Дело № 2а-34/2022 (2а-474/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Уинское Пермского края 21 января 2022 года
Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Уинское) в составе председательствующего Братчиковой Н.А.,
при секретаре Габовой И.В.,
рассмотрев дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Пермскому краю к Х.М.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени за несвоевременную уплату транспортного налога,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Пермскому краю обратилась с иском к Х.М.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за налоговый период 2018 год в сумме 14535,00 рублей, взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за налоговые периоды 2016, 2017, 2018 годы в размере 665,82 рублей.
В обоснование заявленных требований указали, что согласно сведениям, предоставленным регистрирующими органами, на административного ответчика зарегистрированы транспортные средства: автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №.
Х.М.В. начислен транспортный налог за 2016 год – 14353,00 рублей, за 2017 год – 14535,00 рублей, за 2018 год – 14535,00 рублей и направлялись налоговые уведомления для добровольного исполнения обязанности по уплате транспортного налога № (за 2016 г.), № (за 2017 г.), № (за 2018 г.).
Задолженность (2016,2017 год) по транспортному налогу взыскана в судебном порядке.
Задолженность по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 годы по состоянию на 16.11.2021 не погашена. За несвоевременную уплату налогов ответчику начислена пеня в размере 665,82 рублей.
Ответчику направлялись требования № от 01.11.2019 со сроком уплаты до 10.12.2019, № от 13.11.2019 со сроком уплаты до 24.12.2019, № от 19.12.2019 со сроком уплаты до 28.01.2020. До настоящего времени задолженность не погашена. Судебный приказ о взыскании налога и пени вынесен 19.05.2020 и отменен 17.06.2021.
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Пермскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, на иске настаивают. Ходатайствуют о восстановлении пропущенного срока на подачу искового заявления в связи с незначительностью пропуска срока. Указывают на то, что исковое заявление было сформировано 16.12.2021, по техническим причинам письмо с административным исковым заявлением из <адрес> в почтовое отделение <адрес> поступило только 18.12.2021. Налоговым органом принимались меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, была выражена воля на взыскание налога в принудительном порядке.
Ответчик Х.М.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Суд, изучив представленные письменные доказательства, считает, что иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Пермскому краю к Х.М.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за налоговый период 2018 год в сумме 14535,00 рублей, взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за налоговые периоды 2016, 2017, 2018 годы в размере 665,82 рублей, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что у налогоплательщика Х.М.В. имеются в собственности автомобили <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №. (л.д.49)
Х.М.В. направлялись налоговые уведомления: № от 09.09.2017 об уплате транспортного налога на сумму 14535,00 рублей, № от 26.06.2018 об уплате транспортного налога на сумму 14535,00 рублей, № от 15.08.2019 об уплате транспортного налога на сумму 14535,00 рублей. (л.д.16,36,42).
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Пермскому краю Х.М.В. были направлены требования об уплате налога, пени:
№ от 01.11.2019 со сроком уплаты до 10.12.2019 ( 928,89 рублей – пени);
№ от 13.11.2019 со сроком уплаты до 24.12.2019 ( 129,96 рублей – пени);
№ от 19.12.2019 со сроком уплаты до 28.01.2020 (14535,00 рублей - недоимка, 50,02 рублей – пени). (л.д.7,10,13).
В подтверждение задолженности Х.М.В. по транспортному налогу, представлена расшифровка задолженности (л.д.50), расчет сумм пени, включенных в требования (л.д.18-27). Расчет сумм пени судом проверен и является верным.
Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статья 48 НК РФ).
В силу п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
В силу пунктов 3,5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
В соответствии со ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Сумма задолженности по требованиям о взыскании задолженности налогам с Х.М.В. превысила 3000 рублей после выставления требования № от 19.12.2019 со сроком погашения до 28.01.2020. Налоговый орган был вправе обратиться с заявлением о взыскании задолженности до 28.07.2020.
С заявлением о выдаче судебного приказа налоговая инспекция обратилась к мировому судье 18.05.2020. Судебный приказ №2а-604/2020 о взыскании с Х.М.В. транспортного налога, пени вынесен 19.05.2020 и отменен 17.06.2021. Последним днем для обращения с исковым заявлением являлся 17.12.2021. Межрайонная ИФНС России №6 по Пермскому краю обратилась 18.12.2021 (согласно штемпелю на конверте), т.е. на один день позднее установленного шестимесячного срока.
Рассматривая ходатайство налогового органа о восстановлении пропущенного срока на подачу искового заявления, суд находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
По смыслу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Учитывая положения абзаца 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Принимая во внимание незначительность пропуска налоговым органом срока на обращение в суд (1 день), обусловленного техническими причинами, а также принимая во внимание обстоятельства, подтверждающие факт принятия налоговым органом мер по принудительному взысканию с ответчика обязательных платежей и санкций с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для соблюдения установленного порядка взыскания, последовательные действия налогового органа по уведомлению должника о необходимости погасить задолженность, своевременное обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, суд приходит к выводу о возможности восстановления налоговому органу срока на подачу искового заявления в суд.
На основании изложенного, иск Межрайонной ИФНС России № 12 по Пермскому краю к Х.М.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В силу ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Таким образом, с Х.М.В. следует взыскать госпошлину в сумме 400 рублей в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 6 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░.░.░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░ 14535,00 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 665,82 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.