УИД: 78RS0016-01-2021-007424-38
Дело № 2-974/2022 03 марта 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Жужговой Е.С.,
при секретаре Улитиной Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации <адрес> к ФИО2, ФИО3, ФИО10 ФИО10, ФИО6, ФИО4, ФИО7, ФИО9, ФИО8, ФИО5 об обеспечении доступа в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Администрация <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО2, ФИО3, ФИО10 ФИО6, ФИО4, ФИО7, ФИО9, ФИО8, ФИО5 об обязании в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить доступ представителям Администрации <адрес> для проведения обследования с целью проверки наличия или отсутствия перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, установить судебную неустойку за неисполнение решения суда в размере 50 000 рублей с каждого ответчика за каждый месяц неисполнения решения суда, по тем основаниям, что поступило обращение о перепланировке квартиры ответчиков, несмотря на предписания, доступ в квартиру ответчиками не предоставлен.
Администрация <адрес> - представитель в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещались о рассмотрении дела, ФИО8, ФИО4, ФИО5 реализовали свое право на ведение дела через представителя, который в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что по жалобе ФИО11 проводилась проверка Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурге в ходе которой установлено, что в квартире ответчиков отсутствует несогласованная перепланировка.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Выписке из ЕГРН собственниками квартиры по адресу: <адрес> являются ФИО2 <данные изъяты> квартиры, ФИО3 <данные изъяты> доли квартиры, ФИО10 <данные изъяты> доли, ФИО4 <данные изъяты> доли, ФИО7 <данные изъяты> доли, ФИО9 <данные изъяты> доли, ФИО8 <данные изъяты>, ФИО5 <данные изъяты> доли квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации <адрес> поступило электронное обращение № № ФИО11 в котором указано, что с мая по ДД.ММ.ГГГГ проводились ремонтные работы, включающие изменение и переустройство инженерных сетей, сантехнического и электрического оборудования, требующие внесение изменений в технический паспорт жилого помещения – <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ имя Управляющего ТСЖ «<адрес>» поступило коллективное заявление от собственников <адрес>, расположенной над квартирой №, с жалобой на перекос входной и межкомнатных дверей, а также на образование провиса пола. В ДД.ММ.ГГГГ было выявлено, что <адрес> используется как помещение для предоставления гостиничных услуг. /л.д. 33-35/.
Актом МВК от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при комиссионном выходе на объект по адресу: <адрес> проводимого на основании обращения доступ в квартиру не предоставлен /л.д. 13/
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> в адрес ответчиков направлены предписания о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить доступ представителям Межведомственной комиссии <адрес> в <адрес> расположенную по адресу: <адрес> /л.д. 14-31/.
Согласно акта Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, направленного в адрес собственников не выполнены, доступ в квартиру не предоставлен /л.д. 32/.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ЖК РФ, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно п. 1 ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу п. 1 ст. 28 ЖК РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
В соответствии со ст. 29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В субъектах Российской Федерации - городе федерального значения Санкт-Петербурге в соответствии со ст. 14 ЖК РФ полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений - согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме, осуществление муниципального жилищного контроля осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «Об администрациях районов Санкт-Петербурга», предусмотрено, что администрация района является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в сфере жилищной политики согласовывает в установленном порядке переустройство и перепланировку помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять в установленном порядке иные полномочия в области переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме (п. ДД.ММ.ГГГГ), создавая в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № Межведомственные комиссии, согласовывающие проекты на переустройство и перепланировку квартир.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Поскольку истец наделен полномочиями по контролю за соблюдением норм жилищного законодательства по использованию жилых помещений, в том числе в части их устройства и планировки с соблюдением прав и интересов иных граждан он имеет право требования на обеспечение доступа в квартиру ответчиков для выполнения возложенных на него задач.
Администрация <адрес> во исполнение возложенных на нее законом функций жилищного контроля, в том числе и по обеспечению безопасности, вправе была предъявлять настоящие исковые требования.
Кроме этого, обеспечение доступа в жилое помещение, принадлежащее ответчикам, обусловлено необходимостью проверки поступивших сведений о наличии в помещении квартиры апартаментов, то есть возможной перепланировки квартиры, в целях принятия мер для устранения угрозы жизни и здоровью лиц, проживающих в многоквартирном доме, относящемуся к жилищному фонду.
Учитывая наличие у истца полномочий по согласованию проектов по переустройству и перепланировке жилых помещений, а также на проведение муниципального жилищного контроля, суд удовлетворяет заявленные исковые требования.
Доводы ответчика о том, что комиссии ГЖИ Санкт-Петербурга уже был предоставлен доступ в жилое помещение, как основание для отказа в удовлетворении требований Администрации <адрес> в предоставлении доступа, очевидно, не является. Так как из представленных документов не следует, что при обследовании квартиры ответчиков ГУЖ принимали участие представители администрации.
Кроме того, ввиду обращения гражданина в адрес Администрации <адрес> с соответствующим с заявлением, - истец обязан, в силу делегированных на него полномочий, осуществить региональный государственный жилищный надзор за соблюдением обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки принадлежащего ответчикам помещения, для чего необходимо обеспечение доступа сотрудникам истца в означенную жилую площадь, тогда как совершение ответчиками действий по не предоставлению доступа в принадлежащее им помещение, препятствует исполнению истцом обязанности по проведению обследования жилого помещения.
Заявленные истцом требования направлены на создание условий Администрации <адрес> для доступа в принадлежащее ответчикам жилое помещение в целях проведения по обращению ТСЖ осмотра и выявления наличия либо отсутствия нарушений перепланировки жилого помещения.
Ответчики, не обеспечивая истцу доступ в жилое помещение для проведения обследования помещения на предмет самовольной перепланировки и переустройства, препятствует истцу выполнять обязанности, установленные законом, что может привести к наступлению неблагоприятных последствий, затронуть права других жильцов названного дома, в связи с чем не имеется оснований полагать, что имело место нарушение конституционных прав ответчиков на занимаемое ими жилое помещение.
Принимая во внимание, что администрацией соблюдена процедура уведомления пользователей жилых помещений для согласования с ними даты и времени доступа в квартиру, учитывая факт неисполнения собственниками возложенной на них пунктом 34 Правил обязанности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, вследствие чего ответчики подлежат обязанию в течение двух недель со дня вступления решения в законную силу обеспечить представителям Администрации <адрес> доступ в квартиру по адресу: <адрес>, в течение двух недель со дня вступления решения в законную силу, для проведения обследования с целью проверки наличия или отсутствия перепланировки и (или) переустройства жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено названным кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1).
Как указано в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», на основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
В силу п. 31 указанного постановления Пленума суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре, а уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (п. 2 ст. 308.3 ГК РФ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований истца о присуждении денежной неустойки за неисполнение в установленный судом срок постановленного решения, и полагает необходимым при неисполнении решения суда в установленный срок, взыскать с ответчиков в пользу истца неустойку в размере по 5000 рублей с каждого ответчика, размер которой отвечает требованиям разумности, исходя из характера нарушения, за каждый месяц просрочки исполнения решения суда, с момента истечения двух недель с даты вступления решения суда в законную силу и до момента его фактического исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика в доход государства подлежит государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Обязать ФИО2, ФИО3, Ерёменко ФИО10, ФИО6, ФИО4, ФИО7, ФИО9, ФИО8, ФИО5 в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить доступ представителям Администрации <адрес> в <адрес> для обследования с целью проверки наличия или отсутствия перепланировки и (или) переустройства жилого помещения.
В случае неисполнения решения суда в установленный срок взыскать с ФИО2, ФИО3, Ерёменко ФИО10, ФИО6, ФИО4, ФИО7, ФИО9, ФИО8, ФИО5 в пользу Администрации <адрес> судебную неустойку в размере по 5 000 рублей с каждого за каждый месяц просрочки исполнения решения суда, с момента истечения двух недель с даты вступления решения суда в законную силу и до момента его фактического исполнения.
Взыскать солидарно с ФИО2, ФИО3, Ерёменко ФИО10, ФИО6, ФИО4, ФИО7, Яновой Ксении, ФИО8, ФИО5 в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.