Решение по делу № 2-2304/2015 от 03.02.2015

Дело № 2-2304/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2015 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Гординой Е.В.,

с участием представителя заявительницы Мозжериной М.А.,

представителя администрации г. Перми и ДГА администрации г. Перми Зелененко И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шестаковой Н.А. об оспаривании Постановления администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГг.,

установил:

Шестакова Н.А. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в части установления красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <Адрес>, и возложении на Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми обязанности устранить допущенное нарушение, указав, что обжалуемым постановлением утвержден проект планировки межевания территории жилого района Нижняя Курья ограниченного <данные изъяты> Установленная проектом межевания красная линия пересекает земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности, в связи с чем часть земельного участка и расположенный на нем жилой дом оказались за пределами красной линии, что является нарушением ее прав и законных интересов, поскольку красные линии были установлены без учета фактического расположения объекта недвижимости и после оформления истцом права собственности на земельный участок и жилой дом. Кроме того, она утратит возможность в полной мере распоряжаться своим имуществом, т.к. оказавшись, за пределами «красных линий» ее земельный участок будет являться территорией общего пользования.

Истица в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представительница истицы в судебном заседании на доводах заявления настаивала, пояснив, что проект межевания территории противоречии Инструкции утвержденной Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ Установление «красных линий» должно проводиться с учетом застройки. Красные линии препятствуют производству работ по реконструкции или возведению нового объекта. Истица за защитой нарушенного права обратилась в пределах трехмесячного срока, поскольку о нарушении прав узнала из распоряжения начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ

Представитель заинтересованных лиц - администрации г. Перми и Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на заявление, пояснив, что при подготовке и принятии постановления администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной <Адрес>» предусмотренный Градостроительным кодексом порядок полностью соблюден. Оспариваемое постановление принято администрацией города Перми в рамках имеющихся полномочий. Процедура проведения публичных слушаний по проекту документации по планировке территории не нарушена. Проект планировки территории, утвержденный оспариваемым постановлением, принят в соответствии с требованиями, предусмотренными Градостроительным кодексом РФ. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. При этом, нахождение красных линий на земельном участке не является ограничением или препятствием для производства заявителем строительных работ, т.е. заявитель в правах собственника по распоряжению, владению и пользованию земельным участком, расположенным по <Адрес> не ограничена. Заявителем не доказано нарушение ее прав и законных интересов обжалуемым постановлением, запрета на установление красных линий не имеется. Также заявил о пропуске заявителем срока предусмотренного ст. 256 ГПК РФ для защиты нарушенного права.

Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.

На основании положений Градостроительного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки города Перми, с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории от ДД.ММ.ГГГГ и заключения о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки и проект межевания территории ограниченной <Адрес> (копия постановления л.д. 19).

Шестаковой Н.А. на основании свидетельств о государственной регистрации права собственности принадлежит земельный участок категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: под индивидуальный жилой дом площадь <данные изъяты> по адресу: <Адрес> с кадастровым номером и 1-этажный бревенчатый индивидуальный <Адрес>, по адресу: <Адрес>, с кадастровым номером (л.д. 7,8).

Распоряжением начальника Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившим от Шестаковой Н.А. заявлением от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка (кадастровый номер ) по <Адрес>, подготовленный в виде отдельного документа (копия распоряжения л.д. 11, копия градостроительного плана л.д. 13-18).

ДД.ММ.ГГГГ на устное обращение Шестаковой Н.А. в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми ей дано разъяснение о нахождении земельного участка в пределах красных линий в створе проектируемой уличной дорожной сети по <Адрес>, градостроительный план земельного участка будет выдан с учетом ограничений в соответствии с документацией по планировке территории (л.д. 23, 24).

В силу частей 1-3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч.ч. 2, 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий (части 1, 4 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).

В силу частей 5, 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания по обсуждению проекта планировки и проекта межевания территории ограниченной <Адрес>. По результатам проведения публичных слушаний подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ

Суд приходит к выводу, что постановление администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ принято в пределах полномочий органа местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности, в соответствии со ст. 7, п. 26 ст. 16, ст. 28 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8, ст. 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, п. 26 ст. 8, п.п. 3 п. 3 ст. 13.1, ст. 59, ст. 59.1 Устава города Перми (решение Пермской городской Думы от 13.03.1996 г.), с соблюдением процедуры, установленной названными нормативными актами, а также ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, в том числе с организацией и проведением публичных слушаний, подготовкой заключения по итогам проведения публичных слушаний.

Согласно пунктам 11, 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

В силу п.п. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в т.ч. красные линии.

Суд приходит к выводу, что отображение красных линий в составе чертежей планировки территории в проекте планировки территории, как составной части градостроительной документации, не является установлением для соответствующих участков, по территории которых проходят красные линии, статуса территории общего пользования, поскольку, в соответствии с положениями п. 11 и п. 12 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красными линиями могут обозначаться границы как существующих, так и планируемых мест общего пользования.

Как следует из материалов дела, каких-либо фактически существующих мест общего пользования, расположенных полностью или частично на территории земельного участка, находящегося в собственности заявительницы не имеется, что свидетельствует о том, что оспариваемым муниципальным правовым актом установлены красные линии, обозначающие границы планируемых территорий общего пользования.

При названных обстоятельствах, суд считает, что утверждение проекта планировки (в части установления красных линий) и проекта межевания территории ограниченной <Адрес>, включая обозначение красными линиями границ территорий, на которых планируется размещение мест общего пользования, является усмотрением компетентных органов местного самоуправления, в рамках градостроительной деятельности, и каких-либо прав или законных интересов заявительницы не нарушает, поскольку оспариваемый муниципальный правовой акт не является актом, устанавливающим ограничения прав на землю в соответствии со ст. 56 ЗК РФ, актом резервирования земель для государственных или муниципальных нужд и актом установления в отношении принадлежащих заявителю земельного участка публичного сервитута.

Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что при подготовке и осуществлении планируемой застройки территории в жилом районе Нижняя Курья на территории принадлежащего Шестаковой Н.А. земельного участка, объектов общего пользования, и/или линейных объектов, соответствующие органы государственной власти и/или местного самоуправления, будут обязаны осуществить в установленном законом порядке процедуры ограничения прав заявительницы на земельные участки, а также, при необходимости, процедуры изъятия данных земельных участков для государственных и/или муниципальных нужд, с соблюдением требований закона о возмещении убытков причиненных такими действиями в соответствии с положениями ст. 57 ЗК РФ.

Доводы заявительницы об ограничениях ее прав, как собственника земельного участка, нарушении ее законных интересов оспариваемым нормативным актом, а в частности установлением красных линий, суд во внимание не принимает, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Права владения, пользования и распоряжения земельным участком по адресу <Адрес>, принадлежащего заявительнице на праве собственности, оспариваемым Постановлением не ущемляются и не нарушаются. Каких-либо ограничений в отношении земельного участка или прав его собственника, постановление администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ не вводит и не устанавливает.

Как следует из заявления, по заявлению Шестаковой Н.А. Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми выдал заявительнице градостроительный план земельного участка на основании проекта планировки и проекта межевания территории кварталов в жилом районе Нижняя Курья.

Таким образом, права заявительницы не нарушены, Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми в выдаче градостроительного плана принадлежащего Шестаковой Н.А. земельного участка не отказал, утвердив градостроительный план.

Доводы заявительницы о том, что установление красных линий нарушает права истца на использование земельного участка в соответствии с видом размешенного использования, прав на реконструкцию и последующее использование здания суд находит несостоятельными, поскольку соответствующих доказательств в обоснование указанных доводов Шестаковой Н.А. суду не представлено.

Довод представителя заинтересованных лиц о пропуске Шестаковой Н.А. срока исковой давности, находит несостоятельным, поскольку Шестаковой Н.А. оспаривается нормативно-правовой акт, главой 24 ГПК РФ срок на обжалование не предусмотрен.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Постановление Администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории ограниченной <Адрес>» по заявленным и исследованным в судебном заседании основаниям, не противоречит действующему законодательству, в связи с чем, заявление Шестаковой Н.А. о признании недействующим указанного Постановления удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления Шестаковой Н.А. об оспаривании Постановления администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГг. в части установления красных линий в отношении земельного участка по адресу <Адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий:

2-2304/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шестакова Н.А.
Ответчики
Администрация г. Перми
Департамент градостроительства и архитектуры
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на сайте суда
lenin.perm.sudrf.ru
03.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2015Передача материалов судье
17.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.03.2015Предварительное судебное заседание
28.04.2015Судебное заседание
30.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее