Решение по делу № 33а-1286/2018 от 27.04.2018

Судья Седых Н.А.                           Дело № 33а-1286/2018

Докладчик Неволина Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 мая 2018 года                            город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего судьи            Неволиной Е.В.,

судей                                Качура И.О., Лихачевой С.А.,

при секретаре                        Филипповой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации города Южно-Сахалинска, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию участка автомобильной дороги по улице Курильской (от улицы Комсомольской до дома № 18), возложении обязанности устранить допущенные нарушения

по апелляционной жалобе заинтересованного лица – Департамента городского хозяйства Администрации города Южно-Сахалинска на решение Южно-Сахалинского городского суда от 19 декабря 2017 года, которым требования прокурора удовлетворены частично: бездействие администрации города Южно-Сахалинска, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию участка автомобильной дороги по ул. Курильской (от ул. Комсомольской до дома № 18) признано незаконным.

На администрацию города Южно-Сахалинска возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

оборудовать тротуары (пешеходные дорожки), предусмотренные проектом организации дорожного движения и требованиями п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 по ул. Курильская от ул. Комсомольской до дома № 18 (с км 0+000 м по км 0+378 м): с км 0+033 м по км 0+137 м (слева); с км 0+177 м по км 0+210 м (слева); с км 0+309 м по км 0+369 м (слева): с км 0+019 м по 0+037 м (справа); с км 0+042 м по 0+163 м (справа); с км 0+185 м по км 0+213 м (справа); с км 0+215 м по км 0+347 м (справа); с км 0+353 м по км 0+365 м (справа);

восстановить ровность дорожного покрытия проезжей части в соответствии с требованиями п.3.1.3 ГОСТР 50597-93;

нанести на дорожном покрытии проезжей части ул.Курильской горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 на нерегулируемом пешеходном переходе, в районе дома № 11 (км 0+197 м);

восстановить дорожное покрытие тротуара и бордюрный камень с км 0+215 м по км 0+310 м слева по ул. Курильской от ул. Комсомольской до дома № 18 (с км 0+000 м по км 0+387 м);

установить пешеходные удерживающие ограждения по ул. Курильская от ул. Комсомольской до дома № 18 (с км 0+000 м по км 0+387 м): с км 0+177 м по км 0+195 м; с км 0+199 м по км 0+210 м; с км 0+215 м по км 0+229 м; с км 0+240 м по км 0+278 м; с км 0+294 м по км 0+345 м, предусмотренные проектом организации дорожного движения.

В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказано.

Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., объяснение представителя администрации города Южно-Сахалинска и Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска Е, поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, прокурора Кисленко И.Л., полагавшую оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

11 августа 2017 года прокурор города Южно-Сахалинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Южно-Сахалинский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Южно-Сахалинска, выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию участка автомобильной дороги по улице Курильской (от улицы Комсомольской до дома № 18).

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что совместно с представителями ОГИБДД УМВД России по г. Южно-Сахалинску, Департамента городского хозяйства администрации города и Муниципального бюджетного учреждения «Управление городским дорожным хозяйством» проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети города Южно-Сахалинска, в ходе которой установлено, что администрацией города Южно-Сахалинска не соблюдаются требования действующего законодательства в сфере содержания дорог и улиц. По результатам проверки составлен акт от 22 июня 2017 года, в котором отражены выявленные в ходе проверки улицы Курильской нарушения требований пункта 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93. «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года № 221, пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст, пункта 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004. «Технические средства организации дорожного движения, правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года № 120-ст.

Ссылаясь на то, что невыполнение административным ответчиком требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения создает опасность для движения транспортных средств и увеличивает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, что может повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан, прокурор просил возложить на администрацию города Южно-Сахалинска обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: оборудовать тротуары (пешеходные дорожки), предусмотренные проектом организации дорожного движения и требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 по ул. Курильская от ул. Комсомольской до дома № 18 (с км 0+000 м по км 0+378 м): с км 0+033 м по км 0+137 м (слева); с км 0+177 м по км 0+210 м (слева); с км 0+309 м по км 0+369 м (слева): с км 0+019 м по 0+037 м (справа); с км 0+042 м по 0+163 м (справа); с км 0+185 м по км 0+213 м (справа); с км 0+215 м по км 0+347 м (справа); с км 0+353 м по км 0+365 м (справа); восстановить ровность дорожного покрытия проезжей части в соответствии с требованиями п.3.1.3 ГОСТР 50597-93; установить на проезжей части ул. Курильская от ул. Комсомольской до дома № 18 (с км 0+000 м по км 0+387 м ) искусственные дорожные неровности, предусмотренные проектом организации дорожного движения на км 0+14 м, км 0+186 м, км 0+209 м; восстановить дорожное покрытие на проезжей части с западной стороны дома № 18 по ул. Курильской; нанести на дорожном покрытии проезжей части ул. Курильской горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 на нерегулируемом пешеходном переходе, в районе дома № 11 (км 0+197 м); восстановить дорожное покрытие тротуара и бордюрный камень с км 0+215 м по км 0+310 м слева по ул. Курильская от ул. Комсомольской до дома № 18 (с км 0+000 м по км 0+387 м); установить по ул. Курильская от ул. Комсомольской до дома №18 (с км 0+000 м по км 0+387 м) предусмотренные проектом организации дорожного движения дорожные знаки: 1.17 «Искусственная неровность» на км 0+090 (справа) и км 0+310 м (слева); 2.1 «Главная дорога», 5.20 «Искусственная неровность», 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны» на км 0+140 м (слева); 2.1 «Главная дорога», 1.23 «Дети», 5.20 «Искусственная неровность» на км 0+140 м (справа); 1.23 «Дети», 8.2.1 «Зона действия 150 м», 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны» на км 0+195 м (справа); 2.1 «Главная дорога» на км 0+199 м (слева); 1.23 «Дети» и 8.2.1. «Зона действия 150 м» на км 0+345 м (слева); 5.20 «Искусственная неровность» на км 0+186 м, км 0+209 м (справа, слева); 2.4 «Уступите дорогу» с юго-восточной и северо-западной сторон перекрестка с ул. Леонова; установить пешеходные удерживающие ограждения по ул. Курильская от ул. Комсомольская до дома № 18 (с км 0+000 м по км 0+387 м): с км 0+177 м по км 0+195 м; с км 0+199 м по км 0+210 м; с км 0+215 м по км 0+229 м; с км 0+240 м по км 0+278 м; с км 0+294 м по км 0+345 м, предусмотренные проектом организации дорожного движения.

В судебном заседании прокурор Куренная Ю.А. заявленные требования поддержала, представитель администрации города Южно-Сахалинска и заинтересованного лица – Департамента городского хозяйства администрации города Т административный иск не признала.

Южно-Сахалинским городским судом постановлено вышеназванное решение.

В апелляционной жалобе представитель Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска по доверенности Е просит отменить решение суда. В обоснование доводов жалобы представитель указывает, что в городе проводятся работы по ремонту дорожного покрытия, ремонту тротуаров, нанесению дорожной разметки и иные работы, связанные с надлежащим содержанием автомобильных дорог. С этой целью создано муниципальное казенное предприятие «Завод материалов им. Героя Советского Союза М.А. Федотова», которому направлен наряд-заказ для устранения дорожных неровностей и установки дорожных знаков на указанном прокурором участке улицы, разработан генеральный план выполнения проектных работ по благоустройству ул. Курильской от пр. Мира до ул. Комсомольской на 2018-2020 годы. Полагает, что суд необоснованно не принял во внимание фактическое выполнение администрацией требований прокурора в части установки пешеходных удерживающих ограждений по ул. Курильская от ул. Комсомольская до дома № 18. Также просила учесть, что в ходе рассмотрения дела судом не выяснялся вопрос о нарушениях прав и законных интересов граждан (организаций).

В письменных возражениях прокурор просит об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2011 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 12 названного закона определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим.

Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2, 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать: по длине - 15 см, по ширине - 60 см, по глубине - 5 см. Обочины и разделительные полосы, не отделённые от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.

Согласно пункту 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007«Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТР Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./ сут. В соответствии с пунктом 4.5.1.3 указанного стандарта тротуары располагаются с обеих сторон дороги.

В соответствии с пунктами 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2004. «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» линии, надписи, стрелы и другие обозначения горизонтальной разметки наносят на усовершенствованное дорожное покрытие, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом. В населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Линии и обозначения вертикальной разметки наносят на пролетные строения и опоры мостовых сооружений, торцевые поверхности порталов тоннелей, ограждения, парапеты, бордюры и другие элементы оборудования дорог для улучшения их видимости участниками дорожного движения.

Согласно пунктам 8.1.1, 8.1.2 названного стандарта на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке. Удерживающие ограждения устанавливают на обочинах автомобильных дорог.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Южно-Сахалинска совместно с представителями ГИБДД, Департамента городского хозяйства администрации города и МБУ «Управление городского дорожного хозяйства» 22 июня 2017 года проведена проверка транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети города Южно-Сахалинска на предмет соответствия требованиям законодательства по результатам которой установлено нарушение вышеприведенных положений государственных стандартов. Так, на участке дороги по ул. Курильская от ул. Комсомольской до дома № 18 (с км 0+000 м по км 0+387 м) отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки), предусмотренные проектом организации дорожного движения и требованиями п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 с км 0+033 м по км 0+137 м (слева); с км 0+177 м по км 0+210 м (слева); с км 0+309 м по км 0+369 м (слева): с км 0+019 м по 0+037 м (справа); с км 0+042 м по 0+163 м (справа); с км 0+185 м по км 0+213 м (справа); с км 0+215 м по км 0+347 м (справа); с км 0+353 м по км 0+365 м (справа); ровность дорожного покрытия проезжей части не отвечает требования пункта 3.1.3 ГОСТ Р 50597-93; на проезжей части отсутствуют искусственные дорожные неровности, предусмотренные проектом организации дорожного движения, на км 0+14 м, км 0+186 м, км 0+209 м; с западной стороны дома № 18 по ул.Курильской имеются дефекты покрытия (выбоины), превышающие предельно допустимые размеры, по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см; на дорожном покрытии проезжей части ул. Курильской отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 на нерегулируемом пешеходном переходе, в районе № 11(км 0 +197 м); разрушено дорожное покрытие тротуара и бордюрный камень с км 0+215 м по км 0+310 слева, на всем протяжении участка отклонение бордюрного камня от проектных отметок, высота бордюрного камня от покрытия проезжей части составляет от 0 до 10 см; на ул.Курильской отсутствуют предусмотренные проектом организации дорожного движения дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность» на км 0+090 (справа) и км 0+310 м (слева); 2.1 «Главная дорога», 5.20 «Искусственная неровность», 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны» на км 0+140 м (слева); 2.1 «Главная

дорога», 1.23 «Дети», 5.20 «Искусственная неровность» на км 0+140 м (справа); 1.23 «Дети», 8.2.1 «Зона действия 150 м», 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны» на км 0+195 м (справа); 2.1 «Главная дорога» на км 0+199 м (слева); 1.23 «Дети» и 8.2.1. «Зона действия 150 м» на км 0+345 м (слева); 5.20 «Искусственная неровность» на км 0+186 м, км 0+209 м (справа, слева); 2.4 «Уступите дорогу» с юго-восточной и северо-западной сторон перекрестка с ул. Леонова; отсутствуют пешеходные удерживающие ограждения с км 0+177 м по км 0+195 м; с км 0+199 м по км 0+210 м; с км 0+215 м по км 0+229 м; с км 0+240 м по км 0+278 м; с км 0+294 м по км 0+345 м, предусмотренные проектом организации дорожного движения. Выявленные недостатки отражены в акте от 22 июня 2017 года (л.д. 11-12).

При повторной проверке 03 ноября 2017 года состояния улично-дорожной сети на тех же участках с участием представителей Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, ОГИБДД УМВД России по городу Южно-Сахалинску, прокуратуры города Южно-Сахалинска, установлено, что на участке дороги по ул. Курильская от ул. Комсомольской до дома №18 установлены искусственные дорожные неровности, предусмотренные проектом организации дорожного движения, на км 0+140 м, км 0+186 м, 0+209 м; а также восстановлено дорожное покрытие проезжей части с западной стороны дома № 18 по ул. Курильской. Также материалами дела подтверждается, что по ул. Курильская от ул. Комсомольской до дома № 18 установлены предусмотренные проектом организации дорожного движения дорожные знаки: 1.17 «Искусственная неровность» на км 0+090 (справа) и км 0+310 м (слева); 2.1 «Главная дорога», 5.20 «Искусственная неровность», 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны» на км 0+140 м (слева); 2.1 «Главная дорога», 1.23 «Дети», 5.20 «Искусственная неровность» на км 0+140 м (справа); 1.23 «Дети», 8.2.1 «Зона действия 150 м», 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны» на км 0+195 м (справа); 2.1 «Главная дорога» на км 0+199 м (слева); 1.23 «Дети» и 8.2.1. «Зона действия 150 м» на км 0+345 м (слева); 5.20 «Искусственная неровность» на км 0+186 м, км 0+209 м (справа, слева); 2.4 «Уступите дорогу» с юго-восточной и северо-западной сторон перекрестка с ул. Леонова (л.д. 51, 71, 135-136). В остальной части недостатки, указанные в акте от 22 июня 2017 года, не устранены.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства дела и приведенные нормы права, руководствуясь требованиями статей 1, 2 и 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и статьями14 и 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004 суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация города Южно-Сахалинска, не принимая эффективные меры, направленные на содержание автомобильных дорог в соответствии с нормативными требованиями, незаконно бездействует, в связи с чем, правомерно возложил на административного ответчика обязанность по устранения выявленных нарушений.

При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения административного дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доказательств, опровергающих выводы суда и ставящих под сомнение предоставленные суду первой инстанции доказательства, административным ответчиком судебной коллегии не представлено.

Довод апелляционной жалобы о фактическом выполнении администрацией заявленных прокурором требований в части установки пешеходных удерживающих ограждений по ул. Курильская от ул. Комсомольская до дома № 18, не свидетельствует о незаконности принятого судом решения, поскольку бесспорных доказательств, свидетельствующих об установке требуемых ограждений до дня разрешения спора, суду не представлено.

Вопреки доводам жалобы, прокурором в административном иске указаны сведения о правах и законных интересах неопределенного круга лиц, которые нарушаются оспариваемым бездействием и в защиту которых он обратился в суд.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценены при рассмотрении дела по существу и оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 19 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства Администрации города Южно-Сахалинска – без удовлетворения.

Председательствующий                        Е.В. Неволина

Судьи                                    И.О. Качура

С.А.Лихачева

33а-1286/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г. Южно-Сахалинска
Ответчики
Администрация г. Южно-Сахалинск
Другие
ДГХ администрации г. Южно-Сахалинска
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Неволина Елена Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.sah.sudrf.ru
24.05.2018Судебное заседание
01.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2018Передано в экспедицию
24.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее