Мотивированное решение суда изготовлено 24.05.2021 г.
Дело 2а-737/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г.Бор 12 мая 2021 года
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Калыновой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Баевой С.К.,
с участием представителя административного истца Ш.И.В. (доверенность), представителя административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области – З.К.А. (доверенность), представителя заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России – П.П.В. (доверенность),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению Галченков А.Ю. к Министерству Финансов Российской Федерации, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Борский городской суд Нижегородской области с административным исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, в котором просил признать незаконными действия (бездействия) администрации ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в части содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области с 27.02.2008 г. по 11.08.2020 г. с нарушением минимальных норм жилой площади, питания, материально-бытового обеспечения, взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в размере один миллион рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что 30.05.2007 года приговором Ленинградского областного суда заявителю назначено наказание в виде 17 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Административный истец для отбытия назначенного судом наказания был распределён в ФКУ ИК-11ГУФСИН России по Нижегородской области, куда доставлен в июне 2007 года.
Административный истец указывает, что в период отбывания наказания в колонии находилось более 1150 человек, колония переполнена из-за закрытия ряда ИК в соседних регионах.
Все здания старые, типовой постройки трех этажей с жилой секцией-спальней 90 кв.м. Заявитель проживал в отряде № 9 с еще более 70 осужденными на площади 90 кв.м., т.е. 1,3 кв.м на человека. Соблюдение гигиенических норм, предусмотренных законодательством РФ, в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области не выполняются. Вода из крана идет с перебоями; водоснабжение часто отключается, плохого качества (желтая); теплая вода отсутствует вообще. На отряд из 70 человек на площади в 15 кв. м. имеется 5 раковин и 5 унитазов; в связи с большим числом людей доступ к туалету и раковинам ограничен. Центральное отопление в общежитии работает недостаточно, зимой приходится спать полностью одетым, температура в коридоре не превышала 18 градусов. Питание подавалось в немытой, грязной посуде, появлялись кишечные инфекции, пища низкого качества, рацион состоит в основном из кислой капусты, ячменной каши и полусладкого чая утром, ячменный суп днем и каша вечером, при этом крупа низкого качества с черными вкраплениями, количество пищи недостаточно, мясо не выдают вообще; место для хранения продуктов в колонии нет, поэтому продукты хранят на улице на земле, зимой всё перемерзает.
Также административный истец указывает, что здоровые люди содержатся вместе с больными ВИЧ, туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями; надлежащая медицинская помощь не оказывается.
Кровати в отряде стоят вплотную друг к другу. Освещение в жилой секции постоянно включено, при этом света недостаточно, на всю секцию 2 лампы, окна загорожены двухъярусными кроватями, в связи с чем сильно и быстро портится зрение. Каждую весну в колонии вводят карантин в связи с гепатитом "А" из-за плохой воды, при этом передачи не пропускают. Лечить заболевание руководство колонии отказывается, т.к. лекарств не имеет, при этом в медицинской карточке ставят отметки о назначении лечения. Заключенные должны сами стирать свои постельные принадлежности и одежду, при этом кипятильник для подогрева администрация колонии не выдает. Мыло, средства гигиены выдают раз в месяц в недостаточном количестве и не все необходимое. Личные вещи всех осужденных в отряде (более 70 человек) хранятся в жилой секции вместе с осужденными. Заключенные в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области могут принимать душ 2 раза в неделю в течение 30 минут, в это время душем пользовалось до 100 человек (на 20 леек), т.е. время помыться было порядка 6 минут на человека, при этом некоторые осужденные мыться не успевают вообще. Зимними (теплыми) вещами (шапка, рукавицы, нательное белье, валенками и т.п.) администрация исправительного учреждения административного истца не обеспечивала.
Постоянные комиссии должностных лиц прокуратуры и руководства УФСИН исключают неосведомленность должностных лиц об бесчеловечных условиях содержания под стражей заявителя.
Администрация ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области всячески препятствует обращениям осужденных с жалобами. При обращении осужденного в прокуратуру либо за формуляром жалобы, администрация начинает притеснять осужденного различными наказаниями, в том числе избивать.
11.08.2020 года административный истец был освобожден из-под стражи.
Ссылаясь на практику Конвенции о защите прав человека и основных свобод, решение Европейского Суда по правам человека по жалобе № № от 15 октября 2015 года, принимая во внимание судебную практику по аналогичным делам, руководствуясь такой соразмерностью исчисления суммы, административный истец полагает, что сумма справедливой компенсации за бесчеловечные условия содержания в ФКУ ИК-1 1 ГУФСИН России по Нижегородской области должна составлять 1000000 (один миллион) рублей.
В настоящее судебное заседание административный истец на явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, направив в суд своего представителя Ш.И.В.
Ш.И.В., действуя в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, заявленные административным истцом требования поддержал в полном объеме, повторив приведенные в административном иске обстоятельства.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области З.К.А., действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, что во всех отрядах имеется минимальный необходимый набор бытовых помещений (комната для хранения продуктов питания и приема пищи, умывальная комната, помещение для сушки вещей, камера хранения вещей повседневного пользования, комната быта, комната отдыха). В отрядах имеются комнаты для приема пищи. Поставка и водоотведение холодной воды в ИК-11 осуществляется МУП «Борский водоканал», поставка горячей воды осуществляется котельной учреждения. Отключение холодной и горячей воды производится только при планово-ремонтных работах. Имеется резерв воды в столовой учреждения. В случае отключения воды в каждом отряде имеются бойлеры. Предусмотрены емкости под холодную воду для обеспечения осужденных водой. Во всех отрядах имеются умывальники со смесителями системы подачи горячей и холодной воды. Норма санитарного оборудования соответствует установленным требованиям. Оборудование банно-прачечного комплекса включает стиральные машины, центрифуги, имеется помещение для сушки белья, в котором используется тепловентилятор. В учреждении систематически (ежемесячно) проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов, а также других помещениях, где находятся осужденные. Насекомые и грызуны в помещениях отсутствуют.
Питание организовано согласно Постановлению Правительства №205 от 11.04.2005 года «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», а также Приказу Минюста России от 17.09.2018 №189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». В рацион питания включены все необходимые продукты: мясо, рыба, крупы, молоко, жиры, овощи свежие, масло сливочное, творог. В случае отсутствия необходимых к выдаче продуктов производится их замена. Проводится жесткий контроль за полнотой доведения норм питания до довольствующих. Закладка продуктов питания в котел осуществляется в присутствии дежурного помощника начальника колонии.
Все осужденные обеспечиваются всеми видами довольствия, постельными принадлежностями (подушка, одеяло, простынь, матрац, наволочка, полотенце), одеждой и обувью по сезону в соответствии с приказом Минюста России от 03.12.2013 №216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» (вместе с «Порядком обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», «Правилами ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях»).
Весь период содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, административный истец отбывал наказание в отрядах №1, 5, 9, 10.
В спорный период в адрес ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области выносился ряд представлений прокуратуры, согласно которым за весь период отбывания наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области административный истец содержался в условиях, допускающих перелимит, в отряде №10 менее двух лет, кроме того, нарушение нормы площади на одного человека допускалось в размере не более 0.1 кв.м, что в совокупности дает основание сделать вывод о незначительности допущенного нарушения.
Представитель З.К.А. указал, что осужденные выводятся ни работу в три смены, что подтверждается приказами о распорядке дня осужденных, поэтому их численность одновременного нахождения в помещении сокращается. Фактически отряды полностью разгружены и осужденные располагают достаточным личным пространством.
Помимо всего прочего, в течение 2017 года была проведена перепланировки помещений и введено в эксплуатацию общежитие отряда №1 общей жилой площадью 196.2 кв.м на 98 осужденных, также введено в эксплуатацию общежитие отряда №ЗИ для инвалидов общей жилой площадью 102.3 кв.м на 51 человек.
С целью соблюдения ст.80 УИК РФ в 2017 году из учреждения было направлено для отбывания наказания в другом учреждении 100 осужденных отряда № 11 (категории опасного рецидива), что позволило в последующем перераспределить 87 осужденные между отрядами согласно требованиям о раздельном содержании, предусмотренным ст.80 УИК РФ, тем самым дополнительно обеспечить соблюдение предусмотренной ч.1 ст.99 УИК РФ жилой площади в каждом отряде и в каждой секции.
ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области большое значение придается вопросам получения осужденными специальности и образования. В учреждении имеется учебно-консультационный пункт (УКП), который является структурным подразделением Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 г. Бора Нижегородской области (МОУ СОШ № 8).
УКП создано в целях получения общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и частное образовательное учреждение высшего образования «Академия управления и производства», в которой по состоянию на 07.07.2020 получают высшее образование 4 осужденных, 2 осужденных получили высшее образование.
Учреждение также организует условия для эффективного использования свободного времени осужденными, проводит различные мероприятия. В учреждении проводятся спортивные состязания. Спортгородок оснащен всем необходимым инвентарем для занятий физкультурой и спортом, имеется два спортзала.
Представитель З.К.А. указывает, что действия администрации направлены исключительно на создание благоприятных условий для осужденных, в том числе и для административного истца.
Доказательств значительного нарушения обеспеченностью необходимой нормой санитарной площади на 1 человека, материалы дела не содержат.
По доводам, связанным с затруднительным доступом к местам общего пользования, представителем административных ответчиков указано, что в соответствии с п.п.34, 35 таблицы 12 приказа Минюста РФ № 130 ДСП от 02.06.2003 г. «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России)» расчет умывальников, унитазов, ножных ванн производится с учетом 1 единица на 15 осужденных.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" предусматривает расчет умывальников с учетом 1 единица ми 10 осужденных.
Однако и требования Приказа Минюста Российской Федерации от 02.06.2003 г. № 130-дсп и требования Приказа ФСИН России от 27.07.2006 N 512 предписывают начальникам территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации руководствоваться настоящими положениями и не носят обязательный характер, а лишь рекомендательный.
З.К.А. указал, что по прибытию в учреждение административный истец был обеспечен всем необходимым. Повторная выдача вещего довольствия осуществляется исключительно на основании заявления осужденного и только после истечения срока носки конкретной вещи.
Указал, что в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области ежегодно заключаются договоры и государственные контракты по дератизации и дезинфекции помещений с целью предупреждения возникновения насекомых и грызунов. До 2013 года договоры со сторонними организациями на проведение вышеуказанных работ не заключались, так как в учреждении имелась штатная должность дезинсектора и работы проводились ежемесячно сотрудником медицинской части.
Санитарная обработка осужденных проводится два раза в неделю в соответствии с графиком помывок.
По доводам об отсутствии качественной и своевременной медицинской помощи представитель З.К.А. указал, что согласно приказу ФСИН России от 26.11.2013 г. №703 с 01.01.2014 г. было создано новое юридическое лицо ФКУЗ «МСЧ-52 ФСИН».
Стационар филиала «Медицинская часть №6» ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России рассчитан на 12 койко-мест с набором всех необходимых помещений.
У филиала имеется лицензия № 52-01-002558 от 01 декабря 2017 года на осуществление медицинской деятельности.
Медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи ежедневно с 10.00 до 13.30, с 15.00 до 17.00. Медицинским персоналом оказывается медицинская помощь всем осужденным, записавшимся в журнале предварительной записи на прием (осмотр). Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения УИС, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.
Медицинская часть обеспечена необходимым инвентарём, медицинским оборудованием и набором медицинских препаратов для оказания квалифицированной медицинской помощи в рамках государственных гарантий. Хранение, учет и выписка лекарственных средств и спирта проводится в соответствии с нормативными требованиями.
Административный ответчик Министерство финансов Российской Федерации настоящее судебное заседание не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ранее административным ответчиком суду представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором Министерство финансов Российской Федерации возражает относительно заявленных Галченковым А.Ю. требований, просит в удовлетворении требований отказать.
Заинтересованное лицо ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России по Нижегородской области в настоящее судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено своевременно и надлежащим образом, представитель П.П.В., действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что медицинская помощь Галченкову А.Ю. в исправительном учреждении оказывалась в полном объеме и своевременно.
Заинтересованные лица начальник ФКУ ИКУ-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, а также Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в том числе с учетом положений ч.8 ст.96 КАС РФ, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
В соответствии с положениями ст.ст.150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, исследовав представленные на обозрение суда Журналы учета контроля за качеством приготовления пищи в ФКУ ИК-11 за 2014, 2015, 2017 г.г., Журналы операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов с приложением (раскладки продуктов) за 2014-2017 г.г., амбулаторную медицинскую карту Галченкова А.Ю., оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 года) никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Статьями 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации также предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права. Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47).
В силу положений ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях № 663 С (XXIV) от 31.07.1957 и № 2076 (LXII) от 13.05.1977, предусматривают, в частности, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляции.
Согласно п. п. 11, 12, 14, 15 указанных Правил в помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности. Все части заведения, которыми заключенные пользуются регулярно, должны всегда содержаться в должном порядке и самой строгой чистоте. От заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.
Общие положения и принципы исполнения наказаний, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания устанавливаются уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов.
Согласно ст.ст. 74, 82, 99 УИК РФ, исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.
Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Сверх установленного размера средств, разрешенных к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, осужденные могут за счет собственных средств дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную, оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии со ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.
В соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2005 №259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ). При оспаривании порядка реализации мер принуждения, ограничивающих свободу и личную неприкосновенность, могут приниматься во внимание, в частности, документы Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и Совета Европы, действующие в сфере организации содержания лишенных свободы лиц (в частности, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), утвержденные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 2015 года №70/175, Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права, принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 2005 года №60/147, Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Стамбульский протокол), Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1982 года №37/194, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года №34/169, Рекомендация Rec(2006)2 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о правилах содержания заключенных в Европе от 11 января 2006 года, Рекомендация Rec(2006)13 Комитета министров Совета Европы государствам-членам об использовании оставления под стражей, об условиях, в которых оно имеет место, и о предоставлении гарантий защиты от жестокого обращения от 27 сентября 2006 года, Общие доклады Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания). Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.03.2003 №30дсп установлена норма количества унитазов в исправительном учреждении с учетом 1 единицы на 10 человек. Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 утверждены Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (п. 1); предписано начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (п. 2). Согласно Нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на десять человек, зеркало настенное - 2 штуки; постирочная: машина стиральная бытовая - 2-3 штуки. Помещение бани оборудуется жестким диваном или вешалкой со скамьей, тумбочкой, табуретом, столом прямоугольным (помещение раздевалки), стационарными скамьями (помещение мыльной и парной). Помещение прачечной оборудуется ларем для грязного белья, столом, тумбочкой, табуретом (помещение приема грязного белья), тумбочкой, табуретом (помещение сушки белья). Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, транзитно-пересыльных пунктах, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах (п. 21). В соответствии с п. 5.1 Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной приказом Минюста РФ от 08.11.2001 №18/29-395, помывка в бане осужденных производится не реже одного раза в семь дней. Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня исправительных учреждений. В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарным требованиям помещениях для приема пищи (п. 29). Согласно представленным документам порядок пользования помещениями для приема пищи в распорядке дня в ИК-11 установлен. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205 утверждены Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, согласно которым осужденным установлена следующая норма питания на 1 человека в сутки (для мужчин): Хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной I сорта - 300 гр., Хлеб пшеничный из муки II сорта - 250 гр., Мука пшеничная II сорта - 5 гр., Крупа разная - 100 гр., Макаронные изделия - 30 гр., Мясо - 90 гр., Мясо птицы - 30 гр., Рыба - 100 гр., Маргариновая продукция - 35 гр., Масло растительное - 20 гр., Молоко коровье (миллилитров) - 100, Яйца куриные (штук в неделю) - 2, Сахар - 30 гр., Соль поваренная пищевая - 20 гр., Чай натуральный - 1, Лавровый лист - 0,1 гр., Горчичный порошок - 0,2 гр., Томатная паста - 3 гр., Картофель - 550 гр., Овощи - 250 гр., Кисели сухие витаминизированные или фрукты сушеные - 25,10 гр. Данным постановлением утверждены также Нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.Судом в судебном заседании на основании представленных в дело доказательств, а также с четом пояснений участников процесса, достоверно установлено следующее. Галченков А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 19.02.2007 г. осужден Выборгским городским судом г.Санкт-Петербурга по ст.105 ч.1 УК РФ – 6 л. 6 мес. на основании ст.70 УК РФ присоединено наказание по приговору от 09.11.2004 г. Приозерского городского суда Ленинградоской области по ст.264 ч.2 УК РФ – 2 г. 6 мес. лишения свободы в колонии-поселении и окончательно назначено 7 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Вторично осужден 30.5.2007 г. Ленинградским областным судом по ст.126 ч.2 п. «в», 30 ч.3, 105 ч.2 п. «к», 69 ч.3 УК РФ – 14 лет. На основании ст.69 ч.5 УК РФ присоединено наказание по приговору от 19.02.2007 г. и окончательно назначено 17 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Борского городского суда Нижегородской области от 26.04.2012 г. по приговору от 30.05.2007 г. считать осужденным по ст.126 ч.2 п. «в», ст.30 ч.3, 105 ч.2 п. «к», 69 ч.3 УК РФ – 13 л. 9 мес. На основании ст.69 ч.5 УК РФ присоединено наказание по приговору от 19.02.2007 г. и окончательно назначено 16 лет 9 мес. лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Постановлением Борского городского суда Нижегородской области от 09.11.2018 г. в соответствии со ст.72 ч.3.1 УК РФ время содержания под стражей с 27.07.2004 г. по 21.11.2004 г. зачесть в срок назначенного наказания по приговору от 30.05.2007 г. из расчета 1 день содержания под стражей за 2 дня отбывания наказания в колонии-поселении. Прибыл в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области 27.02.2008 г. из ИЗ-47/1 г.Санкт-Петербург ГУФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Освобожден 11.08.2020 г. по постановлению Борского городского суда Нижегородской области от 31.07.2020 г. на основании ст.79 УК РФ условно-досрочно на 02 г. 02 м. 18 дн.В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области административный истец был распределён для проживания: - в отряд №5, в котором содержался с 13.03.2008 г. по 23.09.2008 г., - в отряд №10, в котором содержался с 23.09.2008 г. по 06.10.2009 г., - в отряд №1, в котором содержался с 06.10.2009 г. по 08.12.2011 г., - в отряд №10, в котором содержался с 08.12.2011 г. по 28.02.2013 г., - в отряд №9, в котором содержался с 28.02.2013 г. по 24.05.2013 г., - в отряд №10, в котором содержался с 24.05.2013 г. по 05.07.2020 г., - в отряд №9, в котором содержался с 05.07.2020 г. по 30.07.2020 г., - в отряд №10, в котором содержался с 30.07.2020 г. по 11.08.2020 г.В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Вместе с тем административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ). Учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные КАС РФ меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля). Представителем административных ответчиков представлены документы, указывающие на то, что минимальные нормы питания осужденных в исправительном учреждении соблюдались (Журналы учета контроля за качеством приготовления пищи в ФКУ ИК-11 за 2014, 2015, 2017 г.г., Журналы операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов с приложением (раскладки продуктов) за 2014-2017 гг.).
Из исследованных в судебном заседании Журналов, выборочные копии которых представлены в материалы дела, следует, что со стороны администрации учреждения проводится контроль за полнотой доведения норм питания до осужденных. Закладка продуктов питания в котел осуществляется в присутствии дежурного помощника начальника колонии. Продукты в столовую со склада подразделения поставляются на основании меню-требования на текущий день, в зависимости от количества довольствующихся. Качество приготовления пищи контролируется медицинскими работниками за полчаса до приема пищи, о чем делается запись в журнале контроля за качеством приготовления пищи. При оценке качества пищи, медицинский работник проверяет санитарное состояние столовой, качество уборки производственных цехов и обеденного зала, качество вымытой чистой посуды. Закладку продуктов в котел контролирует дежурный помощник начальника колонии, о чем делается запись в специальном журнале. При приеме пищи осужденными выделяется сотрудник администрации, который контролирует соблюдение режимных требований, а также доведение установленных норм до осужденных.
В представленных по запросу суда Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях копий представлений следует, что в ходе проверки жалоб на качество приготовления пищи не поступало.
Поставка и водоотведение холодной воды в ФКУ ИК-11 осуществлялась МУП «Борский водоканал», поставка горячей воды осуществлялась котельной учреждения. Во всех отрядах имелись умывальники со смесителями системы подачи горячей и холодной воды. Санитарная обработка осужденных проводилась в соответствии с графиком. Оборудование банно-прачечного комплекса включает стиральные машины, центрифуги, имеется помещение для сушки белья.
В учреждении систематически (ежемесячно) проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов, а также других помещениях, где находятся осужденные.
В исправительном учреждении оборудованы прогулочные дворы (локализованные участки). Прогулочный двор отряда №5 имеет площадь 155 кв.м, прогулочный двор отряда №10 имеет площадь 120 кв.м, прогулочный двор отряда №1 имеет площадь 57 кв.м и предназначен только для данного отряда, прогулочный двор отряда №9 имеет площадь 120 кв.м.
В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области оборудован также тренажерный зал, как в помещении, так и на улице, что позволяет заниматься спортом в зимнее время в зале, а в летнее на улице (по желанию).
При проверке доводов административного истца в части имевших место нарушений условий содержания суд исходит из того, что в период отбывания наказания он содержался в различных отрядах, в которых количество осужденных также менялось.
Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания.
С 13.03.2008 г. по 23.09.2008 г. административный истец содержался в отряде №5.
Согласно представлению прокурора от 30.04.2008 г. установлено, что при лимите наполнения ФГУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в 1260 человек, на момент проведения проверки фактически содержалось 1504 осужденных, в отряде №5 содержится 122 осажденных, при этом в отряде не обеспечены умывальниками (рукомойниками 57 осужденных, тумбочками – 44 осужденных, табуретами – 23 осужденных.
Согласно ответу от 16.06.2008 г. приняты меры по устранению нарушений в исправительном учреждении, а именно – в ФСИН России направлено письмо с просьбой временно приостановить направление в учреждение осужденных бывших сотрудников правоохранительных органов, прекращено направление в Нижегородскую область осужденных общего режима из Удмуртии, Чеченской Республики, Республики Башкортостан, Дагестана, Костромской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Смоленской области, Ставропольского края, Астраханской, Ростовской области, осужденных строгого режима из Республики Башкортостан. Кроме того, на базе учреждения, в целях продления сроков эксплуатации казарменного инвентаря, создана ремонтная мастерская, изготовлено и от ремонтировано 280 табуретов и 50 тумбочек. Прорабатывается вопрос об установке дополнительных умывальников и унитазов.
Проверкой Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в октябре 2008 года нарушений условий материально-бытового обеспечения осужденных отряда №5 не выявлено.
С 23.09.2008 г. по 06.10.2009 г. административный истец отбывал наказание в отряде №10.
В указанный период были проведены проверки в октябре 2008 года и мае 2009 г.
Проверкой от мая 2009 г. №4-2-2009 установлено, что общая площадь учреждения составляет 2526 кв.м, что соответствует в среднем 1,77 кв.м на осужденного, тумбочками в общей сложности не обеспечены 425 осужденных в учреждении, табуретами – 340., численность осужденных отрядов №№1-10 превышает 100 человек.
17.06.2009 г. в адрес Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях направлен ответ №53/38/5-2319, согласно которому учреждением предпринимаются меры по устранению выявленных нарушений.
В период с 06.10.2009 г. по 08.12.2011 г. административный истец содержался в отряде №1. Установлено, что в указанный период по норме не обеспечены рукомойниками 378 осужденный, в числе которых и осужденные отряда №1, на 127 осужденных приходится 247 кв.м жилой площади, т.е. по 1,94 кв.м на одного осужденного в ноябре 2010 г., 1,58 кв.м на осужденного в апреле 2011 г., численность отряда составляла более 100 человек (представление №4-2-2010 от ноября 2010 г., №4-2-2010 от декабря 2011 г.).
Все представления прокуратуры были изучены администрацией исправительного учреждения, направлены соответствующие ответы в установленные сроки о принятых мерах, направленных на устранение выявленных нарушений.
С 08.12.2011 г. по 28.02.2013 г, административный истец отбывал наказание в отряде №10: в указанный приеод было выявлено обеспечение не по норме рукомойниками и унитазами (проверка от мая 2012 г. на 159 осужденных 8 рукомойников и 9 унитазов, на одного осужденного приходится 1,66 кв.м, проверкой от сентября 2012 г. установлено, что на 165 осужденных приходится 7 рукомойников и 5 унитазов, а также 1,6 кв.м на осужденного (из расчета 263,6 кв.м на 165 осужденных), осужденные не обеспечены по норме табуретами, численность отряда превышает 100 человек).
В 2013 г. административный истец содержался в отрядах №№9 (с 28.02.2013 г. по 24.05.20103 г.) и 10 (с 24.05.2013 г.). При этом в 2013 году Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждений каких-либо нарушений порядка отбывания наказания не установлено.
В период нахождения административного истца в отряде №10 с 2014 г. по 05.07.2020 г. установлено следующее.
Проверкой от апреля и декабря 2014 г. установлено, что осужденные отряда №10 не обеспечены по норме рукомойниками. При этом в последующем (проверки 2015-июль 2020 г.) данных нарушений выявлено не было.
Проверками Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от декабря 2014 года установлено, что на одного осужденного в отряде №10 приходится 1,96 кв.м, в июне 2015 г. – 1,9 кв.м, январе 2018 г. – 1,67 кв.м, апреле 2019 г. – 1,64 кв.м, июне 2019 г. – 1,9 кв.м.
Все представления, направленные в адрес исправительного учреждения, ГУФСИН России по Нижегородской области рассмотрены в установленные сроки, приняты соответствующие меры и направлены ответы о проделанной работе.
Кроме нарушений норм материально-бытового обеспечения в виде соблюдения норм жилой площади имели место случаи ненадлежащего хранения продуктов питания в исправительном учреждении, например сервелат коньячный хранился при температуре +12 0С, что является нарушением требований СанПиН 2.3.2.1324-03 (представление от 05.05.2012 г.).
По смыслу ст.227.1 КАС РФ суду подлежит проверить доводы административного истца и установить фактические условия содержания в исправительном учреждении, исходя из чего решить вопрос о наличии, либо отсутствии указанных административным истцом нарушений. При этом административный истец должен представить суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены.
Необходимо отметить, что содержание в местах лишения свободы не имеет своей целью нарушить гражданские права административного истца, признанные Конституцией РФ и нормами международного права, а имеют цель исправления лица, совершившего преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедур.
Статья 55 (часть 3) Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основа конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу ст.43 УК РФ состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающиеся в лишении или ограничении его прав и свобод, и возложении на него определенных обязанностей.
Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве предусматриваются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок его отбывания. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый для осужденных, различен и дифференцируется в зависимости, прежде всего, от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также его поведения в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (Определение Конституционного Суда РФ от и19.06.2007 г. №480-О-О).
В п.п. 2, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В то же время, при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Таким образом, анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что нарушение условий содержания Галченкова А.Ю. при отбывании им наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области имело место: необеспечение минимальной площади жилого помещения в период отбывания наказания, необеспечение в минимальном размере количества санитарно-технических устройств (унитазы, рукомойники), переполненность отрядов, что создавало излишнюю скученность, что свидетельствует о доказанности факта нарушений прав истца.
Между тем, с учетом характера допущенных нарушений, их длительности, данных о личности административного истца, длительности отбывания наказания административным истцом в исправительном учреждении, действия административных ответчиков, направленные на своевременное устранение выявленных нарушений, а также создание дополнительных условий улучшающих положение лишенных свобод лиц (создание условий для образования, спорта, обширный библиотечный фонд, наличие кружков по интересам, возможность получения осужденными специальности и образования, т.д.), принимая во внимание, что в период отбывания наказания административный истец не обращался с жалобами на условия содержания, на состояние здоровья, требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний как с главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, в пользу истца компенсацию в размере 300 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 227.1, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Галченкова А.Ю. удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Галченкова А.Ю, в период с 27.02.2008 г. по 11.08.2020 г. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Галченкова А.Ю, компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Галченкова А.Ю, государственную пошлину в размере 300 рублей.
В удовлетворении административного иска в остальной части – отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Е.М.Калынова