А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Производство № 11-30/2023
21 июля 2023 г. пгт. Арбаж
Яранский районный суд Кировской области в составе судьи Смирнова И.В., при секретаре Когут Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя министерства финансов Кировской области Поповой С.Г. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Яранского судебного района Кировской области от 17 мая 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении требования Тороповой Т.А. о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг, за счет ответчика Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Арбажская центральная районная больница» отказать полностью.
Удовлетворить требования Тороповой Т.А. о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг, за счет ответчика Министерства финансов Кировской области.
Взыскать с Министерства финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Тороповой Т.А. компенсацию за отопление жилого помещения и использование электроэнергии за период с апреля 2021 года по март 2023 года в сумме 43491 рубль 74 копейки и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1504 рубля 75 копеек, а всего 44996 рублей 49 копеек,
У С Т А Н О В И Л:
Торопова Т.А. обратилась в суд с иском о взыскании с министерства финансов Кировской области и КОГБУЗ «Арбажская ЦРБ» затрат, понесенных на оплату коммунальных услуг в виде освещения и отопления за период с апреля 2021 года по март 2023 года в сумме 43491 руб. 74 коп., считает, что ее расходы на отопление и освещение как работающего и проживающего в поселке городского типа медицинского работника должны быть полностью компенсированы.
Истец также просила взыскать с ответчиков понесенные ею расходы на уплату государственной пошлины в сумме 1504 руб. 75 коп.
Мировым судьей постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель министерства финансов Кировской области Попова С.Г. просит решение мирового судьи отменить, вынести новый судебный акт, считает, что льготы должны предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005 года, за счет средств федерального бюджета.
Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, министерство финансов просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения мирового судьи в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в объеме, представленном сторонами, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 50 статьи 35 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 № 122-ФЗ признал ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью, в том числе, частью HYPERLINK consultantplus://offline/ref=141C890107E18949958A40306B12ACDF33994238241D22ED1C163A6E15FC4A746B9459AFF52DSEN пятой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Кировской области» от 03.11.2004 № 267-ЗО установлено, что фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ст. 4 данного Закона размер частичной компенсации расходов увеличивается и утверждается Правительством области.
Так, размер частичной компенсации с 01.07.2014 составляет 628,00 руб. (постановление Правительства Кировской области от 16.12.2013 № 240/854), с 01.03.2022 составляет 817,00 руб. (постановление Правительства Кировской области от 02.03.2022 № 90-П), а с января 2023 составляет 872,00 руб. (постановление Правительства Кировской области от 27.12.2022 № 763-П)
В соответствии с преамбулой ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 153 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности и поселках городского типа в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на субъекты РФ и органы местного самоуправления в зависимости от того, в чьем ведении находится то или иное учреждение здравоохранения.
На основании распоряжения Правительства Кировской области от 01.12.2011 № 376 «О принятии в собственность области муниципальных учреждений здравоохранения» Арбажская центральная районная больница передана из муниципальной собственности в собственность Кировской области.
Мировым судьей установлено и ответчиками не оспорено, что истец с <ДД.ММ.ГГГГ> и по настоящее время непрерывно работает в КОГБУЗ «Арбажская ЦРБ» в должности медсестры, с <ДД.ММ.ГГГГ> и по настоящее время зарегистрирована и проживает в поселке городского типа Арбаж.
Истец до 01.01.2005 пользовалась льготами медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, что подтверждается исследованной мировым судьей бухгалтерской документацией по Арбажской ЦРБ, которую суд признает отвечающей требованиям относимости и допустимости, а также достаточности.
Суд приходит к выводу, что поскольку истцу, как медицинскому работнику, работающему и проживающему в поселке городского типа, до 01.01.2005 бесплатно предоставлялись отопление и освещение, то она не утратила право на получение компенсации за отопление и электроснабжение, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению с учетом полученной частичной компенсации.
Произведенный истцом расчет размера компенсации мировым судьей проверен и принят, заявителем жалобы не оспорен. Суд апелляционной инстанции соглашается с данным расчетом.
Пунктом 1.1 Постановления Правительства Кировской области № 44/316 от 24.06.2015 «Об утверждении Положения о министерстве финансов Кировской области» установлено, что министерство финансов Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим осуществление единой государственной политики, методологического сопровождения и нормативного правового регулирования в финансово-бюджетной и налоговой сферах, в сфере регулирования контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд Кировской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области в указанных сферах, а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и контролю в сфере закупок.
В связи с этим взыскание компенсации расходов на оплату коммунальных услуг медицинским работникам учреждений здравоохранения областной принадлежности мировым судьей правильно произведено с казны Кировской области в лице министерства финансов Кировской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что льготы медицинским работникам должны предоставляться за счет средств федерального бюджета, противоречит приведенному выше законодательному регулированию механизма компенсации медицинским работникам расходов на отопление и освещение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
решение мирового судьи судебного участка № 1 Яранского судебного района Кировской области от 17 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя министерства финансов Кировской области Поповой С.Г. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Смирнов И.В.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июля 2023 года