Решение по делу № 2-117/2019 от 12.12.2018

№2-117/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,

при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 10 июня 2019 года гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» к Золотухину А. В. о взыскании задолженности по арендной плате, пени, расторжении договора аренды земельного участка, возложении обязанности по возврату земельного участка, встречному исковому заявлению Золотухина А. В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании договора аренды земельного участка недействительным, применении последствий недействительности сделки,

установил:

Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обратилась в суд с иском к Золотухину А.В. о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка от 26.04.2013 за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в размере 606 106 рублей 00 копеек, пени за несвоевременную оплату арендных платежей за период с 26.12.2017 по 10.12.2018 в размере 424 274 рублей 20 копеек, пени в размере 0,2% от суммы задолженности за каждый день просрочки с 11.12.2018 по день погашения задолженности по арендной плате, расторжении договора аренды земельного участка от 26.04.2013, возложении обязанности передать земельный участок администрации по акту приема-передачи в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указано, что 26.04.2013 между администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и Золотухиным А.В. заключен договор аренды земельного участка , в соответствии с которым администрация передала, а ответчик принял в аренду по акту приёма-передачи от 26.04.2013 земельный участок площадью 50 664 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли промышленности и иного специального назначения, для строительства объекта «Тир открытого типа», с кадастровым номером . Срок аренды земельного участка установлен с 26.04.2013 до 26.04.2023. Ответчик платежи в счет арендной платы за период с 2016 по 2018 годы в установленный срок не внес, в связи с чем администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» 08.06.2018 направила в адрес ответчика претензионное письмо с требованием погашения задолженности, однако Золотухиным А.В. в установленный срок задолженность не погашена.

Золотухин А.В. обратился в суд со встречным исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании договора аренды земельного участка от 26.04.2013 с кадастровым номером недействительным, применении последствий недействительности сделки. В обоснование заявленных требований указано, что на основании решения Арбитражного суда Республики Коми от 23.02.2019 Постановления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 31.12.2008 № 12/3035 «Об утверждении акта выбора земельного участка для строительства объекта», от 06.07.2009 № 7/2014 «Об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории в Сыктывдинском районе», от 26.04.2013 № 4/1071 «О предоставлении Золотухину А.В. земельного участка в долгосрочную аренду в с. Лэзым» и от 12.07.2016 № 7/918 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 06.07.2009 № 7/2014 «Об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории в Сыктывдинском районе» признаны недействительными. В связи с чем, договор аренды земельного участка от 26.04.2013 заключен без достаточных оснований.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 07.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

В судебном заседании представитель истца (ответчика) администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Сёмина О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, возражала против удовлетворения встречных исковых требований.

Ответчик Золотухин А.В. и его представитель Фирсов А.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» требований, поддержали встречные исковые требования.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

При рассмотрении дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что использование Золотухиным А.В. земельного участка, входящего в состав квартала выдела Пажгинского участкового лесничества, осуществлялось в соответствии с постановлением №4/1071 администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 26.04.2013.

Между администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и Золотухиным А.В. заключен договор аренды земельного участка от 26.04.2013, в соответствии с которым, арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 50 664 кв.м., в составе земель промышленности и иного специального назначения, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для строительства объекта «Тир открытого типа» и обязуется оплачивать арендную плату в сроки и размере, установленные договором.

Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Коми 31.08.2015.

Из пункта 1.2 указанного договора следует, что срок аренды земельного участка установлен с 26.04.2013 по 26.04.2023.

Указанный участок был передан арендатору на основании акта приема-передачи земельного участка 26.04.2013.

При заключении рассматриваемого договора стороны договорились о том, что арендная плата начисляется с момента подписания сторонами акта приема-передачи земельного участка. Размер и сроки арендной платы устанавливаются в соответствии с расчетами арендной платы, которые являются неотъемлемой частью договора (п. 2.2, 2.3 Договора).

В соответствии с п. 3.1.1 арендодатель имеет право в случае индексации ставок земельного налога и (или) изменения повышающего коэффициента производить перерасчет арендной платы.

Арендная плата за период с 26.04.2013 по 31.12.2013 и в соответствии с прилагаемым к договору расчетом составляет 1910 рублей, оплата которой производится арендатором согласно приведенных в договоре банковских реквизитов.

Пунктом 2.4 договора установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка, изменения порядка определения арендной платы уполномоченными на то органными и изменения базовой ставки арендной платы арендодатель в одностороннем порядке, не требующем согласия арендатора, производит перерасчет размера арендной платы и письменно уведомляет об этом арендатора.

В связи с невыполнением арендатором обязательств по своевременной уплате арендных платежей, образовалась задолженность, размер которой в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 составляет 606 106 рублей.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в суд с рассматриваемым иском.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.02.2019 постановления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 31.12.2008 №12/3035 «Об утверждении акта выбора земельного участка для строительства объекта», от 06.07.2009 № 7/2014 «Об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории в Сыктывдинском районе», от 26.04.2013 №4/1071 «О предоставлении Золотухину А.В. земельного участка в долгосрочную аренду в с. Лэзым» и от 12.07.2016 № 7/918 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 06.07.2009 №7/2014 «Об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории в Сыктывдинском районе» признаны недействительными.

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.02.2019 вступило в законную силу.

Указывая на то, что на основании решения Арбитражного суда Республики Коми постановление, о предоставлении Золотухину А.В. земельного участка признано недействительным, а соответственно администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» не имела права на распоряжение спорным земельным участком, Золотухин А.В. обратился в суд.

Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как следует из ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно положениям ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Положениями ч. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно статье 7 Земельного кодекса РФ все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли промышленности, энергетики и транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли лесного фонда.

В силу части 1 статьи 87 Земельного кодекса РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законам законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен ст. 84 настоящего кодекса.

В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

В силу ст. 27 ч. 5 п. 2 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

При рассмотрении Арбитражным судом Республики Коми дела установлено, что 03.12.2009 Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью 84 600 000 кв.м., расположенный, в частности, в квартале 4а Пажгинского участкового лесничества, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации , а также выдано свидетельство о государственной регистрации права серии .

26.06.2012 Комитетом лесов Республики Коми был заключен государственный контракт на проведение работ по лесоустройству, результаты (материалы) которых введены в действие приказом Комитета лесов Республики Коми от 20 января 2014 года .

При этом, как следует из материалов дела, на государственный кадастровый учет земельный участок был поставлен 01.12.2012.

Спорные лесные участки являются собственностью Российской Федерации и относятся к землям лесного фонда.

На основании оспариваемого договора аренды 31.08.2015 на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право аренды за Золотухиным А.В.

Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Р. Ф. осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

<данные изъяты>

К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (ст. 84 Лесного кодекса РФ).

Таким образом, правом распоряжения земельными участками, относящимися к лесному фонду, обладает Российская Федерация. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться только теми лесными участками, которые относятся к объектам муниципальной собственности.

С учетом того, что земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, действующее законодательство предусматривает возможность распоряжения указанными землями только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.

На территории Республики Коми к таким органам относится Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Статьей 2 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В свою очередь, порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №48.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 вышеуказанного федерального закона по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

При этом, в соответствии с положениями ст. 5 внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 11 Федерального закона № 172-ФЗ определено, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категории разрешается, в том числе, в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ, установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях). Нарушение установленного законом порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными акта об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

В силу данных законоположений перевод земель лесного фонда в земли иных категорий требует соблюдения определенной процедуры такого перевода.

Системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда гражданам до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.

При этом, с учетом указанных законоположений, изменение категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, возможно, при наличии согласования с собственником земли - Российской Федерацией, в лице его уполномоченного федерального органа исполнительной власти. В свою очередь, несоблюдение установленного законом порядка ведет к признанию нормативно-правовых актов по переводу земель не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими.

Материалами дела подтверждается, что в нарушение установленной законом процедуры по переводу земель из одной категории в другую, действиями органов местного самоуправления, направленными на предоставление Золотухину А.В. земельного участка фактически произведен перевод категории земель лесного фонда в земли промышленности, и иного специального назначения, в отсутствие у администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» полномочий на совершение таких действий.

В соответствии с п. 11 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 № 452 (далее - Положение) определено, что Министерство исполняет функции по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в безвозмездное пользование, предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с подпунктом 1 подпункта 10.15 Положения о Министерстве для реализации указанных задач Министерство исполняет следующие государственные функции в области лесных отношений: владеет, пользуется, распоряжается лесными участками, находящимися в собственности Республики Коми.

Таким образом, оспариваемый договор аренды земельного участка №26/04-840 от 26.04.2013 нарушает законные права Министерства в области лесных отношений, поскольку влечет нарушение законных прав и интересов граждан, юридических лиц, обращающихся в Министерство в целях получения государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, в аренду.

Также суд учитывает, что решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.02.2019 по делу №А29-16065/2017, постановление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 26.04.2013 №4/1071 признано недействительным.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

С учетом изложенного, включение земель лесного фонда в состав земельного участка с кадастровым номером не соответствует положениям земельного законодательства РФ и Федеральному закону №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что спорный земельный участок сформирован, в том числе из земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, а равно имеет место нарушение права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером , суд приходит к выводу, что передача данного земельного участка в аренду Золотухину А.В. осуществлена с нарушением требований действующего законодательства.

Доказательств того, что спорный земельный участок не относится к лесному фонду, а расположен в пределах границ населенного пункта, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, администрацией муниципального образования муниципального района не представлено.

Исходя из системного анализа ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 101 Земельного кодекса РФ, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 27 ч. 5 п. 2 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте.

Изменение границ земель лесного фонда в установленном законом порядке не производилось. Земли лесного фонда Правительством Российской Федерации в ведение органа местного самоуправления не передавались.

В соответствии со ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в том числе о предмете договора (ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации (ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а так же из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В силу п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом.

Сделка по распоряжению имуществом лицом, не являющимся собственником либо лицом, уполномоченным собственником на отчуждение принадлежащего собственнику имущества, не соответствует требованиям статьи 209 Гражданского кодекса РФ, и, соответственно, в силу положений статьи 168 Гражданского кодекса РФ является ничтожной. В силу положений статьи 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

В соответствии в правовой позицией, изложенной в п. 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в частности ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит собственнику. Арендодателем могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В соответствии с положениями ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Разрешая спор, оценив установленные обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что земельный участок, предоставленный Золотухину А.В., находится на землях лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, суд с учетом отсутствия доказательств изменения правого статуса данного земельного участка, приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» не имела права быть арендодателем спорного земельного участка из земель лесного фонда, а равно действия истца (ответчика) по распоряжению данным земельным участком не соответствуют требованиям статьи 209 Гражданского кодекса РФ, в связи с чем, оспариваемый договор аренды, как не соответствующий требованиям законодательства, является недействительным, не порождающим юридических последствий.

Применяя последствия недействительности сделки, суд приходит к выводу о необходимости аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости записи о регистрации договора аренды.

Кроме того, исходя из положений ст. 166 - 168 Гражданского кодекса РФ судом применяются правовые последствия недействительности сделки, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером подлежит передаче муниципальному району «Сыктывдинский» в лице администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», а денежные средства, уплаченные Золотухиным А.В. по договору аренды, что согласно представленным платежным поручениям составляет 7 508 рублей 36 копеек, возврату администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

Таким образом, учитывая, что при рассмотрении дела установлены неправомерные действия администрации, выразившиеся в распоряжении земельным участком, в отсутствие законных оснований, требования администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» к Золотухину А.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Встречные исковые требования Золотухина А. В. удовлетворить.

Признать договор аренды земельного участка от 26.04.2013, заключенный между администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и Золотухиным А. В. недействительным.

Обязать Золотухина А. В. вернуть муниципальному образованию муниципальный район «Сыктывдинский» в лице администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» земельный участок с кадастровым номером площадью 50 664 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> для строительства объекта «Тир открытого типа».

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» вернуть Золотухину А. В. полученные по договору аренды земельного участка от 26.04.2013 денежные средства в размере 7 508 рублей 36 копеек.

Аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о государственной регистрации договора аренды от 26.04.2013 в отношении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>.

Исковые требования администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» к Золотухину А. В. о взыскании задолженности по арендной плате, пени, расторжении договора аренды земельного участка от 26.04.2013 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 14.06.2019.

Судья              Е.А. Долгих

2-117/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
АМОМР Сыктывдинский
Ответчики
Золотухин Александр Васильевич
Другие
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Производство по делу возобновлено
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее