УИД 04RS0010-01-2024-001393-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Иволгинск «16» августа 2024 года
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего, судьи Харимаевой Н.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кустовой Е.С., с участием помощника прокурора Иволгинского района РБ Хайдаповой Н.Ц.-Д., представителя ответчика Администрации МО «Иволгинский район» по доверенности Бадмажапова Б.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иволгинского района Республики Бурятия, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации МО «Иволгинский район», МБДОУ детский сад «Росинка» о возложении обязанности совершить определенные действия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Иволгинского района Республики Бурятия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обращаясь в суд с иском к Администрации МО «Иволгинский район», МБДОУ детский сад «Росинка», просит обязать ответчиков совершить определенные действия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения, путем оборудования МБДОУ детский сад «Росинка» системой оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование требований указано, что в ходе прокурорской проверки установлено, что образовательная организация относится к объектам IV категории опасности. В нарушение требований п. 24 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» здание МБДОУ детский сад «Росинка», не оснащено системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц посещающих школу, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции РФ и указанных нормативных правовых актах.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму»).
Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций также является обязанностью органов местного самоуправления муниципального района.
Неисполнение требований антитеррористической защищенности объектов образования нарушает права лиц, пребывающих в образовательных учреждениях на безопасные условия обучения и труда.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Иволгинского района РБ Хайдапова Н.Ц.-Д. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО «Иволгинский район» Бадмажапов Б.Б., действующий на основании доверенности, с требованиями прокурора согласился, пояснил, что нарушения имеют место, со сроками, которые просит установить прокурор, согласен.
Представитель ответчика МБДОУ детский сад «Росинка» Цыренова М.Н. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признала в полном объеме.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (пп. 15 п.3). Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы несет образовательная организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. 7). К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (пп.2 п. 3).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Как следует их пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
В соответствии с ч.6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1.2 Устава МБДОУ детский сад «Росинка» установлено, что учреждение является бюджетной организацией, осуществляющей дошкольную образовательную деятельность, муниципальным учреждением.
В соответствии с пунктами 1.8, 1.9 Устава МБДОУ детский сад «Росинка», учредителем является Администрация муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия, от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет МКУ «Иволгинское РУО».
Из материалов дела усматривается, что прокурором Иволгинского района Республики Бурятия проведена проверка исполнения МБДОУ детский сад «Росинка» законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения.
В ходе проверки установлено, что здание МБДОУ детский сад «Росинка» не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Факт отсутствия в школе системы оповещения и управления эвакуацией ответчиками не оспорен, и подтверждается объяснением заведующей МБДОУ детский сад «Росинка» Цыреновой М.Н.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно подпункту «д» пункта 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
Из чего следует, что Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1006, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма на территории муниципального района.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из приведенных норм видно, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Выполнение обязанности по оборудованию здания школы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Поскольку МБДОУ детский сад «Росинка» является общеобразовательным учреждением, которому присвоена 4 категория опасности, в силу действующего законодательства не оснащено системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.
Согласно статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая мнение сторон, а также то, что вопрос о финансировании образовательного учреждения решается в рамках бюджетного законодательства, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ
Если у ответчика имеются обстоятельства, препятствующие исполнению решения в установленный срок, он не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация МО «Иволгинский район» как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины. Также с учетом финансирования за счет бюджетных средств суд полагает возможным освободить от уплаты госпошлины МБДОУ детский сад «Росинка».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Иволгинского района Республики Бурятия удовлетворить.
Возложить на Администрацию Муниципального образования «Иволгинский район», МБДОУ детский сад «Росинка», обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность МБДОУ детский сад «Росинка», путем оборудования системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системы (средствами) экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Б. Харимаева
Решение в окончательном форме изготовлено 21 августа 2024 года.