Решение по делу № 2а-2507/2019 от 14.05.2019

Дело № 2а-2507/2019

64RS0047-01-2019-002267-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июля 2019 года город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Артемовой Н.А.,

при секретаре Рыбниковой Е.А.

при участии

представителя административного истца по доверенности Прокофьевой Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Воскресенского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

установил:

прокурор Воскресенского района Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Октябрьский районный суд города Саратова с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области (далее – Управление Роскомнадзора по Саратовской области) о признании запрещенной информации на интернет-сайтах.

Требования административного истца, с учетом уточнений, мотивированы тем, что прокуратурой Воскресенского района Саратовской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере информации, информационных технологиях и о защите информации.

В ходе проверки установлено, что в свободном доступе в сети Интернет находятся страницы сайтов: https://www. youtube.com/watch?v=3iB0B4i8-hI,

https://www.youtube.com/watch?v=74iQ417-DVg,

https://www.youtube.com/watch?v=6xWOQECUYVc,

https://www.youtube.com/watch?v=5DILWyDBMIk, на которых содержится информация пропагандирующая деятельность зацеперов, представлены правила и способы рискованных действий, опасных для жизни, для передвижения зацеперов снаружи пассажирских вагонов и способы избежания обнаружения зацеперов на подъездах к железнодорожным станциям, даются подробные разъяснения и советы начинающим зацеперам, способы посадки и высадки на ходу поезда, проезда на подножках, крышах вагонов и других, не приспособленных для проезда пассажиров местах. Размещенная в сети Интернет на данных сайтах информация нарушает требования действующего законодательства в сфере информации, информационных технологиях и о защите информации. На основании изложенного, просит признать информацию на странице сайтов: https://www. youtube.com/watch?v=3iB0B4i8-hI,

https://www.youtube.com/watch?v=74iQ417-DVg,

https://www.youtube.com/watch?v=6xWOQECUYVc,

https://www.youtube.com/watch?v=5DILWyDBMIk запрещенной к распространению на территории РФ.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Прокофьева Т.Ю. просила удовлетворить административный иск.

Административный ответчик Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области в судебное заседание своего представителя не направил. Представлен отзыв на заявленные требования, ходатайство о рассмотрении дел в отсутствии представителя Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области.

Суд с учетом мнения представителя административного истца и положений ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».

Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VII данного кодекса.

Судом установлено, что 06 апреля 2019 г. прокуратурой Воскресенского района проведен мониторинг сети Интернет по вопросу размещения в сети Интернет информации, направленной на популяризацию «зацепинга».

В рамках проведенной проверки установлено, что в сети «Интернет» на страницах Интернет-сайта: https://www. youtube.com/watch?v=3iB0B4i8-hI,

https://www.youtube.com/watch?v=74iQ417-DVg,

https://www.youtube.com/watch?v=6xWOQECUYVc,

https://www.youtube.com/watch?v=5DILWyDBMIk размещена информация, направленная на популяризацию «зацепинга».

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Согласно с ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.

В силу ст. 3 Федерального закона № 18-ФЗ от 10.01.2003 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Пунктом 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 № 703 установлено, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов допустимости, безопасности и качества оказываемых услуг.

Целью распространения вышеуказанной информации является привлечение людей, к движению и объединению с группой людей, называющей себя «зацеперами». Данная информация пропагандирует деятельность зацеперов, представлены правила и способы рискованных действий, опасных для жизни, для передвижения зацеперов на вагонах, подробно даются разъяснения и советы начинающим зацеперам.

Общественная опасность деяния состоит в том, что способствует совершению гражданами административных правонарушений на железнодорожном транспорте, и может привести к железнодорожным происшествия, причинению вреда и гибели людей, в том числе несовершеннолетних.

Статьей 2 Федерального закона «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ определено, что к основным принципам обеспечения безопасности в Российской Федерации относится приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Часть 1 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте.

Таким образом, предоставление возможности доступа к информации о «зацепинге» с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

Информация, размещенная на страницах указанных сайтов, адресована неограниченному кругу лиц, и склоняет к совершению преступных действий и правонарушений, что запрещено законом и данная информация подлежит признанию запрещенной к распространению.

Целью предъявления административного иска, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является внесение указателей страниц сайта и сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов
в сети «Интернет» запрещенной информации, определен постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно подп. «в» п. 4 постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет»,
а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете
к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

В соответствии с ч. 11 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г.
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет" или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет", на основании обращения владельца сайта в сети "Интернет", провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи,
о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет".

Учитывая изложенное, административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административный иск прокурора Воскресенского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию размещенную в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: https://www. youtube.com/watch?v=3iB0B4i8-hI,

https://www.youtube.com/watch?v=74iQ417-DVg,

https://www.youtube.com/watch?v=6xWOQECUYVc,

https://www.youtube.com/watch?v=5DILWyDBMIk информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц сайтов https://www. youtube.com/watch?v=3iB0B4i8-hI,

https://www.youtube.com/watch?v=74iQ417-DVg,

https://www.youtube.com/watch?v=6xWOQECUYVc,

https://www.youtube.com/watch?v=5DILWyDBMIk в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 08 июля 2019 года.

Судья     Н.А. Артемова

2а-2507/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Воскресенского района
Ответчики
Управление Роскомнадзора по Саратовской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Дело на странице суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация административного искового заявления
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Подготовка дела (собеседование)
07.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее