КОПИЯ
Гражд. дело № 2-225/2022
89RS0004-01-2021-006176-69
Судья Литвинов В.Е.
Апел. дело № 33-2318/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20.09.2022 г.Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Байкиной С.В.,
судей коллегии: Кайгородовой И.В., Рощупкиной И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кречмаровской Ю.Р.
с участием прокурора Усеновой Б.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в режиме видеоконференц-связи с Новоуренгойским городским судом Ямало-Ненецкого автономного округа гражданское дело по апелляционным жалобам истца Алейникова С.В., третьего лица Администрации города Новый Уренгой на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.05.2022
по иску Алейникова Сергея Владимировича к Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права пользования жилым помещением на условиях договора служебного найма,
по встречному иску Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа к Алейникову Сергею Владимировичу, Алейниковой Ольге Александровне, действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Алейниковой Ульяны Сергеевны, о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кайгородовой И.В., пояснения представителя истца Манохина И.Н., представителя ответчика Смирновой М.А., заключение прокурора Усеновой Б.А., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Алейников С.В. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором просил признать за ним и членами его семьи Алейниковой О.А., ФИО1 право пользования квартирой по адресу: <адрес> на условиях договора найма служебного жилого помещения до момента получения истцом социальной выплаты на приобретение другого жилого помещения или предоставления другого жилого помещения в собственность или по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что квартира по адресу: <адрес> была предоставлена ему и членам его семьи по договору найма служебного жилого помещения от 30.05.2014. Жилое помещение было предоставлено в связи с прохождением службы в Управлении МВД России по ЯНАО и на период данной службы. Дополнительным соглашением к этому договору от 20.03.2017 №2 изменены его пункты 2 и 3, указано, что жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы в Отделе Федеральной службы войск национальной гвардии по ЯНАО, на период прохождения службы. Распоряжением ФГКУ ОВО ВНГ России по ЯНАО от 13.03.2017 №2-р истец и члены его семьи были приняты на учет очередников, нуждающихся в получении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В настоящее время истец продолжает службу в ОМОН «Север» Отдела Росгвардии по ЯНАО, имеет выслугу в календарном исчислении 16 лет 04 месяца 23 дня, в льготном исчислении 23 года 00 месяцев 01 день. Ссылаясь на Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 №897), истец указал, что за ним сохраняется право пользования служебным жилым помещением до предоставления ему жилого помещения в собственность или по договору социального найма, с учетом того, что он и члены его семьи другого жилья на праве собственности или по договору социального найма не имеют.
Определением суда о 20.01.2022, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление делами Правительства ЯНАО, Департамент имущественных отношений ЯНАО исключен из числа ответчиков и привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Управление делами Правительства ЯНАО обратилось в суд со встречным исковым заявлением к Алейникову С.В., Алейниковой О.А., в котором, с учетом уточнения, просило выселить их, а также их несовершеннолетнюю дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из квартиры по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование ответчик указал, что Алейниковым жилое помещение было предоставлено для временного проживания, на период прохождения Алейниковым С.В. службы в Отделе федеральной службы войск национальной гвардии России по ЯНАО. В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации и согласно условиям договора он считается прекращенным в связи с окончанием срока службы нанимателя. Алейников С.В. обязан освободить занимаемое жилое помещение и сдать его в течение трех дней наймодателю при прекращении договора. Алейников С.В. был уволен со службы 10.12.2021, в связи с чем Управление делами Правительства ЯНАО уведомило его о необходимости освободить жилое помещение в срок до 24.02.2022. Данное требование Алейниковым С.В. не выполнено, Алейниковы продолжают незаконно занимать спорную квартиру.
Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа представил возражения по иску Алейникова С.В., в которых указал, что является ненадлежащим ответчиком, так как к его полномочиям не относятся вопросы управления и распоряжения объектами жилищного фонда автономного округа, данные функции осуществляет Управление делами Правительства ЯНАО.
Третье лицо Администрация г. Новый Уренгой в отзыве на исковое заявление Алейникова С.В. просила в удовлетворении требований Алейникова С.В. отказать. Указала, что Типовое положение, на которое ссылается истец, необходимо рассматривать в нормативном единстве с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, а потому в данном случае следует применять ч. 2 ст. 103 указанного Кодекса, устанавливающую категории лиц, не подлежащих выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья. К таким лицам Алейников С.В. не относится. Он не включен в список малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории муниципального образования город Новый Уренгой. Им не подтверждена невозможность самостоятельно обеспечить себя другим жилым помещением. Нахождение истца на учете для получения единовременной социальной выплаты не является основанием для сохранения за ним права пользования служебным жилым помещением до получения этой выплаты или до предоставления другого жилого помещения в собственность или по договору социального найма.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Алейников С.В., представитель истца и третьего лица Алейниковой О.А. - Манохин И.Н. исковые требования поддержали. Со встречным иском не согласились. Представитель истца в обоснование заявленных требований дополнительно ссылался на пункт 17 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №157.
Представитель третьего лица Управления Росгвардии по ЯНАО Бакиев К.Т. поддержал доводы встречного искового заявления.
Прокурор Михайлова О.В. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, во встречных исковых требованиях считала необходимым отказать.
Представитель ответчика Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, представители третьих лиц Департамента имущественных отношений ЯНАО, Администрации г. Новый Уренгой, третье лицо Алейникова О.А. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены. Представитель ответчика Смирнова М.А. просила рассмотреть дело без ее участия.
Решением Новоуренгойского городского суда от 13.05.2022 в удовлетворении первоначального и встречного иска отказано.
С решением не согласились истец Алейников С.В. и третье лицо Администрация города Новый Уренгой.
Алейников С.В. в апелляционной жалобе просит об отмене указанного решения в части отказа в удовлетворении первоначального иска и о принятии в этой части нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований. Полагает, что в соответствии ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований, в соответствии с п. 17 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №157 за Алейниковым С.В. и членами его семьи сохраняется право пользования служебным жилым помещением до обеспечения иным жильем или до предоставления единовременной социальной выплаты.
Администрация г. Новый Уренгой просит указанное решение отменить, принять новое, которым в удовлетворении первоначальных требований отказать, встречные требования удовлетворить. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции. Дополнительно указывает, что служебное жилое помещение по адресу: <адрес> не относится к жилищному фонду, закрепленному на праве оперативного управления за подразделением органов внутренних дел, находится в собственности субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа. Полагает неверными выводы суда о нарушении пункта 4 Типового положения об обязанности по закреплению спорного жилого помещения на праве оперативного управления за соответствующим подразделением органов внутренних дел. Считает, что пункт 28 Типового положения в данном случае не подлежит применению.
В возражениях на апелляционную жалобу Алейникова С.В. прокурор Михайлова О.В. просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Манохин И.Н. доводы апелляционной жалобы истца поддержал, просил об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований первоначального иска с принятием нового решения об их удовлетворении.
Представитель ответчика Смирнова М.А. поддержала доводы апелляционной жалобы Администрации г. Новый Уренгой. Просила принять новое решение об удовлетворении исковых требований Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Прокурор Усенова Б.А. в заключении полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом. Сведения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорное жилое помещение - квартира по адресу: <адрес> - находится в государственной собственности Ямало-Ненецкого автономного округа. Органом, осуществляющим полномочия в сфере управления жилищным фондом автономного округа, является Управление делами Правительства ЯНАО.
30.05.2014 между Департаментом имущественных отношений ЯНАО (наймодатель) и Алейниковым С.В. (наниматель) был заключен договор найма служебного жилого помещения №14-35 СЛ, по условиям которого Алейникову С.В. в связи с прохождением службы в УМВД России по ЯНАО было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в квартиру были вселены члены его семьи: Алейникова В.С. (супруга), ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын). 20.06.2017 Управлением делами Правительства ЯНАО и Алейниковым С.В. заключено дополнительное соглашение к указанному договору, согласно которому совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется только его супруга Алейникова О.А., брак с которой заключен истцом 29.04.2017.
Как видно из поквартирной карточки, в спорной квартире по месту жительства были зарегистрированы Алейников С.В., Алейникова В.А., Алейникова О.А., Алейников В.С., 29.08.2009 года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь истца и Алейниковой О.А.). Согласно ответу управления по вопросам миграции УМВД России по ЯНАО от 16.09.2022 Алейникова В.А. значилась зарегистрированной по адресу: <адрес> до 22.05.2020.
28.11.2017 сторонами договора найма служебного жилого помещения заключено дополнительное соглашение к договору №2, в соответствии с пунктами 1,2 которого спорное жилое помещение предоставляется в связи с прохождением и на период прохождения Алейниковым С.В. службы в Отделе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Приказом от 18.11.2021 №49л/с Алейников С.В. уволен из войск национальной гвардии Российской Федерации 09.12.2021. Выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении 16 лет 04 месяца 16 дней, в льготном - 23 года 01 месяц 26 дней.
Также судом установлено, что Алейников С.В. и члены его семьи поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Жилых помещений в собственности истец и члены его семьи не имеют.
Разрешая требования встречного искового заявления, руководствуясь положениями ст.ст. 35, 92, 93, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 44 Федерального закона от 07.20.2011 №3-ФЗ «О полиции», Типовым положением о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 №897), пунктом 17 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», суд пришел к выводу о том, что Алейников С.В. на период прохождения им службы в Росгвардии, являясь нуждающимся в жилом помещении, подлежал обеспечению служебным жилым помещением, после перевода из УМВД России в Росгвардию за ним сохранялось право на служебное жилое помещение, предоставленное ему как сотруднику полиции. Суд указал, что истец обладает специальными жилищными гарантиями и факт прекращения им службы не может рассматриваться как достаточное основание для прекращения договора найма до обеспечения истца жилым помещением или предоставления ему единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В связи с этим, указав на наличие у истца выслуги более 10 лет, постановку его на учет для получения единовременной социальной выплаты, отсутствие у истца и членов его семьи в собственности жилых помещений, суд отказал в удовлетворении требований встречного иска о выселении Алейниковых из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Вместе с тем суд не нашел оснований и для удовлетворения первоначального иска, указав, что спорная квартира была предоставлена в качестве служебной, на период прохождения Алейниковм С.В. службы в Росгвардии; требования первоначального иска фактически направлены на пролонгацию договора найма служебного жилого помещения оснований для чего не имеется ввиду прекращения Алейниковым С.В. службы, жилищные права истца и членов его семьи обеспечены вышеприведенными нормативными правовыми актами, предусматривающими невозможность выселения истца и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения или предоставления единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Алейникова С.В.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1). Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2).
Статьей 104 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры (ч. 1).
Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:
1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;
3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде (ч. 2).
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч. 3).
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 №36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» за счет средств окружного бюджета формируются следующие виды жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду автономного округа:
1) служебные жилые помещения;
2) жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан;
3) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
4) жилые помещения в общежитиях;
5) жилые помещения маневренного фонда;
6) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
В силу ч. 1 ст. 38 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» право на получение служебных жилых помещений имеют следующие категории граждан:
1) государственные гражданские служащие автономного округа;
2) работники государственных учреждений автономного округа;
3) работники государственных унитарных предприятий автономного округа;
4) лица, замещающие государственные должности автономного округа;
5) лица, избранные на выборные должности в органы государственной власти автономного округа;
6) иные категории, установленные постановлениями Правительства автономного округа.
Согласно части 4 той же статьи служебные жилые помещения предоставляются в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами автономного округа и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства автономного округа.
До 07.08.2020 действовало Положение о предоставлении служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденное Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.09.2008 №493-А.
В соответствии с п. 2.1 Положения право на получение служебных жилых помещений имели, в том числе, сотрудники Управления Министерства внутренних дел России по автономному округу; сотрудники отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по автономному округу.
В соответствии с п. 5.3 Положения одним из оснований прекращения договора найма являлось увольнение со службы.
При этом согласно п. 5.4, 5.5 Положения наниматель и проживающие совместно с ним граждане обязаны освободить служебное жилое помещение в течение двух недель с момента расторжения или прекращения договора найма. В случае отказа освободить служебное жилое помещение наниматель и проживающие совместно с ним граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
С 07.08.2020 действует Положение о предоставлении служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденное Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.08.2020 №950-П.
Пункт 5.3 данного Положения также предусматривает увольнение со службы в качестве основания для прекращения договора найма служебного жилого помещения. А в соответствии с п. 5.6 этого Положения в случае отказа освободить служебное жилое помещение наниматель и проживающие совместно с ним граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 той же статьи полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 №897 утверждено Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п. 27 Типового положения сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены:
сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет;
члены семьи сотрудника (военнослужащего), погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы), которому было предоставлено служебное жилое помещение;
иные категории сотрудников (военнослужащих) и членов их семей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими их статус и устанавливающими социальные гарантии сотрудников (военнослужащих).
Между тем, Типовое положение в рассматриваемой ситуации неприменимо в связи с тем, что оно регулирует отношения, связанные с пользованием служебными жилыми помещениями, находящимися в государственной собственности и переданными в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации. Спорное жилое помещение к такому служебному жилищному фонду не относится, поскольку, хотя и находится в государственной собственности, но не было передано в оперативное управление органам внутренних дел. Более того, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации данное жилое помещение, находящееся в собственности субъекта Российской Федерации, и не могло быть закреплено на праве оперативного управления за федеральным органом исполнительной власти, каковым является Управление Росгвардии по ЯНАО.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» финансовое обеспечение войск национальной гвардии является расходным обязательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что законодательством Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями как сотрудников полиции, так и сотрудников войск национальной гвардии на субъекты Российской Федерации не возложена.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 30.12.2021) сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 30.12.2021) не подлежали выселению из специализированного жилого помещения до приобретения (получения) иного жилого помещения члены семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, совместно с ним проживавшие.
Федеральным законом от 30.12.2021 №485-ФЗ статья 8 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнена частью 3.2, согласно которой не подлежит выселению из жилого помещения специализированного жилищного фонда без предоставления другого жилого помещения в соответствии со статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона или единовременной социальной выплаты гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел, состоящий на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты или в качестве нуждающегося в жилом помещении, в случае, если он имеет стаж службы в органах внутренних дел не менее 25 лет в календарном исчислении и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 17 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» за лицами, переведенными в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, сохраняются права на занимаемые ими жилые помещения специализированного жилищного фонда.
Перечисленные нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные жилищные гарантии для сотрудников органов внутренних дел и лиц, переведенных в Рогвардию из органов внутренних дел, не предполагают продления (пролонгации) заключенных с ними договоров найма служебных жилых помещений, предоставленных в связи с прохождением службы и на период такой службы, а лишь устанавливают запрет на выселение сотрудников органов внутренних дел и Росгвардии до обеспечения их жильем, в том числе, после прекращения ими службы.
Кроме того, в настоящее время нет оснований полагать, что в будущем Алейников С.В. не будет снят с учета для получения единовременной социальной выплаты, причем не в связи с реализацией права на получение единовременной выплаты, а по иным обстоятельствам, предусмотренным пунктом 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 №1223).
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований первоначального искового заявления у суда не имелось, поэтому, несмотря на ошибочную ссылку суда в решении на упомянутое выше Типовое положение, в данной части оснований для отмены решения суда не имеется.
Также судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и в части разрешения требований встречного иска.
В соответствии с п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право собственника истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, а статьей 304 того же Кодекса - право собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Решение суда об отказе в удовлетворении требований встречного искового заявления обжаловано только третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, - Администрацией города Новый Уренгой.
Между тем, как было указано выше, спорная квартира находится в государственной собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а не в муниципальной. Органом, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению объектами жилищного фонда автономного округа, является Управление делами Правительства ЯНАО. Сведений о том, что муниципальному образованию город Новый Уренгой, органам местного самоуправления города Новый Уренгой автономным округом были переданы указанные полномочия Управления делами Правительства ЯНАО, а также полномочия по защите интересов ответчика или самого автономного округа материалы дела не содержат.
Следовательно, решение суда в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований о выселении Алейниковых из квартиры прав и законных интересов муниципального образования город Новый Уренгой, Администрации города Новый Уренгой никоим образом не нарушает.
В своей апелляционной жалобе Администрация города Новый Уренгой также не приводит никаких доводов о том, каким образом постановленным судом решением нарушены права и законные интересы муниципального образования город Новый Уренгой или Администрации города Новый Уренгой.
При таких обстоятельствах, учитывая, что лицом, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению жилыми помещениями, находящимися в собственности автономного округа, а именно - Управлением делами Правительства ЯНАО решение суда не обжаловано, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований встречного иска по доводам апелляционной жалобы Администрации г. Новый Уренгой.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.05.2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи