25RS0007-01-2021-008108-79
Дело № 2-471/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 января 2022 года г. Артем Приморского края
Артемовский городской суд Приморского края в составе:
судьи Кириенко К.В.,
при помощнике судьи Зябкиной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Артем в защиту интересов Починкиной Е.А. к администрации Артемовского городского округа о возложении обязанности,
установил:
прокурор г. Артема обратился в суд в защиту интересов Починкиной Е.А. с указанным иском, в обоснование требований указав, что Починкина Е.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Туровская В.П. решением Октябрьского районного народного суда Приморского края от <дата> лишена родительских прав, отец Веприцкий А.Я. умер <дата>. В период с 25.09.1986 по 01.09.2001 Починкина Е.А. (в девичестве Веприцкая) являлась воспитанницей Артемовского детского дома, находилась на полном государственном обеспечении. Починкина Е.А. достигла возраста 18 лет, включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края по Артемовскому городскому округу. Однако, до настоящего времени Починкина Е.А. жилым помещением специализированного жилого фонда на территории Артемовского городского округа не обеспечена. Истец просит суд возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность обеспечить Починкину Е.А. благоустроенным жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения не менее учетной нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Артемовского городского округа на территории Артемовского городского округа.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г. Артема Китанина А.А., доводы иска поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. На сегодняшний день Починкина Е.А. находится в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, из которого она не исключалась.
Представитель ответчика - администрации Артемовского городского округа по доверенности Крахмалева Е.А., в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что Чупилко С.А. с заявлением о постановке на учет обратилась в 2019 году, спустя 15 лет после достижения 23- летнего возраста. Просит рассмотреть вопрос о разумном сроке исполнения решения суда, так как предоставление квартир связано с проведением аукционных процедур. Указывает, что администрацией принимаются все возможные меры для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.
Представитель третьего лица - Правительства Приморского края, в судебное заседание не явился, от него поступил отзыв на исковое заявление, в котором он с требованиями не соглашается, указывая, что уполномоченным органом, обладающим правом принимать решение о предоставлении жилого помещения, является администрация Артемовского городского округа. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Министерства образования и науки Приморского края, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Приморского края от 24.12.2018 № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».
В соответствии со ст. 5 указанного Закона в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов Приморского края, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с Законом Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
Согласно ст. 2 Закона Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края (далее соответственно - список, муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот), подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятие решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения; заключение договоров найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, в том числе в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области образования обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений.
Соответствующими государственными полномочиями наделяется, в том числе, Артемовский городской округ (ст. 3 Закона Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ).
Порядок принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения с ними соответствующего договора найма специализированного жилого помещения урегулирован в Законе Приморского края от 24.12.2018 № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».
Статьей 3 Закона Приморского края от 24.12.2018 № 433-КЗ предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Приморского края.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Закона, жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 7 Закона ПК № 433-КЗ).
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Из материалов дела следует, что Починкина Е.А. является лицом, которое относилось к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет. Ее мать Туровская В.П. решением Октябрьского районного народного суда Приморского края от <дата> лишена родительских прав, отец Веприцкий А.Я. умер <дата>.
Согласно справке КГКУ «Центр содействия семейному устройству г. Артема» Починкина (Веприцкая) Е.А. с 25.09.1986 по 01.09.2001 находилась на полном государственном обеспечении, выбыла для дальнейшего обучения в <данные изъяты>, закрепленного жилья не имела.
Починкина Е.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края, что подтверждается распоряжением территориального отдела опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по Артемовскому городскому округу от 11.11.2019 № 796-р.
Из материалов дела следует, что до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена.
Из справки КГКУ «УЗИ» следует, что за Починкиной Е.А. объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья, на территории Приморского края по данным, содержащимся в учетно-технической документации, не значится.
Согласно сообщению управления муниципальной собственности сведения о наличии у Починкиной (Веприцкой) Е.А., зарегистрированной по адресу <адрес> - жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя которого по договору социального найма она является, в отделе учета и распределения жилья управления муниципальной собственности отсутствуют.
Доводы ответчика о невозможности предоставления Починкиной Е.А. жилого помещения без нарушения интересов лиц, состоящих в реестре, не являются основанием для отказа в иске, поскольку установленный порядок не может служить основанием для ограничения и ущемления гарантированных законом жилищных прав.
Также признается необоснованным довод о незаконной постановке Починкиной Е.А. на жилищный учет как лица из числа детей-сирот после достижения ею 23-летнего возраста, поскольку распоряжение о ее включении в перечень лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не отменено и не оспорено, следовательно, ее право на обеспечение жилым помещением подтверждено допустимыми доказательствами.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Починкина Е.А. относится к категории лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края, исковые требования прокурора г. Артем подлежат удовлетворению.
Учитывая объем возлагаемой на ответчика обязанности и необходимых временных затрат для исполнения судебного акта, принципы разумности и справедливости, руководствуясь ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокурора г. Артем в защиту интересов Починкиной Е.А. к администрации Артемовского городского округа о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность обеспечить Починкину Е.А. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Артемовского городского округа, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на территории Артемовского городского округа в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края.
Мотивированное решение изготовлено 02.02.2022.
Судья К.В. Кириенко