Дело № 2-150/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2020 года с.Камень-Рыболов
Ханкайский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Гаврилина А.В.,
при секретаре Филимоновой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации г. Уссурийск к Половинкиной Н.В. о взыскании необоснованно выплаченной пенсии по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (далее ГУ – УПФ РФ по <адрес>) обратилось в суд с иском к ответчице Половинкиной Н.В. о взыскании необоснованной выплаченной пенсии по случаю потери кормильца, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление за назначением социальной пенсии по случаю потери кормильца обратилась С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ Уссурийским городским судом её мать Половинкина Н.В. была признана безвестно отсутствующей. По случаю потери кормильца С.А. была назначена пенсия. В ноябре 2019 года в Управление поступила информация, согласно которой Половинкина Н.В., в период признания её безвестно отсутствующей, состояла на регистрационном учете в КГБУ « Приморский центр занятости населения» в <адрес> в качестве безработного и выполняла оплачиваемую работу в ООО «Рисовод». Решением Уссурийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Уссурийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании Половинкиной Н.В. безвестно отсутствующей, было отменено. В результате того, что Половинкина Н.В., скрываясь от уплаты алиментов, была признана безвестно отсутствующей возникла переплата пенсии по случаю потери кормильца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <иные данные изъяты>., и суммы единовременной выплаты в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <иные данные изъяты>.ДД.ММ.ГГГГ Половинкиной Н.В. было направлено уведомление о наличии необоснованно полученных сумм, с предложением возместить переплату. Просят взыскать с Половинкиной Н.В. причиненный ущерб в виде необоснованно выплаченной пенсии по случаю потери кормильца в размере <иные данные изъяты> сумму единовременной выплаты в размере <иные данные изъяты>
Представитель истца ГУ – УПФ РФ по г. Уссурийск о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, обратились в суд с заявлением о рассмотрении дела в отсутствии представителя, на заявленных требованиях настаивают в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Половинкина Н.В. в судебное заседания не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, об уважительных причинах не явки суду не сообщила.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.ст.2,6 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами указанного Закона, и которая предоставляется нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст.11 ФЗ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с указанным Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
В силу ст.13 ФЗ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в момент возникновения правоотношений) при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении; семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
В силу пункта 4 названной статьи, иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Как установлено пунктом 11 указанной статьи, при полном отсутствии у умершего застрахованного лица страхового стажа, а также в случае совершения лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Аналогичные нормы содержатся и в Федеральном законе от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно п.п.1 п.1 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона. (п.п.1,2 ст.4 ФЗ №400-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.12.1 ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка осуществления единовременной денежной выплаты, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.11.2016 №674н, единовременная денежная выплата осуществляется гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и являющимся в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2016 года получателями пенсий, выплата которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (его территориальными органами).
Согласно ч.5 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 13 Порядка осуществления единовременной денежной выплаты суммы единовременной денежной выплаты, выплаченные гражданам, не имевшим право на ее получение в связи с нарушением обязанностей, предусмотренных частью 5 статьи 26 и (или) частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, подлежат возмещению в порядке, установленном частями 2 и 3 статьи 28 указанного Федерального закона, либо в добровольном порядке.
Положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, на основании решения Уссурийского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ Половинкина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана безвестно отсутствующей.
Согласно свидетельству о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является дочерью Половинкиной Н.В. (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ С.А. обратилась в ГУ-УПФР по Уссурийскому городскому округу с заявлением о назначении пенсии по потери кормильца.
Пенсионным органом на содержание С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца в размере <иные данные изъяты>, а также была произведена единовременная выплата в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <иные данные изъяты>
Согласно справке КГБУ « Приморский центр занятости населения» в Ханкайском районе Половинкина Н.В. состояла на учете в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выполняла оплачиваемую работу в ООО « Рисовод».
Согласно решению Уссурийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Уссурийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании Половинкиной Н.В. безвестно отсутствующей отменено, в связи с установлением места её нахождения.
Согласно акту об установлении переплаты, а также представленным расчетам, установлено, что С.А. излишне выплачена сумма пенсии по случаю потери кормильца составила <иные данные изъяты>, а также единовременная денежная выплата <иные данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику уведомление о наличии необоснованных сумм, с предложением возместить переплату пенсии.
В силу п.3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные сумму, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Статья 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 –ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена обязанность виновных лиц возместить Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 ст. 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий.
Анализ приведенных выше положений закона позволяет прийти к выводу о том, что обязанность по возмещению Пенсионному фонду РФ причиненного ущерба возникает лишь в случае виновного поведения лица, выразившееся в предоставлении в орган пенсионного фонда недостоверных сведений или в несвоевременном предоставлении сведений, влекущих за собой возникновение или прекращение выплаты пенсии.
В данном случае назначение и выплат пенсии несовершеннолетней С.А. производилась территориальным органом пенсионного фонда на основании вступившего в законную силу решения суда, которым мать ребенка Половинкина Н.В. была признана безвестно отсутствующей.
Более того, ст. 1109 ГК РФ установлены случаи неосновательного обогащения, не подлежащего возврату. В частности, к таким платежам отнесены и пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны.
Обязанность пенсионного органа назначить и выплачивать пенсию по случаю потери кормильца на период безвестного отсутствия гражданина предусмотрена пенсионным законодательством, которое связывает право на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца с фактом удостоверения безвестного отсутствия гражданина в порядке, предусмотренном ст. 42 ГК РФ.
Ответчик Половинкина Н.В. оспариваемые суммы от истца не получала, неосновательное обогащение с её стороны отсутствует. Действующим законодательством не предусмотрено взыскание сумм выплаченных пенсий с лица, ранее признанного безвестно отсутствующим, при обнаружении его места нахождения.
Наличие причинно-следственной связи между поведением ответчика и наступившими последствиями в виде причинения истцу материального ущерба не установлено.
Истец не представил доказательств того, что Половинкина Н.В. знала о признании её безвестно отсутствующей и намеренно скрывалась.
Исходя из положений ст. 1064 ГК РФ, суд приходит к выводу, что Половинкина Н.В. участником правоотношений по выплате пенсии не являлась, обязательств по предоставлению истцу достоверных сведений не имела, положения пенсионного законодательства не нарушала.
Статьей 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель за счет другого лица ( потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество ( неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Сама по себе отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим в силу ст. 1102 ГК РФ не является безусловным основанием для взыскания выплаченных государством на содержание ребенка такого лица денежных средств в качестве неосновательного обогащения с получателя этих средств либо с лица, ранее признанного безвестно отсутствующим.
С учетом приведенных положений гражданского законодательства, суд приходит к выводу, что заявленная истцом сумма не является для Половинкиной Н.В. неосновательным обогащением, поскольку выплата истцом несовершеннолетнему ребенку по случаю потери кормильца произведена на законном основании, не освобождает Половинкину Н.В. от обязательств в пользу ребенка, в связи, с чем факт приобретения и сбережения Половинкиной Н.В. имущества за счет истца отсутствует.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации г. Уссурийск к Половинкиной Н.В. о взыскании необоснованно выплаченной пенсии по случаю потери кормильца, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца через Ханкайский районный суд Приморского края.
Председательствующий: