Дело № 2а-407(1)/2021
УИД:64RS0030-01-2021-000645-98
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 июля 2021 года г. Ртищево
Ртищевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Артюх О.А.,
при секретаре Туновой Е.А.,
с участием
представителя административного истца- помощника Ртищевского межрайонного прокурора Ворожбит Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Ртищевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности по установке дорожных знаков
установил:
заместитель Ртищевского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с учетом уточнения требований с административным исковым заявлением к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности об установке дорожных знаков.
Свои требования административный истец обосновывает следующими обстоятельствами.
Межрайонной прокуратурой, проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог на территории Ртищевского района Саратовской области.
В администрации Ртищевского муниципального района 06 декабря 2017 года постановлением администрации Ртищевского муниципального района утвержден проект организации движения на автомобильных дорогах общего пользования г.Ртищево Ртищевского муниципального района Саратовской области.
Так, в соответствии с проектом организации движения на автомобильных дорогах общего пользования г. Ртищево Ртищевского муниципального района Саратовской области на участке пересечения ул. Белинского с ул. Волгоградская, при движении по ул. Белинского по направлению от ул. Волгоградская, предусмотрен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул. Российская с ул. Мичурина, при движении по ул. Российская по направлению от ул. Ленинградская, предусмотрен дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; на пересечении ул. 70 лет Октября с проезд Дубасовский, при движении по ул. 70 лет Октября по направлению от пер. Школьный, предусмотрен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул. Некрасова с ул. Мичурина, при движении по ул. Некрасова по направлению от ул. Ленинградская, предусмотрен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул. Дорожная с ул. Мичурина, при движении по ул. Дорожная по направлению от ул. Волгоградская, предусмотрен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул. Гагарина с ул.Мичурина предусмотрен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении; ул. Калинина с ул. Котовского, при движении по ул. Калинина по направлению от ул. Сердобский проезд, предусмотрен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул. Чкалова с ул. Зои Космодемьянской, при движении по ул. Чкалова по направлению от ул. Крылова, предусмотрен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на ул. Красная в районе д. 18, по нечетной стороне в месте остановки маршрутных транспортных средств, по ходу движения от ул. Левице, предусмотрен дорожный знак 5.16 «Место автобуса и (или) троллейбуса»; на пересечении ул. Парковская с ул. Рябова, при движении по ул. Парковская по направлению от ул. Максима Горького, на пересечении ул. Парковская с ул. Рябова, при движении по ул. Парковская по направлению от ул. Максима Горького, на пересечении дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу».
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что администрацией района в нарушение указанного законодательства на указанных участках пересечения улиц, отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу».
Перечисленные нарушения стали возможны в связи с ненадлежащимисполнением обязанностей должностными лицами администрации района,ответственными за указанные направления деятельности.
15 февраля 2021 года в адрес главы администрации Ртищевского муниципального района начальником МО МВД России «Ртищевский» по вышеуказанным нарушениям вносилось представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, на которое получен ответ о том, что дорожные знаки будут закуплены и поставлены в 2021 году.
Вместе с тем, в настоящее время, администрацией Ртищевского муниципального района не принимаются конкретные меры, направленные па устранение выявленных нарушений, ее действия носят формальный характер.
Таким образом, отсутствие вышеуказанных дорожных знаков может повлечь причинение вреда жизни или здоровью, а также имуществу граждан и участников дорожного движения, что является недопустимым.
Просит признать бездействие администрации Ртищевского муниципального района выразившееся в не устранении нарушения в части отсутствия необходимых дорожных знаков незаконным.
Обязать администрацию Ртищевского муниципального района в течении 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранитьвыявленные нарушения путем установки дорожных знаков 2.4 «Уступитедорогу» на пересечении ул. Белинского с ул. Волгоградская, при движении по ул.Белинского по направлению от ул. Волгоградская; на пересечении ул. Российскаяс ул. Мичурина, при движении по ул. Российская по направлению от ул.Ленинградская; на пересечении ул. 70 лет Октября с проезд Дубасовский, придвижении по ул. 70 лет Октября по направлению от пер. Школьный; напересечении ул. Некрасова с ул. Мичурина, при движении по ул. Некрасова понаправлению от ул. Ленинградская; на пересечении ул. Дорожная с ул.Мичурина, при движении по ул. Дорожная по направлению от ул. Волгоградская;на пересечении ул. Гагарина с ул. Мичурина; на пересечении ул. Калинина с ул.Котовского, при движении по ул. Калинина по направлению от ул. Сердобский проезд; на пересечении ул. Чкалова с ул. Зои Космодемьянской, при движении по ул.Чкалова по направлению от ул. Крылова; на пересечении ул. Парковская с ул.Рябова, при движении по ул. Парковская по направлению от ул. Максима Горького; на пересечении ул. Чкалова и ул. Крылова; на пересечении ул. 70 лет Октября и проезд Дубасовский; на пересечении ул. Белинского и ул. Мичуринаг.Ртищево.
Представитель административного истца- помощник Ртищевского межрайонного прокурора Ворожбит Н.С., в судебном заседании, административные исковые требования, с учетом уточнения, поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные содержанию предъявленного искового заявления. Просил с учетом доводов, изложенных в ходе судебного заседания, удовлетворить административные исковые требования.
Представитель административного ответчика администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области Мещеряков А.А. в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что 9 дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» установлены администрацией на пересечении ул. Белинского с ул. Волгоградская, при движении по ул.Белинского по направлению от ул. Волгоградская; на пересечении ул.Российская с ул. Мичурина, при движении по ул. Российская по направлению от ул.Ленинградская; на пересечении ул. 70 лет Октября с проезд Дубасовский, при движении по ул. 70 лет Октября по направлению от пер. Школьный; на пересечении ул. Некрасова с ул. Мичурина, при движении по ул. Некрасова по направлению от ул. Ленинградская; на пересечении ул. Дорожная с ул.Мичурина, при движении по ул. Дорожная по направлению от ул. Волгоградская;на пересечении ул. Гагарина с ул. Мичурина; на пересечении ул. Калинина с ул.Котовского, при движении по ул. Калинина по направлению от ул. Сердобский проезд; на пересечении ул. Чкалова с ул. Зои Космодемьянской, при движении по ул.Чкалова по направлению от ул. Крылова; на пересечении ул. Парковская с ул.Рябова, при движении по ул. Парковская по направлению от ул. Максима Горького. В феврале 2021 года в адрес главы администрации Ртищевского муниципального района выносилось представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. В данном представлении указывалось на отсутствие дорожных знаков. Ответ на представление был дан в установленный законом срок. В ответе администрация Ртищевского муниципального района дала развернутый ответ о том, в какие сроки будут закуплены и установлены указанные дорожные знаки. При этом следует учесть, что данное представление было вынесено в феврале, и физически до наступления благоприятных погодных условий дорожные знаки установить было невозможно. Административный иск был направлен в Ртищевский районный суд 01 апреля 2021 года. На период принятия судом иска администрацией Ртищевского муниципального района уже был заключен муниципальный контракт № 51 от 07 апреля 2021 года на поставку дорожных знаков. Так же на момент подачи искового заявления погодные условия не позволяли приступить к выполнению работ по установке дорожных знаков. 9 дорожных знаков были установлены в мае 2021 года. Все те действия которые были указаны в ответе на представление администрация Ртищевского муниципального района выполнила в указанные сроки, что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны администрации. Административный истец увеличил административные исковые требования, указывая об отсутствии дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» на пересечении ул. Чкалова и ул. Крылова; на пересечении ул. 70 лет Октября и проезд Дубасовский; на пересечении ул. Белинского и ул. Мичурина г. Ртищево, что им не оспаривается, однако при проведении проверки данные пересечения улиц не затрагивались, в представлении о них не указывалось. Просил в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
В последующем в судебное заседание административный ответчик своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Представитель заинтересованного лица МО МВД РФ «Ртищевский» Саратовской области Чунаков Д.Ю. начальник ОГИБДД МО МВД РФ «Ртищевский» Саратовской области, в судебном заседании подтвердил факт установки дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» на пересечении ул. Белинского с ул. Волгоградская, при движении по ул.Белинского по направлению от ул. Волгоградская; на пересечении ул.Российская с ул. Мичурина, при движении по ул. Российская по направлению от ул.Ленинградская; на пересечении ул. 70 лет Октября с проезд Дубасовский, при движении по ул. 70 лет Октября по направлению от пер. Школьный; на пересечении ул. Некрасова с ул. Мичурина, при движении по ул. Некрасова по направлению от ул. Ленинградская; на пересечении ул. Дорожная с ул.Мичурина, при движении по ул. Дорожная по направлению от ул. Волгоградская;на пересечении ул. Гагарина с ул. Мичурина; на пересечении ул. Калинина с ул.Котовского, при движении по ул. Калинина по направлению от ул. Сердобский проезд; на пересечении ул. Чкалова с ул. Зои Космодемьянской, при движении по ул.Чкалова по направлению от ул. Крылова; на пересечении ул. Парковская с ул.Рябова, при движении по ул. Парковская по направлению от ул. Максима Горького и отсутствие дорожных знаков на пересечении ул. Чкалов и ул. Крылова; на пересечении ул. 70 лет Октября и проезд Дубасовский; на пересечении ул. Белинского и ул. Мичурина г. Ртищево.
В последующем заинтересованное лицо МО МВД РФ «Ртищевский» Саратовской области в судебное заседание своего представителя не направило, о рассмотрении дела в отсутствии представителя не просило.
Заинтересованное лицо Общество с ограниченной ответственностью «Технология и селекция» в судебное заседание своего представителя не направило, о рассмотрении дела в отсутствии представителя не просило.
На основании 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика (ранее участвующего в судебном заседании), представителя заинтересованного лица МО МВД РФ «Ртищевский» Саратовской области (ранее участвующего в судебном заседании), исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 17 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемые прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений несвязанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов. Подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 данного кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (статья 19 Кодекса).
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными, действий (бездействий) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
В соответствии со статьями 2, 7 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует: к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, кроме прочего, относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Абзац 2.4 Раздела 2 Приложения 1 к Правилам дорожного движения РоссийскойФедерации, утвержденным Постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации 23 октября 1993 года N 1090, предусматривает использование знака приоритета «Уступите дорогу» с целью установления очередности проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги. При наличии данного знака на дороге водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - по главной.
Согласно п. п. «д» п. 3 Классификации работ по организации дорожного движения, утвержденной Приказом Минтранса России от 13 ноября 2018 года N 406, при разработке проектов организации дорожного движения проводится подготовка проектных решений, при необходимости вариантов проектирования, в том числе схем дислокации дорожных знаков и разметки.
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы: при их наличии.
Полоса движения - это любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Проезжая часть - это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения согласно ст. 3 Закона являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 вышеназванного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Как установлено судом, межрайонной прокуратурой, проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог на территории Ртищевского района Саратовской области.
В администрации Ртищевского муниципального района 06 декабря 2017 года постановлением администрации Ртищевского муниципального района утвержден проект организации движения на автомобильных дорогах общего пользования г.Ртищево Ртищевского муниципального района Саратовской области.
В соответствии с проектом организации движения на автомобильных дорогах общего пользования г. Ртищево Ртищевского муниципального района Саратовской области на участке пересечения ул. Белинского с ул. Волгоградская, при движении по ул. Белинского по направлению от ул. Волгоградская, предусмотрен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул. Российская с ул. Мичурина, при движении по ул. Российская по направлению от ул. Ленинградская, предусмотрен дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; на пересечении ул. 70 лет Октября с проезд Дубасовский, при движении по ул. 70 лет Октября по направлению от пер. Школьный, предусмотрен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул. Некрасова с ул. Мичурина, при движении по ул. Некрасова по направлению от ул. Ленинградская, предусмотрен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул. Дорожная с ул. Мичурина, при движении по ул. Дорожная по направлению от ул. Волгоградская, предусмотрен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул. Гагарина с ул.Мичурина предусмотрен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении; ул. Калинина с ул. Котовского, при движении по ул. Калинина по направлению от ул. Сердобский проезд, предусмотрен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул. Чкалова с ул. Зои Космодемьянской, при движении по ул. Чкалова по направлению от ул. Крылова, предусмотрен дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на ул. Красная в районе д. 18, по нечетной стороне в месте остановки маршрутных транспортных средств, по ходу движения от ул. Левице, предусмотрен дорожный знак 5.16 «Место автобуса и (или) троллейбуса»; на пересечении ул. Парковская с ул. Рябова, при движении по ул. Парковская по направлению от ул. Максима Горького, на пересечении ул. Парковская с ул. Рябова, при движении по ул. Парковская по направлению от ул. Максима Горького, на пересечении дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу».
Как показал в судебном заседании представитель административного истца, в ходе проверки установлено, что администрацией района на участке пересечения ул. Белинского с ул. Волгоградская, при движении по ул. Белинского по направлению от ул. Волгоградская, отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул. Российская с ул. Мичурина, при движении по ул. Российская по направлению от ул. Ленинградская, отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; на пересечении ул. 70 лет Октября с проездд Дубасовский, при движении по ул. 70 лет Октября по направлению от пер. Школьный, отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул. Некрасова с ул. Мичурина, при движении по ул. Некрасова по направлению от ул. Ленинградская, отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул. Дорожная с ул. Мичурина, при движении по ул. Дорожная по направлению от ул. Волгоградская, отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул. Гагарина с ул. Мичурина, отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул.: Калинина с ул. Котовского, при движении по ул. Калинина по направлению от ул. Сердобский проезд, отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул. Чкалова с ул. Зои Космодемьянской, при движении по ул. Чкалова по направлению от ул. Крылова, отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»; на пересечении ул. Парковская с ул. Рябова, при движении по ул. Парковская по направлению от ул. Максима Горького, отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу».
Как следует из материалов дела, 15 февраля 2021 года в адрес главы администрации Ртищевского муниципального района начальником МО МВД России «Ртищевский» вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, из которого следует, что согласно актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения выявленных при повседневном надзоре за дорожным движением имеются недостатки при содержании улично-дорожной сети г. Ртищево Саратовской области. В частности, на указанных выше пересечениях улиц отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу».
11 марта 2021 года в адрес МО МВД РФ «Ртищевский» на вышеуказанное представление был направлен ответ главы Ртищевского муниципального района, согласно которого в целях профилактики дорожно-транспортных происшествий в 2021 году, в рамках муниципальной программы «Развитие транспортной системы в Ртищевском муниципальном районе на 2021 -2025 г.г.», планируется заключением муниципальных контрактов на закупку дорожных знаков. Для данных целей выделено 500000 рублей. В настоящее время уже приобретено 9 дорожных знаков. Дорожные знаки будут установлены согласно Проекту организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования г. Ртищево Ртищевского муниципального района Саратовской области. Работы по их установке будут произведены при наступлении благоприятных погодных условий.
К вопросам местного значения Ртищевского муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществлении иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (глава 2 раздел 4 п.1 подп. 5 Устава).
Судом установлено, в администрации Ртищевского муниципального района 06 декабря 2017 года постановлением администрации Ртищевского муниципального района утвержден проект организации движения на автомобильных дорогах общего пользования г.Ртищево Ртищевского муниципального района Саратовской области.
Постановлением администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области от 21 января 2021 года № 23 утверждена муниципальная программа «Развитие транспортной системы в Ртищевском муниципальном районе на 2021-2025 г.г.», в которую 24 февраля 2021 года, 15 марта 2021 года, постановлением администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области № 139 и № 191 соответственно внесены изменения и дополнения.
07 апреля 2021 года администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области и обществом с ограниченной ответственностью «РусДорЗнак» заключен муниципальный контракт № 51 от 07 апреля 2021 года о поставке дорожных знаков и хомутов.
Согласно спецификации к муниципальному контракту приобретается товар Дорожный знак 2.4 Уступите дорогу 9 штук.
Согласно акта приемки по муниципальному контракту № 51 от 07 апреля 2021 года поставленный товар Дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу»-9 штук, соответствует требованиям муниципального контракта по качеству и количеству.
В соответствии с муниципальным контрактом № 65 от 26 апреля 2021 года заключенного между администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области и обществом с ограниченной ответственностью «Технология и селекция» подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по установке дорожных знаков, установленных в локальном сметном расчете (Приложение № 1).
Согласно акта приемки части выполненных работ по муниципальному контракту № 65 от 26 апреля 2021 года, 04 июня 2021 года комиссией администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области принята часть выполненных работ по установке дорожных знаков по муниципальному контракту № 65 от 26 апреля 2021 года, результат части выполненных работ соответствует требованиям муниципального контракта по качеству.
Установка дорожных знаков на спорных пересечениях улиц г. Ртищево подтверждается предоставленной административным истцом фототаблицей, пояснениями заинтересованного лица, утверждавшего об установке знаков, и не опровергнуто административным истцом.
Суд не соглашается с доводами административного истца о том, что с момента вынесения в адрес административного ответчика представления (15 февраля 2021 года) администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области по день предъявления административного иска в суд, не принимаются конкретные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, и что ее действия носят формальный характер.
Предоставленные стороной административного ответчика доказательства, которые судом оценены с учетом их относимости, допустимости и достоверности, а также их достаточность и взаимосвязь свидетельствуют, об обратном.
В тоже время, стороной административного ответчика, относимых, допустимых, достоверных доказательств по установке спорных дорожных знаков по пересечениям улиц г. Ртищево, в рамках реализации проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования г. Ртищево в период с 2017 года по 2021 год (год предъявления иска в суд), не предоставлено.
Доводы стороны административного ответчика о том, что в рамках представления от 15 февраля 2021 года МО МВД РФ «Ртищевский» Саратовской области не указывалось об отсутствии дорожных знаков на пересечении ул. Чкалов с ул. Крылова; на пересечении ул. 70 лет Октября и проезд Дубасовский; на пересечении ул. Белинского и ул. Мичурина г. Ртищево, и что об этом не указывалось в акте проверки от 31 марта 2021 года Ртищевской межрайонной прокуратурой, в связи с чем, нет оснований для признания бездействия администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области выразившегося в неустранении нарушений в части отсутствия необходимых дорожных знаков, незаконным, несостоятельны.
Однако с указанными доводами суд не соглашается, так как отсутствие в настоящее время дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» на пересечении ул. Чкалов с ул. Крылова; на пересечении ул. 70 лет Октября и проезд Дубасовский; на пересечении ул. Белинского и ул. Мичурина г. Ртищево может повлечь причинение вреда жизни или здоровью, а также имуществу граждан и участников дорожного движения.
Доказательств установки дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» на пересечении ул. Чкалов с ул. Крылова; на пересечении ул. 70 лет Октября и проезд Дубасовский; на пересечении ул. Белинского и ул. Мичурина г. Ртищево, стороной административного ответчика в ходе рассмотрения дела, не предоставлено.
Таким образом, отсутствие дорожных знаков, безусловно, свидетельствует о нарушении прав жителей г. Ртищево.
Ссылка представителя административного ответчика на то, что по спорным пересечениям улиц (уточненные требования) в адрес администрации Ртищевского муниципального района представление об устранении нарушений действующего законодательства не выносилось, проверка не проводила, не может являться основанием к отказу заявленных требований.
На момент рассмотрения настоящего административного дела, выявленные прокуратурой нарушения действующего законодательства в части отсутствия дорожных знаков на пересечении ул. 70 лет Октября и проезд Дубасовский; на пересечении ул. Белинского и ул. Мичурина г. Ртищево административным ответчиком так и не устранены.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что невыполнение администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области принятых на себя государственных полномочий по исполнению требований законодательства по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта и установке необходимых дорожных знаков, нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения, а также указывает на ненадлежащее исполнение администрацией Ртищевского муниципального района требований действующего законодательства.
Суд находит правильным признать незаконным бездействие администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области выразившееся в непринятии мер к надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта г. Ртищево Саратовской области.
При таких установленных обстоятельствах, суд полагает административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Поскольку для выполнения мероприятий по организации установки дорожных знаков требуется время, срок исполнения решения суда в три месяца после вступлении решения суда в закону силу, суд полагает разумным.
Доказательств необходимости установления более длительного срока, для исполнения требований прокурора суду не представлено.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования заместителя Ртищевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности по установке дорожных знаков удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в части отсутствия необходимых дорожных знаков, незаконным.
Обязать администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области в течение 3-х месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения путем установки дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» на пересечении ул. Чкалова и ул. Крылова; на пересечении ул. 70 лет Октября и проезд Дубасовский; на пересечении ул. Белинского и ул. Мичурина г. Ртищево.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований -отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором представления в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья