Решение по делу № 8Г-22609/2020 [88-22054/2020] от 29.09.2020

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-22054/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

28октября 2020года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Бочкова Л.Б.,

судей Назейкиной Н.А., Данилина Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью района Елховский Самарской области на решение Кошкинского районного суда от 15 мая 2020года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа 2020 года по гражданскому делу № 2-2-83/2020 по иску Щербакова Вячеслава Владимировича к администрации муниципального района Елховский Самарской области о признании права собственности на земельный участок.

Заслушав доклад судьи Данилина Е.М., объяснения представителя третьего лица Комитета по управлению муниципальной собственностью района Елховский Самарской области – ГаусаП.В. (руководитель), поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Щербаков В.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Елховский Самарской области о признании права собственности на земельный участок, указав, что является собственником земельного участка, площадью 915кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. В целях увеличения размеров вышеназванного земельного участка он обратился в администрацию муниципального района Елховский Самарской области с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. 4октября 2019года главой администрации муниципального района Елховский Самарской области по результатам рассмотрения заявления истца вынесено постановление №418 «О перераспределении земельного участка». 4октября 2019года между муниципальным районом Елховский Самарской области в лице руководителя Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Елховский Самарской области Гауса П.В. и Щербаковым В.В., заключено соглашение № 26 о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности. На основании данного соглашения, стороны договорились объединить земельный участок площадью 487 кв.м., (земля, государственная собственность на которую не разграничена) и земельный участок площадью 915 кв.м., (принадлежащий на праве собственности Щербакову В.В.). Таким образом, был образован новый земельный участок, площадью 1402 кв.м., с новым кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Истец за увеличение площади его земельного участка в бюджет муниципального района Елховский Самарской области уплатил 17415,12 рублей.

13ноября 2019года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на основании пункта7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ от 13июля 2015года «О государственной регистрации недвижимости» приостановило государственную регистрацию права на образованный новый земельный участок, по тем основаниям, что представленное Щербаковым В.В. соглашение № 26 от 4октября 2019года не соответствует по содержанию требованиям действующего законодательства.

По мнению истца, приостановка государственной регистрации права является неправомерной, поскольку площадь нового земельного участка, образуемого путем перераспределения вышеуказанных земельных участков, составляет - 1402 кв.м., что не превышает максимальный предел в 3000 кв.м.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд: признать соглашение № 26 от 4октября 2019года о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, заключенное между муниципальным районом Елховский Самарской области в лице руководителя Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Елховский Самарской области Гауса П.В., с одной стороны, и Щербаковым В.В., с другой стороны, заключенным, а сделку по соглашению № 26 от 4октября 2019года о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности – состоявшейся. Также просил признать за Щербаковым В.В. право собственности на соответствующий земельный участок площадью 1402 кв.м.

Решением Кошкинского районного суда Самарской области от 15 мая 2020года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским деламСамарского областного суда от 06августа 2020года, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе третьего лица Комитета по управлению муниципальной собственностью района Елховский Самарской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций и принятии нового решения об удовлетворении иска, указывается, что судами неправильно применены и истолкованы положения статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, а единственное основание для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка может быть, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.

Проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части первой статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ)

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с подпунктами 1, 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФуполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса, а также в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что Щербаков В.В. является собственником земельного участка, площадью 915 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Граница земельного участка, принадлежащего Щербакову В.В., пересекает границы земельного участка, площадью 487 кв.м., отнесенного к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Истец в целях увеличения размеров вышеназванного земельного участка обратился в администрацию муниципального района Елховский Самарской области с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

4октября 2019года главой администрации муниципального района Елховский Самарской области по результатам рассмотрения заявления истца вынесено постановление № 418 «О перераспределении земельного участка», согласно которому постановлено перераспределить исходные земельные участки:

- земельный участок, площадью 487 кв.м., отнесенный к категории: земли населенных пунктов, вид разращенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> (исходный земельный участок – 1), который относится к землям, государственная собственность на которые на разграничена;

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 915 кв.м., отнесенный к категории: земли населенных пунктов, вид разращенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> (исходный земельный участок – 2), принадлежащий на праве собственности Щербакову В.В.

Исходные земельные участки перераспределить путем образования нового земельного участка с кадастровым номером , площадью 1402 кв.м., отнесенного к категории: земли населенных пунктов, вид разращенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.

4октября 2019года между муниципальным районом Елховский Самарской области в лице руководителя Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Елховский Самарской области Гауса П.В. и Щербаковым В.В, заключено соглашение №26 о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

На основании данного соглашения, стороны договорились произвести перераспределение следующих исходных смежных земельных участков:

- земельный участок, площадью 487 кв.м., отнесенный к категории: земли населенных пунктов, вид разращенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> (далее – исходный земельный участок – 1). Исходный земельный участок – 1 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена,

- земельный участок с кадастровым номером , площадью 915 кв.м., отнесенный к категории: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> (далее – исходный земельный участок – 2). Исходный земельный участок – 2 принадлежит на праве собственности Щербакову В.В., вид, номер и дата государственной регистрации: собственность, от 29.04.2015 года.

В силу пункта 2 соглашения № 26 о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности от 4октября 2019года, стороны договорились произвести переопределение исходных земельных участков следующим образом:

- образовать из исходных земельных участков путем объединения исходного земельного участка – 1 и исходного земельного участка – 2 земельный участок с кадастровым номером , площадью 1402 кв.м., отнесенного к категории: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> (далее – новый земельный участок).

Согласно пункту 3 соглашения № 26 о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности от 4октября 2019года, право собственности на новый земельный участок возникает у стороны 2 – Щербакова В.В.

На основании пункта 4 соглашения № 26 о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности от 4октября 2019года, в результате перераспределения исходных земельных участков произошло увеличение площади земельного участка, находящегося в собственности стороны 2 – Щербакова В.В.

В соответствии с пунктом 5 соглашения № 26 о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности от 4октября 2019года, сторона 2 – Щербаков В.В. обязался уплатить стороне 1 – муниципальному району Елховский Самарской области в лице руководителя Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Елховский Самарской области Гауса П.В. плату за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельным участком, государственная собственность на которые на разграничена, размер которой определен в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Самарской области №603 от 25сентября 2015года, и составляет 17415,12 рублей.

19сентября 2019года кадастровым инженером ООО «ГЕОИД» изготовлен межевой план нового земельного участка, площадь которого составила 1402 кв.м.

Установлено, что сведения о новом земельном участке, площадью 1402кв.м., с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> внесены в ЕГРН, однако данные о правообладателе на указанный земельный участок в ЕГРН отсутствуют, что также подтверждается выпиской из ЕГРН от 15января 2020года.

Руководитель Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Елховский Самарской области ГаусП.В. и Щербаков В.В. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области для оформления права собственности на образованный новый земельный участок, площадью 1402 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

13ноября 2019года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самаркой области на основании пункта7 части1 статьи26 Федерального закона № 218-ФЗ от 13июля 2015года «О государственной регистрации недвижимости» приостановило государственную регистрацию права на образованный новый земельный участок, по тем основаниям, что представленное истцом соглашение № 26 от 4октября 2019года не соответствует по содержанию требованиям действующего законодательства, а именно статьям 11.9, 39.28, 39.29 ЗК РФ, а также позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме №Д23и?4640 от 24августа 2018года.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в территориальной зоне Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами», основной вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства.

Исходя из Правил землепользования и застройки сельского поселения Красные Дома муниципального района Елховский Самарской области минимальная площадь земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в территориальной зоне Ж1 составляет 300 кв.м., максимальный размер земельного участка составляет 3000 кв.м.

Из соглашения № 26 о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельного участка находящегося в частной собственности от 4октября 2019года следует, что стороны Муниципальный район Елховский Самарской области в лице руководителя Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Елховский Самарской области – Гауса П.В. и Щербаков В.В. договорились о перераспределении земельного участка, площадью 487 кв.м., отнесенного к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Разрешая спор, установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 11,9, 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводам, с которыми согласился суд апелляционной инстанции,о том, что на момент перераспределения земельного участка площадью 487 кв.м., указанная площадь соответствовала минимальному и максимальному размеру земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в территориальной зоне Ж1, предусмотренной Правилами землепользования и застройки сельского поселения Красные Дома муниципального района Елховский Самарской области. В данном случае, было возможно сформировать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ. Соответственно, уполномоченный орган должен был принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса.

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции согласна с выводами судов первой и апелляционной инстанций, подробно мотивированными в решении и апелляционном определении.

В силу подпунктов 1, 9 пункта 9 статьи 39 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

- образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 27июня 2017года №1266-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь имущество, включая землю, в частной собственности (статья 35, часть 2; статья 36, часть 1), вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции (статья 36, часть 3). При этом само право на приватизацию земли, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не относится к числу конституционных. Соответственно, законодатель, учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.

Земельный кодекс Российской Федерации, будучи кодифицированным правовым актом в сфере земельных отношений, предусматривает в статье 39 в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года №1584-О, от 17 июля 2014 года №1685-О, от 19 июля 2016 года №1549-О и от 24 ноября 2016 года №2465-О). С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности (статья 39.28).

Оспариваемое законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 того же Кодекса).

В соответствии с правовой позицией, приведенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17июля 2019года, исходя из смысла пункта9 статьи 39.29 ЗК РФ основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подп. 2 - 13, в том числе в связи с наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок (подп. 9), подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в пункте1 статьи39.28 ЗК РФ. В противном случае уполномоченный орган принимает решение об отказе на основании подпункта1 пункта9 статьи39.29 ЗК РФ, поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом1 статьи39.28 ЗК РФ.

Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте1 статьи39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в пункте9 статьи39.29 ЗК РФ.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя, занимаемую им в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и при апелляционном обжаловании решения, и направлены на иную оценку обстоятельств дела. Данным доводам судами первой и апелляционной инстанции дана надлежащая оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела. Судами правильно применен материальный закон, нарушения норм процессуального права приведших к принятию неправильных судебных постановлений, судами не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кошкинского районного суда от 15 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью района Елховский Самарской области - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Б. Бочков

Судьи Н.А. Назейкина

Е.М. Данилин

8Г-22609/2020 [88-22054/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Щербаков Вячеслав Владимирович
Ответчики
Администрация муниципального района Елховский Самарской обл.
Другие
Самарский филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Управление росреестра по Самарской обл.
Комитет по управлению муниципальной собственностью м.р. Елховский Самарской области
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
28.10.2020Судебное заседание
28.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее