61RS0059-01-2022-000466-62
Судья: Стуров С.В. Дело № 11-336/2023
Р Е Ш Е Н И Е
15 марта 2023 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Тамерлан» Гончарова С.Н. на решение судьи Цимлянского районного суда Ростовской области от 11 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Тамерлан»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением специалиста-эксперта Волгодонского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области – государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды ... № 104/28.ВД.8/1008/0/ПП/2022 от 16 мая 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Цимлянского районного суда Ростовской области от 11 января 2023 года ООО «Тамерлан» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник ООО «Тамерлан» Гончаров С.Н. ставит вопрос об отмене принятого по делу об административном правонарушении решения судьи, прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы ее автор ссылается на то, что Общество не получало копию протокола об административном правонарушении. Административный орган не возвратил протокол и иные материалы дела в полицию. Общество по адресу нахождения магазина «Покупочка», расположенного по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Ленина, 29, не размещает отходы накапливаемые насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях. Материалами дела не подтверждается факт совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Одновременно заявитель просит восстановить срок обжалования решения судьи.
Рассмотрев ходатайство о восстановлении срока обжалования судебного решения, судья областного суда, исходя из даты получения Обществом копии решения - 4 февраля 2023 года, не находит оснований полагать, что ООО «Тамерлан» срок обжалования решения судьи Цимлянского районного суда Ростовской области от 11 января 2023 года пропущен.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области Петрова К.Ю. доводы жалобы поддержала.
ООО «Тамерлан» законного представителя и защитника в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, направило в адрес Ростовского областного суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества, которое с учетом сведений о надлежащем извещении подлежит удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав лицо, участвующее в рассмотрении жалобы, проверив доводы жалобы, судья областного суда приходит к следующему выводу.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 3 статьи 13.4 Закона об отходах определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее Правила обращения с ТКО) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (пункт 5 данных Правил).
Согласно подпункту "в" пункта 8 (1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" предусматривает, что накопление промышленных отходов I класса опасности допускается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах; III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (п. п. 218, 220).
Требования обеспечить наличие контейнера с крышкой для сбора твердых коммунальных отходов и иных отходов содержатся также в п. СП 2.1.3678-20.
В силу части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, должностными лицами Отдела полиции № 5 МУ МВД России «Волгодонское» 18 декабря 2021 года в 12 часов 21 мин. в ходе осмотра контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов, расположенной рядом с магазином «Покупочка» по адресу: Ростовская область, г. Цимлянск, ул. Ленина, д. 29, выявлено, что контейнер для временного накопления ТКО не имеет крышки, то есть отходы в нарушение п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 не защищены от атмосферных осадков.
Приведенные обстоятельства, отраженные в акте осмотра места происшествия от 18 декабря 2021 года, явились основанием для составления в отношении ООО «Тамерлан» протокола об административном правонарушении от 15 февраля 2022 года 61 N 206/157, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ООО «Тамерлан» постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 16 мая 2022 года N 104/28.ВД.8/1008/0ПП/2022 к административной ответственности, установленной данной нормой.
Исходя из материалов дела, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к выводу о виновности ООО «Тамерлан» в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Оснований согласиться с данным выводом судья областного суда не усматривает.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 220 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 3 (СанГ1иН 2.1.3684-21) при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом): поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Требование пункта 220 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 3 (СанПиН 2.1.3684-21) о защите поверхности отходов, на открытых площадках или открытых приемниках - накопителях, от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) распространяется на отходы, накапливаемые насыпью, к которым выявленные административным органом отходы не относится.
Исходя из вышеизложенного, прихожу к выводу, что в действиях ООО «Тамерлан» отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3. ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с указанными обстоятельствами постановление должностного лица, а также решение судьи нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО « Тамерлан», предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит прекращению за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Цимлянского районного суда Ростовской области от 11 января 2023 года и постановление специалиста-эксперта Волгодонского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области – государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды Елисеевой Е.Н. № 104/28.ВД.8/1008/0/ПП/2022 от 16 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Тамерлан» - отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Тамерлан» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.
Судья: