А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 октября 2014 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Доровских И.А.,
судей Копылова В.В., Курчевской С.В.,
при секретаре Елисеевой С.А.,
заслушав в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Копылова В.В.
гражданское дело по заявлению Дьякова С. И., Дьяковой О. В. об обжаловании действий Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области,
по апелляционной жалобе Дьякова С. И., Дьяковой О. В.
на решение Борисоглебского городского суда Воронежской области
от 08 июля 2014 года
(судья городского суда Ишкова А.Ю.),
У С Т А Н О В И Л А :
Дьяков С.И., Дьякова О.В. обратились в суд с заявлением об обжаловании действий Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области, просили обязать указанное выше заинтересованное лицо включить их семью - участницу подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей Борисоглебского городского округа на 2011-2015 годы» в составе пяти человек: Дьяков С.И., Дьякова О.В., Дьяков А.С., Дьяков Д.С., Дьякова В.С. в сводный список молодых семей - участников Подпрограммы (Государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области»), претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство жилья) в планируемом году, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставить список с данными их семьи Государственному заказчику (программы, Государственной программы), как не реализовавшую свое право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, мотивировав свои требования тем, что ранее постановлением администрации Борисоглебского городского округа от 28.08.2012 года они были исключены из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Борисоглебского городского округа на 2007-2010 годы», но впоследствии постановлением того же органа местного самоуправления от 29.01.2013 года их семья на основании вступившего в законную силу решения Борисоглебского городского суда Воронежской области от 13.12.2012 года была восстановлена в числе участников подпрограммы, о чём они были извещены письменно. 11.07.2013 года Дьяковыми было написано заявление об изъявлении желания вне очереди получить социальную выплату в 2014 году, так как семья является многодетной и в соответствии с письмом администрации Борисоглебского городского округа от 07.08.2013 года, их семья была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы и долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году. Однако, Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области их семье было отказано во включении в сводный список молодых семей-участников Подпрограммы, претендентов на получение выплаты в планируемом году, со ссылкой на Правила предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050. По мнению заявителей, своими действиями Департамент нарушил их права и свободы, создал препятствия к осуществлению их прав и свобод, поскольку возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы, претендентов на получение социальной выплаты в связи с достижением предельного возраста законодательством не предусмотрена. Кроме того, отсутствие недостаточного финансирования Программы в установленные сроки не может повлечь для её участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты. На момент первоначального включения в программу их семья в полном объёме соответствовала предъявленным требованиям (л.д. 3-5).
Решением Борисоглебского городского суда Воронежской области от 08.07.2014 года Дьякову С.И. и Дьяковой О.В. в удовлетворении заявления отказано (л.д. 73-79).
В апелляционной жалобе Дьяков С.И., Дьякова О.В. просят отменить решение городского суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права (л.д. 83-85).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещавшиеся о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, заявления и ходатайства об отложении слушания дела не поступили, что позволяет судебной коллегии в соответствие со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Частью 4 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей».
Правительством РФ в соответствии со своими полномочиями и в развитие положений подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы изданы Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, в которых законодатель установил условия, при которых молодая семья, может быть участником программы.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая определенным условиям, к числу которых относится и то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (пп. «а» п. 6 указанных Правил).
Основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил (п. 18).
Аналогичные условия, предъявляемые к участникам подпрограммы, а также основания к отказу в признании семьи участником подпрограммы содержались и в утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675 (п.п. 5, 18).
В целях реализации на территории Воронежской области вышеуказанной подпрограммы в части оказания государственной поддержки молодым семьям и обеспечения жильём, постановлением правительства Воронежской области от 29.12.2010 года № 1140 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы».
Постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области № 952 от 06.04.2011 года утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей Борисоглебского городского округа Воронежской области на 2011-2015 годы».
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Борисоглебского городского округа № 1467 от 18.06.2010 года семья Дьяковых, членами которой являются: Дьякова О.В., Дьяков С.И., Дьяков А.С., 1999 года рождения, Дьяков Д.С., 2001 года рождения, Дьякова В.С., 2010 года рождения, признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Борисоглебского городского округа на 2007-2010 годы», как соответствующая всем критериям действующего законодательства. Социальная выплата в 2010 году указанной семье предоставлена не была (л.д. 7).
Постановлением администрации Борисоглебского городского округа № 2140 от 28.08.2012 года Дьяковы были исключены из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в связи с тем, что Дьяков С.И. достиг возраста 35 лет, однако решением Борисоглебского городского суда от 13 декабря 2012 года, вступившим в законную силу 22.01.2013 года, вышеназванное постановление органа местного самоуправления признано недействительным и на администрацию возложена обязанность восстановить семью Дьяковых в составе пяти человек в число участников подпрограммы, с учётом сохранения порядка очередности, как не реализовавшую свое право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (л.д. 9-10).
Постановлением администрации Борисоглебского городского округа № 200 от 29.01.2013 года семья Дьяковых была восстановлена в числе участников подпрограммы, о чем они были извещены письменно и список участников был направлен в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области (л.д. 11-12, 14).
Между тем, согласно письменного сообщения Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области № 61-11/781 от 07.05.2014 года семья Дьяковых не была включена в сводный список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, как не отвечающая требованиям п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 года, поскольку одному из членов семьи – претендентов, Дьякову С. И., ** 1975 года рождения, в 2014 году исполнилось 36 лет (л.д. 15-17).
Проанализировав все обстоятельства данного дела, вышеназванные нормы материального права, в частности, п.п. 20, 22-23, 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, районный суд пришёл к обоснованному выводу, что действия Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области, выразившиеся в отказе семье Дьяковых во включении в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, соответствуют действующему законодательству, в связи с чем правомерно, ссылаясь на ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, отказал Дьякову С.И. и Дьяковой О.В. в удовлетворении их заявления.
При этом суд первой инстанции правильно указал на то, что факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечёт безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов на получение социальной выплаты. В силу положений как федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания её участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи в любой период времени до момента получения социальной выплаты в планируемом году она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции по существу правильными, так как они соответствует установленным обстоятельствам, требованиям закона и судебной практики, которые в решении суда приведены, применены и истолкованы верно.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения при апелляционном рассмотрении дела, а также оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия не находит.
В рассматриваемом случае лица, участвующие в деле, не представили судебной коллегии какие-либо дополнительные доказательства.
Доводы апелляционной жалобы, по существу аналогичные приведенным в ходе судебного разбирательства и направленные на переоценку, выводов суда в решении не опровергают, сводятся к субъективному толкованию и применению соответствующим участником судебного разбирательства норм материального права и не могут повлечь отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Борисоглебского городского суда Воронежской области от 08 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дьякова С. И., Дьяковой О. В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: