УИД 12RS0002-01-2020-000138-22
Дело № 12-55/2020
Решение
г. Звенигово 18 марта 2020 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Тарасов Е.В., с участием законного представителя администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» (далее - администрация МО «Кужмарское сельское поселение») Васильева В.Н., главного государственного санитарного врача в г. Волжске, Волжском районе, Звениговском и Моркинском районах, начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в Волжском районе Алексеевой Е.Ф., рассмотрев жалобу главы администрации МО «Кужмарское сельское поселение» Васильева В.Н. на постановление по делу об административном правонарушении № 13 от 05 февраля 2020 года,
установил:
постановлением главного государственного санитарного врача в г. Волжске, Волжском районе, Звениговском и Моркинском районах, начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в Волжском районе Алексеевой Е.Ф. № 13 от 05 февраля 2020 года юридическое лицо - администрация МО «Кужмарское сельское поселение», привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, глава администрации МО «Кужмарское сельское поселение» Васильев В.Н. обратился с жалобой в суд, в которой указал, что оно вынесено незаконно, то есть с нарушением норм процессуального и материального права, поскольку письма и предложения о выделении дополнительных денежных средств в бюджет поселения на выполнение мероприятий в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения были переданы должностному лицу Роспотребнадзора во время рассмотрения дела, в связи с чем просит принятое должностным лицом решение отменить, производство по делу прекратить. Подробное обоснование доводов заявителем приведено в письменной жалобе.
В судебном заседании законный представитель администрации МО «Кужмарское сельское поселение» Васильев В.Н. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
ПредставительТерриториального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в Волжском районе Алексеева Е.Ф. с доводами жалобы не согласилась, считает обжалуемое постановление законным, обоснованным и справедливым.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные материалы, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Объективная его сторона выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, либо в нарушении требований технических регламентов, либо в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Пунктом 2 ст. 21, п.п. 1,3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта1999 года
№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в числе иного, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Требованиями ст. 22 Федерального закона от 30 марта1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
В силу п.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Исходя из положений ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Постановлением администрации МО «Кужмарское сельское поселение» от 26 декабря 2018 года № 108 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в МО «Кужмарское сельское поселение» определены адреса контейнерных площадок и обслуживаемых домов, в том числе в д. Мельничные Памъялы Звениговского района Республики Марий Эл.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 29 января 2020 года с 09 часов 30 минут по 10 часов 15 минут при проведении осмотра территории д. Мельничные Памъялы администрации МО «Кужмарское сельское поселение» выявлено, что администрацией МО «Кужмарское сельское поселение» нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно места накопления твердых коммунальных отходов (установленная контейнерная площадка) на ул. Центральной, пер. Молодежном д. Мельничные Памъялы отсутствуют.
Согласно ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Как следует из материалов административного дела, 22 января 2019 года, 20 ноября 2019 года и 28 января 2020 года администрацией МО «Кужмарское сельское поселение» направлялись письма в администрацию МО «Звениговский муниципальный район» и в Министерство финансов Республики Марий Эл с просьбой об увеличении бюджетных средств поселения на сумму 5520000 рублей на обустройство контейнерных площадок на территории МО «Кужмарское сельское поселение». При этом, бюджетные ассигнования на данные цели не были выделены.
Из представленных Кужмарской сельской администрацией Решений Собрания депутатов Кужмарского сельского поселения об утверждении бюджета поселения на 2019 и 2020 годы с указанием полного перечня статей расходов и доходов, сведения о направлении бюджетных ассигнований в 2019 году и в 2020 году на обустройство ТКО отсутствуют.
Согласно ст. 3 устава Кужмарского сельского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов МО «Кужмарское сельское поселение» № 286 от 04 сентября 2019 года следует, что к вопросам местного значения поселения относится в частности участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией МО «Кужмарское сельское поселение» в 2019 и 2020 годах направлялись предложения о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий администрации и выполнения муниципальным учреждением соответствующих уставных задач, однако, бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, что в силу ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ является безусловным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренныхст. 24.5КоАП РФ.
По этим основаниям обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с наличием обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление главного государственного санитарного врача в г. Волжске, Волжском районе, Звениговском и Моркинском районах, начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в Волжском районе Алексеевой Е.Ф. № 13 от 05 февраля 2020 года о назначении юридическому лицу – администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение», административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с наличием обстоятельства, исключающего производство по делу об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Тарасов