Судья Внукова О.Н. Дело № 33-8394/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 октября 2020 года город Владивосток
Судья судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда Левицкая Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стасив О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании материал по заявлению администрации Уссурийского городского округа о прекращении исполнительного производства
по частной жалобе администрации Уссурийского городского округа на определение Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении заявления отказано
у с т а н о в и л:
решением Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность привести жилое помещение по адресу: <адрес> – 1 в прежнее состояние согласно проектной документации.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Уссурийскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю в отношении администрации Уссурийского городского округа было возбуждено исполнительное производство №-ИП, взыскателем по которому являлся ФИО3 До настоящего времени решение суда не исполнено.
Администрация Уссурийского городского округа обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства №-ИП, указав в обоснование, что взыскатель – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное дело в отношении ФИО3 не открывалось, срок для принятия наследства истек.
В судебное заседание администрация Уссурийского городского округа не явилась о месте и времени рассмотрения заявления была извещена надлежащим образом.
Постановленным определением суда в удовлетворении заявления администрации Уссурийского городского округа о прекращении исполнительного производства №-ИП отказано.
На определение суда заявителем подана частная жалоба с просьбой о его отмене.
Руководствуясь положениями статьи 333 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассмотрел частную жалобу без извещения лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании решения Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ (взыскатель ФИО3), предмет исполнения которого является возложение на администрацию Уссурийского городского округа обязанности привести жилое помещение по адресу: <адрес> – 1 в прежнее состояние согласно проектной документации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер, что подтверждается свидетельством о смерти II-ВС № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из информации, имеющейся на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты, следует, что наследственное дело к имуществу умершего ФИО3 в реестре наследственных дел отсутствует.
Рассматривая заявление администрации Уссурийского городского округа о прекращении исполнительного производства, суд руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве», указал, что должником по исполнительному производству не представлено доказательств утраты возможности исполнения решения суда, а смерть взыскателя в данном случае основанием для прекращения исполнительного производства не является, поскольку не подтверждает наличие таких обстоятельств, в силу которых реальная возможность исполнения решения утрачивается, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных администрацией Уссурийского городского округа требований.
Вместе с тем, такой вывод суда является неверным.
В силу статьи 17 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
В силу пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается в случаях смерти взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленным судебных актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случае, если после смерти гражданина, являвшегося взыскателем или должником, установленные судебным постановлением требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику умершего.
В данном случае требование об исполнении обязанности администрации Уссурийского городского округа (наймодателя) по производству приведения жилого помещения в первоначальное состояние, возникшее на основании решения суда, принадлежит нанимателю жилого помещения ФИО3
Учитывая, что ФИО3 в связи со смертью не может являться взыскателем по исполнительному производству, права и обязанности взыскателя не перешли к другому лицу в порядке правопреемства, возможность исполнения исполнительного документа отсутствует.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает определение суда первой инстанции постановленным при неправильном применении норм материального и процессуального права, что является безусловным основаниями к его отмене.
При таких обстоятельствах, определение суда подлежит отмене, заявление администрации Уссурийского городского округа о прекращении исполнительного производства о прекращении исполнительного производства - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 333, 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Заявление администрации Уссурийского городского округа о прекращении исполнительного производства удовлетворить.
Прекратить исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Уссурийскому городскому округу УФССП России по <адрес> на основании исполнительного листа ВС № о ДД.ММ.ГГГГ, выданного Уссурийским районным судом Приморского края в отношении администрации Уссурийского городского округа.
Судья