дело № 2-4/2021 КОПИЯ
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Александровск 04 февраля 2021 года
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пановой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Уточкиной Н.В.,
с участием Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Костаревой И.Н.,
представителя ответчика МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» Каменских Н.Е.,
представителя третьего лица - администрации Александровского муниципального района Уразовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску природоохранного прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МКП ВВГП «Вильва-Водоканал», в котором просит возложить на ответчика обязанности: поставить на государственный учет очистные сооружения в <адрес> в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, установив срок для исполнения обязанности – 3 месяца с даты вступления решения суда в законную силу; обеспечить качество поставляемой населению Всеволодо-Вильвенского городского поселения питьевой воды в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, установив срок для исполнения обязанности – 1 год с даты вступления решения суда в законную силу; организовать проведение биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях в <адрес>, установив срок для исполнения обязанности – 1 год 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; прекратить сброс недостаточно очищенных канализационных сточных вод на рельеф местности на очистных сооружениях в <адрес>, установив срок для исполнения обязанности – 1 год с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что в ДД.ММ.ГГГГ Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решений о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ проведены проверки исполнения МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» требований законодательства об использовании и охране водных объектов, об охране недр, санитарно-эпидемиологического законодательства. МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» (далее также - Предприятие) оказывает услугу по водоподготовке и водоснабжению населения <адрес>. Источником водоснабжения <адрес> являются подземные водозаборы, представленные артезианскими скважинами №№, № Указанное имущество эксплуатируется Предприятием на основании акта передачи бесхозяйного имущества на территории Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, а также лицензии серии ПЕМ № (дата окончания действия лицензии - ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» осуществляет деятельность по удалению сточных вод на очистных сооружениях <адрес> и <адрес> также на основании акта передачи бесхозяйного имущества на территории Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ указанные объекты эксплуатировались МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» на основании договора ссуды (безвозмездного пользования) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Всеволодо-Вильвенского городского поселения. В соответствии с пунктом «е» части 2 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1029 от 28.09.2015, осуществление хозяйственной и иной деятельности по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки) относится ко II категории. В ходе проверки установлено, что среднемесячный общий объём сточных вод, поступающих на очистные сооружения и сбрасываемых в реку Вильва, составляет 12600 куб.м., то есть МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» в ходе осуществления деятельности по водоснабжению населения и водоотведению канализационных сточных вод эксплуатирует объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. МКП ВВГП «Вильва-Водоканал», эксплуатируя в течение длительного времени (значительно превышающего 6 месяцев со дня начала эксплуатации очистных сооружений) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в нарушение требований закона до настоящего времени не направило заявку о постановке очистных сооружений в <адрес> на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в уполномоченный орган. Из протокола лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в скважине № и резервуаре чистой воды перед подачей в сеть показатель «Жесткость общая» превысил установленные гигиенические нормативы и составил 10,6 мг-экв/дм3, при норме не более 7,0 мг-экв/дм3. В ходе проверки также выявлены нарушения водного и санитарно- эпидемиологического законодательства при обезвреживании сточных вод. Проверкой установлено, что МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» в нарушение требований законодательства РФ при очистке сточных вод на очистных сооружениях, расположенных в <адрес>, использует только механическую очистку стоков и их обеззараживание раствором гипохлорита натрия без использования биологической очистки, что может повлечь за собой загрязнение окружающей среды, а также причинение вреда жизни и здоровью граждан и объектам животного мира. В ходе проверочных мероприятий зафиксировано загрязнение почвы канализационными сточными водами, не прошедшими биологическую очистку. В нарушение требований закона, а также постоянного технологического регламента работы очистных сооружений МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» осуществляет сброс недостаточно очищенных канализационных сточных вод на рельеф местности. Проверкой установлено, что после механической очистки и обеззараживания сточных вод с очистных сооружений в <адрес> сточные воды сбрасываются на почву и далее стекают по рельефу местности на протяжении двух километров, после чего попадают в водный объект - реку Вильва. Из представленного предприятием протокола лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ следует, что канализационные сточные воды, сбрасываемые в реку Вильва, содержат загрязняющие вещества и микроорганизмы, превышающие санитарно-гигиенические нормативы. Таким образом, МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» в нарушение природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации очистных сооружений допускает загрязнение почв и поверхностного водного объекта - реки Вильва. По результатам данных проверок руководству МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» внесены представления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, между тем, до настоящего времени вышеперечисленные нарушения законодательства предприятием не устранены.
Несоблюдение санитарных правил и нормативов, отсутствие установленной санитарно-защитной зоны, загрязнение почвы сточными водами, а также непроведение дезинвазии стоков означает невозможность определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, чем нарушает закрепленные ст. ст. 42, 58 Конституции РФ права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным доводам, пояснил, что до настоящего времени выявленные нарушения ответчиком не устранены.
Представитель ответчика МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» Каменских Н.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском согласился, пояснил, что устранить выявленные нарушения в настоящее время не представляется возможным в связи со сложным финансовым положением предприятия.
Представитель третьего лица администрации Александровского муниципального района Уразова Е.В., действующая на основании доверенности, пояснила суду, что у МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» сложилась трудная финансовая ситуация, в январе 2021 года Думой Александровского муниципального округу утвержден бюджет на 2021-2023 г.г. В данном бюджете МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» предусмотрено выделение дополнительного финансирования в сумме более <данные изъяты> рублей на обязательства ответчика по исполнительным документам, в том числе на расходование в 2022 году на решение вопроса по очистным сооружениям.
Представитель третьего лица Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Роспотребнадзора.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав прокурора, представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования заявлены законно и обоснованно.
Определением Александровского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры от исковых требований к МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» в части возложения обязанностей разработать и согласовать в уполномоченном органе проект санитарно-защитной зоны для очистных сооружениях в <адрес> и в <адрес>, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-защитной зоны очистных сооружений в <адрес> и <адрес> санитарным правилам и нормативам, установлении сроков для исполнения данных обязанностей, производство по делу в данной части прекращено.
Согласно ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст.58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Как установлено в ст.12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В судебном заседании установлено, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках предоставленных им полномочий проведены проверки исполнения МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» требований законодательства об использовании и охране водных объектов, об охране недр, санитарно-эпидемиологического законодательства на основании решений о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.14, 15).
В ходе проведенных проверок было установлено, что МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» оказывает услугу по водоподготовке и водоснабжению населения <адрес>. Источником водоснабжения <адрес> являются подземные водозаборы, представленные артезианскими скважинами №№, №.
Указанное имущество эксплуатируется ответчиком на основании акта передачи бесхозяйного имущества на территории Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-25), лицензии серии ПЕМ № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, схемы водопотребления – водоотведения (л.д.44-51), собственником имущества МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» является муниципальное образование Александровский муниципальный округ, что не оспаривается сторонами.
Кроме того, МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» осуществляет деятельность по удалению сточных вод на очистных сооружениях <адрес> и <адрес> края на основании акта передачи бесхозяйного имущества на территории Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.
До ДД.ММ.ГГГГ указанные объекты эксплуатировались МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» на основании договора ссуды (безвозмездного пользования) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Всеволодо-Вильвенского городского поселения (л.д.16-21).
В рамках проведения проверки мастером участка водоснабжения и водоотведения МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» ФИО5 природоохранному прокурору были даны объяснения, где она была предупреждена об уголовной ответственности по ст.307,308 УК РФ, из которых следует, что канализационный сточные воды с <адрес> поступают на очистные сооружения по канализационным сетям, проходят механическую очистку, в первичном отстойнике происходит сбраживание илом, затем сточные воды подвергаются обеззараживанию путем смешения с раствором гипохлорита натрия, затем сбрасываются в поверхностный водный объект – реку Вильва, биологическую очистку сточные воды не проходят, аэротэки находятся в неисправном состоянии, канализационный коллектор, предназначенный для сброса сточных вод в водный объект, в течение более 20 лет засорен, в связи с чем сточные воды самотеком стекают по почве; среднемесячный общий объем сточных вод, поступающих на очистные сооружения и сбрасываемых в р.Вильва, составляет 6300 м3. Канализационный сточные воды с <адрес> поступают на очистные сооружения по канализационным сетям, проходят механическую очистку, в первичном отстойнике происходит сбраживание илом, ил выводится на иловые карты, стоки поступают на биологическую очистку (биофильтры), биологическая очистка производится путем взаимодействия стоков с микроорганизмами, далее сточные воды подвергаются обеззараживанию путем смешения с раствором гипохлорита натрия и поступают во вторичные отстойники, после чего по подземному коллектору поступают в поверхностный водный объект – реку Вильва, среднемесячный общий объем сточных вод, поступающих на очистные сооружения и сбрасываемых в р.Вильва, составляет 6300 м3.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В соответствии с п. «Е» ч.2 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1029 от 28.09.2015 (действующие на момент проведения проверки), осуществление хозяйственной и иной деятельности по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки) относится ко II категории.
Поскольку МКП ВВГП «Вильва- Водоканал» в ходе осуществления деятельности по водоснабжению населения и водоотведению канализационных сточных вод эксплуатирует объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, суточные объем отводимых сточных вод составляет менее 20000 м3, то МКП ВВГП «Вильва- Водоканал» относится к объектам оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду II категории.
Как установлено в ч.ч.1-2 ст.69.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Согласно п. 3 ст.11 Федерального закона № 219-ФЗ от 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу данного Федерального закона (с 01.01.2015 года) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном ст.69.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002.
МКП ВВГП «Вильва-Водоканал», эксплуатируя в течение длительного времени (значительно превышающего 6 месяцев со дня начала эксплуатации очистных сооружений) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в нарушение указанных требований закона до настоящего времени не направило заявку о постановке очистных сооружений в <адрес> на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в уполномоченный орган.
Установленные обстоятельства стороной ответчика не оспаривается.
Таким образом, с учетом представленных доказательств и пояснений сторон, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о возложении обязанности на ответчика поставить на государственный учет очистные сооружения в <адрес> в качестве объекта, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду подлежит удовлетворению.
В ходе судебного заседания ответчик просит увеличить срок исполнения данной обязанности до 4 месяцев, ссылаясь на длительную процедуру оформления.
Между тем запрашиваемый срок истцом для исполнения ответчиком данной обязанности суд полагает разумным и достаточным для исполнения.
Кроме того, согласно ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Как установлено в ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Порядок обезвреживания (обеззараживания) осадков сточных вод определен Постановлением Роспотребнадзора №50 от 22.08.2014 «Об Утверждении СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации» (далее по тексту - СанПиН 3.2.3215-14).
В п.п.16.7.3, 16.7.4 указаны методы обезвреживания (дезинвазии) сточных вод и осадков сточных вод, которые являются обязательными для выполнения.
Согласно пункту 16.7.3 СанПиН 3.2.3215-14 дезинвазия сточных вод проводится на:
- аэро-биостанциях;
-сооружениях искусственной биологической очистки (полях внутрипочвенного орошения);
- на биологических фильтрах канализационных очистных сооружений (доочистка сточных вод на полях орошения производительностью до 100 м3/сут.);
- одно-, двух-, трехкамерных септиках, фильтрующих колодцах (для водоотведения соответственно указанным септикам 1, 3, 15 м3/сутки сточных вод);
- септиках, накопительных резервуарах, фильтрационно-гравийных фильтрах.
В соответствии с п.16.7.4 СанПиН 3.2.3215-14 с целью обеззараживания осадков сточных вод от возбудителей паразитарных болезней применяется:
- термофильное (при температуре не менее 55 - 60 °С) сбраживание в метантенках. Учитывая значительную устойчивость возбудителей паразитозов к температурам, ниже рекомендованных (что не гарантирует обеззараживания), необходимо обеспечить инструментальный контроль технологических (температурных) параметров процесса;
- пастеризация в специальных инженерных сооружениях при, температуре 70 °С в течение 20 мин.;
- обработка в биобарабанах;
- сжигание в специальных инженерно-технических сооружениях (многопудовые или барабанные печи, реакторы со взвешенным слоем и другие);
- метод аэробной стабилизации в течение 5-6 суток с предварительным прогревом смеси сырого осадка с активным илом при температуре 60 - 65 °С в течение 1,5 часов;
- обработка тиазоном в дозе 2% к общей массе осадка при экспозиции 10 суток. Добавление тиазона 0,25 - 3% к массе осадка и тщательное перемешивание в центрифугах в течение 60 мин. с последующим выдерживанием в буртах под полиэтиленовой пленкой в течение 7 суток обеспечивает его безопасность в отношении возбудителей паразитарных болезней;
- обработка овицидами биологическими ингибиторами-стимуляторами с минимальной дозировкой 1 литр на 60 м3 осадка влажностью более 85%, после чего не требуется дополнительной дезинвазии осадков сточных вод.
Как установлено в ходе судебного заседания, в нарушение указанных требований законодательства МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» при очистке сточных вод на очистных сооружениях, расположенных в <адрес>, использует только механическую очистку стоков и их обеззараживание раствором гипохлорита натрия без использования биологической очистки, что может повлечь за собой загрязнение окружающей среды, а также причинение вреда жизни и здоровью граждан и объектам животного мира, что также подтверждается объяснением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается стороной ответчика.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверочных мероприятий зафиксировано загрязнение почвы канализационными сточными водами, не прошедшими биологическую очистку.
Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ водопользователь при использовании водного объекта обязан содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В силу ч.1 ст.27 Закона Пермского края №483-ПК от 03.09.2009 «Об охране окружающей среды Пермского края» на территории Пермского края запрещается осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей требованиям в области охраны окружающей среды, установленным федеральным законодательством, а также сброс сточных вод на рельеф местности, который не обеспечивает предотвращение загрязнения недр, поверхностных и подземных вод.
В нарушение указанных требований закона, а также постоянного технологического регламента работы очистных сооружений МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» осуществляет сброс недостаточно очищенных канализационных сточных вод на рельеф местности, что также подтвердил представитель ответчика в судебном заседании.
Проверкой было установлено, что после механической очистки и обеззараживания сточных вод с очистных сооружений в <адрес> сточные воды сбрасываются на почву и далее стекают по рельефу местности на протяжении двух километров, после чего попадают в водный объект - реку Вильва.
Из представленного ответчиком протокола лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ следует, что канализационные сточные воды, сбрасываемые в реку Вильва, содержат загрязняющие вещества и микроорганизмы, превышающие санитарно-гигиенические нормативы.
Так, содержание аммиака и аммония-иона (по азоту) составило 16,5±2,3 мг/л при нормативе не более 1,5; биохимическое потребление кислорода (БПК5) - 22,1±2,9 мгО2/дм3 при нормативе не более 4; железо - 0,90±0,14 мг/л при нормативе не более 0,3; нефть - 0,32± мг/л при нормативе не более 0,3; химическое потребление кислорода - 49,4±9,9 мгО2/дм3 при нормативе не более 30; общие колиформные бактерии - 1,6x103 КОЕ/100 мл при нормативе не более 500; термотолерантные колиформные бактерии - 1,6x103 КОЕ/100 мл при нормативе не более 100 (л.д.74-75).
Изложенное свидетельствует, что МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» в нарушение природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации очистных сооружений допускает загрязнение почв и поверхностного водного объекта - реки Вильва.
В адрес руководства МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» внесены представления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных в ходе проводимых проверок нарушений законодательства Российской Федерации (л.д.26-30, 32-38), которые до настоящего времени не устранены.
Несоблюдение санитарных правил и нормативов, не проведение дезинвазии стоков означает невозможность определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, чем нарушается конституционные права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии.
Таким образом, суд пришел к выводу, что ответчик МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» допускает нарушение требований законодательства РФ об использовании и охране водных объектов, об охране недр, санитарно-эпидемиологического законодательства, которые до настоящего времени не устранены, в связи с чем, суд приходит к выводу, что требования истца о возложении на ответчика обязанности организовать проведение биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях в <адрес> являются законными и обоснованными, предложенный истцом срок для исполнения обязанности – 1 год 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, с учетом необходимого времени для устранения ответчиком данного нарушения, является разумным.
Кроме того, в соответствии с п.п.1 и 2 ст.19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №24 от 26.09.2001 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01» (далее по тексту - СанПиН 2.1.4.1074-01).
В п.п.1.3, 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 указано, что они предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, и применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях.
В силу п.п.2.1, 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 их требования должны выполняться, в том числе, и при эксплуатации систем водоснабжения; качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям Санитарных правил.
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети, что определено п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01).
Как следует из заключения № и протокола лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59-61, 62) в скважине № и резервуаре чистой воды перед подачей в сеть показатель «Жесткость общая» превысил установленные гигиенические нормативы и составил 10,6 мг-экв/дм3, при норме не более 7,0 мг-экв/дм3, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателю: жесткость общая.
В ходе судебного разбирательства ответчиком факт наличия указанного нарушения не оспаривался, представитель ответчика просил предоставить срок для устранения выявленного нарушения до 2 лет.
Учитывая изложенное, представленные доказательства, учитывая, что указанные требования связаны с нарушением санитарно – эпидемиологического законодательства, суд полагает, что заявленные требования истца о возложении на ответчика обязанности обеспечить качество поставляемой населению Всеволодо-Вильвенского городского поселения питьевой воды в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства с установлением срок для исполнения обязанности – 1 год с даты вступления решения суда в законную силу, являются обоснованными и законными.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Доводы ответчика и третьего лица о необходимости предоставления более длительных сроков для исполнения ввиду отсутствия финансовых средств не может быть принят во внимание, поскольку отсутствие финансовой возможности не является основанием для освобождения ответчика от обязанности устранить допущенные нарушения, кроме того, как следует из пояснений представителя третьего лица в январе 2021 года Думой Александровского муниципального округа утвержден бюджет на 2021-2023 г.г., в котором МКП ВВГП «Вильва-Водоканал» предусмотрено выделение дополнительного финансирования, в том числе на расходование в 2022 году на очистные сооружения.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры к ответчику подлежат удовлетворению в полном объеме. Сроки для исполнения обязанностей, предложенные прокурором Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры, суд находит разумным и достаточным для исполнения обязанностей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному казенному предприятия Всеволодо-Вильвенского городского поселения «Вильва-Водоканал» удовлетворить.
Возложить на Муниципальное казенное предприятие Всеволодо-Вильвенского городского поселения «Вильва-Водоканал» (<данные изъяты>) обязанность поставить на государственный учет очистные сооружения в <адрес> в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, установив срок для исполнения обязанности – 3 месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Муниципальное казенное предприятие Всеволодо-Вильвенского городского поселения «Вильва-Водоканал» (ИНН <данные изъяты>) обязанность обеспечить качество поставляемой населению <адрес> питьевой воды в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, установив срок для исполнения обязанности – 1 год с даты вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Муниципальное казенное предприятие Всеволодо-Вильвенского городского поселения «Вильва-Водоканал» (<данные изъяты>) обязанность организовать проведение биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях в <адрес>, установив срок для исполнения обязанности – 1 год 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Муниципальное казенное предприятие Всеволодо-Вильвенского городского поселения «Вильва-Водоканал» (<данные изъяты>) обязанность прекратить сброс недостаточно очищенных канализационных сточных вод на рельеф местности на очистных сооружениях в <адрес>, установив срок для исполнения обязанности – 1 год с даты вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Судья: подпись Н.А. Панова
Копия верна
Судья: Н.А. Панова