических и физических лиц, а также на основании заявок, предоставляемых приютами.

В приложении № 1 к контракту от 10 мая 2023 г. № 06з приводится описание объекта закупки, а именно перечень оказываемых исполнителем услуг, состоящий из 12 пунктов: осмотр кинологом, зоологом животного без владельца в целях определения немотивированной агрессии (п. 1.1.); утилизация трупа животного (п. 1.2.); отлов животных без владельцев, транспортировка, передача в приюты для животных на основании заявок, возврат потерявшихся животных владельцам, поиск новых владельцев, поступившим в приют животным (п. 1.3.); эвтаназия животного для прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии тяжелого неизлечимого заболевания или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного (п. 1.4.); транспортировка животного без владельцев на прежние места их обитания (п. 1.5.); отлов и маркирование животных без владельцев (собаки) в том числе покусавших людей, с последующей транспортировкой его в приют для животных и кастрации (п.1.6.); отлов и маркирование животных без владельцев (собаки) в том числе покусавших людей, с последующей транспортировкой его в приют для животных и стерилизации (п.1.7.); стерилизация животных без владельцев (собаки, особи мужского пола) в приюте для животных (п. 1.8.); стерилизация животных без владельцев (собаки, особи женского пола) в приюте для животных (п. 1.9.); содержание в приюте одного животного без владельцев (кошки), в том числе покусавшего людей, в течение суток (п. 1.10.); содержание в приюте одного животного без владельцев (кошки), в том числе покусавшего людей, в течение суток (п. 1.11.); отлов, маркирование животного без владельцев (собаки), в том числе покусавшего людей, с последующей транспортировкой в приют для животных.

Данный перечень оказываемых услуг является закрытым, и как следует из приложения № 2 к контракту от 10 мая 2023 г. № 06з (перечень единичных расценок по обращению с животными без владельцев) оплачиваются только поименованные в перечне услуги.

Таким образом, МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» и ООО «ЭкоСервис» не осуществляют самостоятельный поиск животных без владельцев, поскольку это выходит за рамки их полномочий, мероприятия по обращению с животными без владельцев (отлов и последующие действия) реализуются исключительно на заявительной основе.

Вместе с тем, Постановлением Правительства Орловской области от 27 апреля 2023 г. № 336 утвержден Порядок предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан на территории Орловской области.

Пунктом 4 данного Порядка (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) определены случаи, при которых животные без владельцев представляют угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо способствуют ее возникновению, а именно: нахождение животных без владельцев в местах массового пребывания людей, в границах тепловых сетей и мест (площадок) накопления отходов; проявление животными без владельцев немотивированной агрессивности в отношении других животных или человека; нахождение животных без владельцев в местах, на которые их возвращать запрещено.

В целях снижения риска причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан на территории Орловской области предусмотрена такая мера, как мониторинг состояния популяции животных без владельцев (п. 5 Порядка).

Согласно п. 6 названого Порядка мониторинг состояния популяции животных без владельцев проводится органами местного самоуправления путем сбора и анализа данных, полученных при реализации переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Орловской области.

Мониторинг проводится ежеквартально путем осуществления объездов (обходов) территории населенного пункта в соответствии с утвержденным графиком, включающих в себя визуальный подсчет животных без владельцев.

После сбора и систематизации информации, полученной в ходе мониторинга, орган местного самоуправления обобщает ее и направляет в Управление ветеринарии Орловской области ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по установленной форме.

Профилактика случаев, указанных в п. 4 Порядка, осуществляется органами местного самоуправления и включает в себя в том числе: организацию незамедлительного реагирования исполнителей мероприятий при поступлении информации об угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан или о причинении вреда жизни, здоровью различной степени тяжести граждан; информирование населения об условиях, обеспечивающих защиту граждан от угрозы причинения вреда жизни и здоровью со стороны животных, не допускающих поведения граждан, направленного на провоцирование животного на агрессию, жестокое обращение по отношению к животным, жестокого обращения с животными.

Кроме того, органы местного самоуправления ежемесячно представляют в Управление ветеринарии Орловской области информацию о количестве случаев причинения вреда жизни или здоровью граждан по каждому из фактов (п. 9 Порядка).

Полномочия по проведению мониторинга состояния популяции животных без владельцев в рамках муниципального задания МБУ «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла» не передавались, соответственно, они не могли быть переданы ООО «ЭкоСервис» при заключении контракта.

Согласно Постановлению Правительства Орловской области от 27 апреля 2023 г. № 336 мониторинг состояния популяции животных без владельцев, сбор и систематизация информации, полученной в ходе мониторинга, ее обобщение и передача в адрес Управления ветеринарии Орловской области, относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Доказательств, свидетельствующих о наделении указанными полномочиями иных органов и организаций, в рамках рассмотрения дела суду не представлено.

С целью выяснения обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, судом в адрес администрации города Орла неоднократно направлялись запросы о предоставлении информации относительно организации проведения мониторинга состояния популяции животных без владельцев, систематизации и анализа соответствующих данных, утверждения графиков ежеквартальных объездов территории населенного пункта, фиксации результатов проводимого мониторинга, направления в Управление ветеринарии Орловской области ежемесячной информация о количестве случаев причинения вреда жизни или здоровью граждан, а также ежеквартальной отчетности, полученной в ходе мониторинга.

В соответствии с поступившей от администрации города Орла по запросу суда информации, мониторинг популяции животных без владельцев проводится исполнителем услуги по отлову животных ООО «ЭкоСервис», однако представитель ООО «ЭкоСервис» данный факт категорически отрицает, также эта информация опровергается представленными в деле документами.

Вместе с тем, из представленной Управлением ветеринарии Орловской области отчетности, направляемой в адрес Управления структурным подразделением администрации города Орла, в мае, июне и июле 2023 г. на территории города было выявлено 271 животное без владельцев, из которых 133 особи не имели идентифицирующих признаков, по состоянию на 1 октября 2023 г. выявлено 603 животных без владельцев (300 без идентифицирующих признаков), за 4 квартал 2023 г. выявлено 562 животных без владельцев (528 без идентифицирующих признаков).

По сведениям ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» на территории города Орла в 2023 г. было укушено и оцарапано собаками 526 человек, в том числе 246 детей.

Таким образом, мероприятия по снижению риска причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан, в частности в виде мониторинга состояния их популяции на территории города Орла и направления заявок в адрес организации производящей отлов животных, осуществляются ненадлежащим образом, вследствие чего безнадзорные собаки находятся в местах массового пребывания людей, нападают на граждан, причиняя вред здоровью.

В подтверждение этого факта в материалах дела представлено письмо заместителя начальника ОП № 2 по Заводскому району УМВД России по г. Орлу, в котором он доводит до сведения начальника территориального Управления по Заводскому району администрации г. Орла, что в отделение полиции систематически поступают заявления и обращения граждан по факту получения телесных повреждений от укуса собак в районе Богоявленской площади города Орла.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, учитывая ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления полномочий по организации мероприятий, направленных на предотвращение случаев причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан, профилактику таких случаев, в результате чего Евсеевой И.С. были получены телесные повреждения, суд приходит к выводу, что субъектом ответственности, предусмотренной ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, является администрация города Орла.

Правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда и материального ущерба с остальных ответчиков в данном случае не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Евсеевой Ольги Николаевны и ФИО63 Сергеевны удовлетворить частично.

Взыскать с администрации города Орла в пользу ФИО62 Дата уроженки <адрес> (паспорт <...>) компенсацию морального вреда в размере 70000 рублей и материальный ущерб в сумме 4500 рублей.

Взыскать с администрации города Орла в пользу Евсеевой Ольги Николаевны Дата уроженки <адрес> (<...>) компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В удовлетворении требований к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орла, Управлению строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла, Муниципальному бюджетному учреждению «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла», Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСервис» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Мценский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26 июля 2024 г.

Председательствующий Е.В. Журавлева

2-1-411/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Евсеева Ольга Николаевна
Мценский межрайонный прокурор
Ответчики
Управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла
МБУ "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла"
ООО "ЭКОСЕРВИС"
Муниципальное образование "Город Орел" в лице администрации г. Орла
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Орла
Другие
Киселев Виктор Николаевич
Финансовое управление администрации города Орла
Управление ветеринарии Орловской области
Суд
Мценский районный суд Орловской области
Судья
Журавлева Е.В.
Дело на странице суда
mcensky.orl.sudrf.ru
11.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2024Передача материалов судье
13.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2024Подготовка дела (собеседование)
23.04.2024Подготовка дела (собеседование)
16.05.2024Подготовка дела (собеседование)
29.05.2024Подготовка дела (собеседование)
29.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Судебное заседание
26.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее