РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
« 29 » января 2018 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Сулим С.Ф.
при секретаре Басовой Е.Н.,
с участием помощника прокурора Ярославцевой В.Ф., истца Мясоед Н.Н., представителя ответчика Поповой Н.В. (доверенность от 15.01.2018 г. № 04-06/85),
в отсутствие заинтересованных лиц администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, Управления социальной защиты населения Белгородской области, извещенных о времени и месте слушания дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Старооскольского городского прокурора Белгородской области в интересах Мясоед Нины Николаевны к Управлению социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконными действий (бездействия) по начислению и выплате компенсации за жилищно-коммунальные услуги, возложении обязанности,
установил:
Старооскольский городской прокурор, действуя в защиту интересов инвалид <данные изъяты> группы Мясоед Н.Н., обратился в суд с названным выше иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В ходе проверки исполнения Управлением социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации при предоставлении ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилищно-коммунальные услуги по заявлению Мясоед Н.Н. установлено, что расчет компенсации по услуге «теплоснабжение» производится с учетом утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 15.08.2016 № 275-пп регионального стандарта нормативной площади жилого помещения – 33 кв. м. общей площади жилья на одинокого проживающего человека, несмотря на то, что действующее законодательство не ограничивает размер компенсации по вышеуказанной услуге размером регионального стандарта нормативной площади жилого помещения. Также Мясоед Н.Н. не предоставляется предусмотренная законом ежемесячная компенсация за электрическую энергию при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Прокурор просил признать незаконными действия Управления социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа по начислению и выплате Мясоед Нине Николаевне, 05.04.1951 года рождения, инвалиду <данные изъяты> группы, проживающей по адресу: <данные изъяты>, компенсации по услуге «теплоснабжение» с учетом утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 15.08.2016 № 275-пп «О бюджете жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области на 2016 год» регионального стандарта нормативной площади жилого помещения – 33 кв. м. общей площади жилья на одиноко проживающего человека.
Признать незаконным бездействие Управления социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа, выраженное в не предоставлении Мясоед Нине Николаевне предусмотренной законом ежемесячной компенсации за электрическую энергию при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации расходов в размере 50 процентов по услуге «теплоснабжение» за 2017 год исходя из площади квартиры, принадлежащей Мясоед Н.Н., которая согласно техпаспорту составляет 51,96 кв. м. В дальнейшем производить расчет и выплату Мясоед по услуге «теплоснабжение» исходя из площади квартиры, принадлежащей ей.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа произвести выплату ежемесячной компенсации расходов в размере 50 процентов за электрическую энергию при содержании общего имущества в многоквартирном доме с 01.01.2017 по настоящее время. В дальнейшем ежемесячно производить выплату указанной компенсации.
В судебном заседании помощник прокурора, истец поддержали требования.
Представитель ответчика исковые требования заявителя не признала.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу пункту 2 части 2 указанной статьи административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
Исходя из содержания приведенных правовых норм, для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ (в действующей редакции) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Частью 1 ст. 28.2 Закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
В соответствии с Положением о порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов, утвержденным Постановлением Правительства Белгородской области от 28.04.2008 № 90-пп, инвалидам назначение и выплата компенсации осуществляются в связи с расходами по оплате за коммунальные услуги, рассчитанные, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством порядке органами государственной власти области. При отсутствии указанных приборов учета - по оплате за коммунальные услуги, рассчитанные исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством порядке органами государственной власти области.
При наличии у гражданина права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и Социальным кодексом Белгородской области, компенсация (по каждому из видов услуг) предоставляется по наиболее выгодному для него основанию (п. 1.2, абз. 12 п.п. 1.2.1).
До 01.01.2016 года инвалиды имели право на 50% компенсации по оплате ЖКУ.
Мясоед Н.Н. проживает в принадлежащей на праве собственности квартире по адресу: <данные изъяты>, площадь которой составляет 51,96 кв. м, как инвалид II группы состоит на учете в Управлении социальной защиты населения, и с 01.07.2008 года предоставляется ежемесячная денежная компенсация на оплату коммунальных услуг, что подтверждается справкой серия МСЭ-2004 № 5874987 от 21.10.2005 г., согласно которой Мясоед Н.Н. установлена с 14.10.2005 г. бессрочно <данные изъяты> группа инвалидности, справкой МУП «РАЦ» № 3661 от 06.12.2017 г., из которой следует, что истец зарегистрирована в указанной квартире с 02.11.2005 г., техническим паспортом на квартиру от 30.11.206 г., справкой о выплатах за 2017 г.,
В связи с изменениями, внесенными в ст. 17 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и Положение о порядке назначения, выплаты и финансирования ЕДК, утвержденное Постановлением Правительства Белгородской области от 28.04.2008 № 90-пп, с 01.01.2016 года инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации обязано обеспечивать реализацию положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе издавать постановления, обязательные к исполнению в Российской Федерации всеми, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.
Согласно пункту 9 статьи 13 ЖК РФ перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, не является исчерпывающим.
Пунктункт 1 постановления Правительства Белгородской области от 10.09.2012 года N 368-пп "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 на территории Белгородской области" устанавливает применять на территории Белгородской области до 31 декабря 2014 года при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Решением Совета депутатов муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» Белгородской области от 31.08.2007 № 225 «О нормативах потребления коммунальных услуг, плате за жилое помещение и тарифах на коммунальные услуги» установлен ежемесячный норматив потребления тепловой энергии на отопление – 0,017 Гкал/кв. м.
В целях совершенствования системы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, определения размера финансовой помощи, оказываемой бюджетам муниципальных образований Белгородской области за счет средств бюджетов всех уровней, постановлением Правительства Белгородской области № 275-пп от 15.08.2016 «О бюджете жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области на 2016 год», утвержден региональный стандарт нормативной площади жилого помещения - 33 кв. метра общей площади жилья на одиноко проживающего человека.
Расчет ЕДК по услуге «теплоснабжение» производится Мясоед Н.Н. как инвалиду <данные изъяты> гр. в размере 50%, с учетом регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и норматива потребления тепловой энергии на отопление. Оплата ЕДК по оплате коммунальных услуг производится двумя месяцами позже.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о законности действий Управления социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа по расчету и выплаты Мясоед Н.Н. указанной компенсации, производимых в соответствии с действующим законодательством.
До 01.01.2017 г. истцу предоставлялась ежемесячная денежная компенсация за электроэнергию, потребленную на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Услуга входила в структуру платы за коммунальные услуги.
С 01 января 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30 марта 2016 года № 73-ФЗ) расходы на оплату коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, исключены из состава платы за коммунальные услуги и включены в структуру платы за жилое помещение.
Согласно абз. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Квартира, в которой проживает Мясоед Н.Н., принадлежит ей на праве собственности и относится к частному жилищному фонду, соответственно компенсация за вид услуги «электроснабжение на ОДН», входящая в структуру платы за жилое помещение, правомерно не предоставляется истцу.
Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ в процессе совершенствования жилищного законодательства осуществлены меры по гармонизации положений различных законодательных актов в этой сфере, в том числе - с учетом уточнения содержания статьи 154 ЖК РФ о структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также статьи 157 данного Кодекса о размере платы за коммунальные услуги - положений, посвященных мерам социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов (пункт 1 статьи 4).
Таким образом, само по себе предоставление, с учетом конкретных социально-экономических условий развития Российской Федерации и задачи достижения баланса между правами и законными интересами различных категорий граждан, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, направленное на повышение уровня социальной защищенности таких граждан в целях обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
На основании изложенного, суд, применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Старооскольского городского прокурора Белгородской области в интересах Мясоед Нины Николаевны к Управлению социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконными действий (бездействия) по начислению и выплате компенсации за жилищно-коммунальные услуги, возложении обязанности, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Ф. Сулим
Решение принято в окончательной форме 05 февраля 2018 года.