Дело № 2а-2507/2019
64RS0047-01-2019-002267-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2019 года город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Артемовой Н.А.,
при секретаре Рыбниковой Е.А.
при участии
представителя административного истца по доверенности Прокофьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Воскресенского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,
установил:
прокурор Воскресенского района Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Октябрьский районный суд города Саратова с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области (далее – Управление Роскомнадзора по Саратовской области) о признании запрещенной информации на интернет-сайтах.
Требования административного истца, с учетом уточнений, мотивированы тем, что прокуратурой Воскресенского района Саратовской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере информации, информационных технологиях и о защите информации.
В ходе проверки установлено, что в свободном доступе в сети Интернет находятся страницы сайтов: https://www. youtube.com/watch?v=3iB0B4i8-hI,
https://www.youtube.com/watch?v=74iQ417-DVg,
https://www.youtube.com/watch?v=6xWOQECUYVc,
https://www.youtube.com/watch?v=5DILWyDBMIk, на которых содержится информация пропагандирующая деятельность зацеперов, представлены правила и способы рискованных действий, опасных для жизни, для передвижения зацеперов снаружи пассажирских вагонов и способы избежания обнаружения зацеперов на подъездах к железнодорожным станциям, даются подробные разъяснения и советы начинающим зацеперам, способы посадки и высадки на ходу поезда, проезда на подножках, крышах вагонов и других, не приспособленных для проезда пассажиров местах. Размещенная в сети Интернет на данных сайтах информация нарушает требования действующего законодательства в сфере информации, информационных технологиях и о защите информации. На основании изложенного, просит признать информацию на странице сайтов: https://www. youtube.com/watch?v=3iB0B4i8-hI,
https://www.youtube.com/watch?v=74iQ417-DVg,
https://www.youtube.com/watch?v=6xWOQECUYVc,
https://www.youtube.com/watch?v=5DILWyDBMIk запрещенной к распространению на территории РФ.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Прокофьева Т.Ю. просила удовлетворить административный иск.
Административный ответчик Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области в судебное заседание своего представителя не направил. Представлен отзыв на заявленные требования, ходатайство о рассмотрении дел в отсутствии представителя Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области.
Суд с учетом мнения представителя административного истца и положений ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VII данного кодекса.
Судом установлено, что 06 апреля 2019 г. прокуратурой Воскресенского района проведен мониторинг сети Интернет по вопросу размещения в сети Интернет информации, направленной на популяризацию «зацепинга».
В рамках проведенной проверки установлено, что в сети «Интернет» на страницах Интернет-сайта: https://www. youtube.com/watch?v=3iB0B4i8-hI,
https://www.youtube.com/watch?v=74iQ417-DVg,
https://www.youtube.com/watch?v=6xWOQECUYVc,
https://www.youtube.com/watch?v=5DILWyDBMIk размещена информация, направленная на популяризацию «зацепинга».
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Согласно с ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.
В силу ст. 3 Федерального закона № 18-ФЗ от 10.01.2003 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Пунктом 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 № 703 установлено, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов допустимости, безопасности и качества оказываемых услуг.
Целью распространения вышеуказанной информации является привлечение людей, к движению и объединению с группой людей, называющей себя «зацеперами». Данная информация пропагандирует деятельность зацеперов, представлены правила и способы рискованных действий, опасных для жизни, для передвижения зацеперов на вагонах, подробно даются разъяснения и советы начинающим зацеперам.
Общественная опасность деяния состоит в том, что способствует совершению гражданами административных правонарушений на железнодорожном транспорте, и может привести к железнодорожным происшествия, причинению вреда и гибели людей, в том числе несовершеннолетних.
Статьей 2 Федерального закона «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ определено, что к основным принципам обеспечения безопасности в Российской Федерации относится приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Часть 1 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации о «зацепинге» с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.
Информация, размещенная на страницах указанных сайтов, адресована неограниченному кругу лиц, и склоняет к совершению преступных действий и правонарушений, что запрещено законом и данная информация подлежит признанию запрещенной к распространению.
Целью предъявления административного иска, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является внесение указателей страниц сайта и сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов
в сети «Интернет» запрещенной информации, определен постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно подп. «в» п. 4 постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет»,
а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете
к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
В соответствии с ч. 11 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г.
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет" или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет", на основании обращения владельца сайта в сети "Интернет", провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи,
о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет".
Учитывая изложенное, административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административный иск прокурора Воскресенского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию размещенную в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: https://www. youtube.com/watch?v=3iB0B4i8-hI,
https://www.youtube.com/watch?v=74iQ417-DVg,
https://www.youtube.com/watch?v=6xWOQECUYVc,
https://www.youtube.com/watch?v=5DILWyDBMIk информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц сайтов https://www. youtube.com/watch?v=3iB0B4i8-hI,
https://www.youtube.com/watch?v=74iQ417-DVg,
https://www.youtube.com/watch?v=6xWOQECUYVc,
https://www.youtube.com/watch?v=5DILWyDBMIk в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 08 июля 2019 года.
Судья Н.А. Артемова