УИД 03RS0019-01-2024-000553-08
дело № 2-2101/2024
Белорецкий межрайонный суд РБ, судья Ручушкина Г.В.
Учёт 2.088
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
33-21037/2024 12 ноября 2024 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламовой Э.Р.
судей Вахитовой Г.Д.
Троценко Ю.Ю.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем Ивановой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РБ, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по адрес о восстановлении в списке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по УФСИН России по РБ,
по апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес на решение Белорецкого межрайонного суда адрес от дата
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился с иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РБ о восстановлении в списке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по УФСИН России по адрес, указав, что он поступил на службу в уголовно-исполнительную систему в июле 1996 года и проходит службу по настоящее время в Федеральном казенном учреждении Следственный изолятор №... Управления федеральной службы исполнения наказания России по адрес (далее ФКУ СИЗО-2). Общий стаж службы в данном учреждении составляет 27 лет 11 месяцев в календарном исчислении. дата им был подан рапорт о постановке в очередь на улучшение жилищных условий, а именно получение жилья. На основании протокола №... от дата жилищно-бытовой комиссии учреждения он был поставлен на учет в список сотрудников ФКУ СИЗО-2, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Периодически, по мере поступления запроса от председателя жилищно-бытовой комиссии учреждении, он представлял справки о составе семьи, копии своих документов и членов его семьи, а также документы, подтверждающие отсутствие у него в собственности жилое площади. В дальнейшем, после 2010 г., данные запросы в его адрес не поступали. От заместителя начальника учреждения по тыловому обеспечению ФИО12, исполняющего обязанности председателя ЖБК, в его адрес на вопросы давались ответы о том, что жилищная комиссия в учреждении не действует, все полномочия и документы переданы в Управление федеральной службы исполнения наказания России по адрес. В период с 2012 г. по 2014 г. у него изменилось семейного положение, так как в августе 2012 г. был расторгнут брак с ФИО15 В апреле 2014 г. им заключен брак с ФИО4 После вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от дата №... «О предоставлении единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждения и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной государственной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ» им формировался пакет документов, необходимый для постановке на учет сотрудников, нуждающихся в получении единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее ЕСВ), который был предоставлен вместе с заявлением дата в УФСИН России по адрес. На основании протокола №... заседания комиссии УФСИН по рассмотрению вопросов по предоставлению ЕСВ от дата и письма исх. №З/ТО/32-13567 от дата он был поставлен на учет по получению ЕСВ с момента подачи документов, то есть с дата В ходе сбора документов в УФСИН его информировали о том, что он также состоит на учете в списке сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФКУ СИЗО-2. После поставки на учет на получение ЕСВ, ежегодно им предоставлялись сведения об изменении состава семьи (в августе 2018 года родилось две детей) и подтверждающие отсутствие у него и членов его семьи в собственности жилой площади. Однако в 2021 г. он узнал, что был исключен из списков граждан, нуждающихся в жилье, так как в предоставляемых списках с ФКУ СИЗО-2 его фамилия не значилась. При обращении к вновь заступившему заместителю начальника учреждения ФКУ СИЗО-2 ФИО13 за разъяснениями по данному факту ему было представлено его личное дело и журналы жилищной комиссии, при изучении которых он узнал, что уведомление за исх. №.../ТО/59/10-3157 от дата, которым ему предлагалось предоставить справки о составе семьи и документы, подтверждающие отсутствие у него в собственности жилой площади в срок до дата, и уведомление за исх. №.../ТО/59/10-5942 от дата, в котором уведомлялось о снятии его с очереди на получение жилья на основании протокола жилищной комиссии от дата, им не получались лично, ни по почте по месту жительства. На данный факт указывает то, что оба экземпляра данных уведомлений находились в папке с личным делом, что говорит о том, что они не вручались. В личном деле отсутствует протокол жилищной комиссии от дата, в котором отражено решение комиссии о снятии его с очереди на получение жилья. В переписке по жилищным вопросам имеется список граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Республики Башкортостан на дата значится его фамилия. В настоящее время он со своей семьей живет в съемном жилье, так как прежнее место жительство – жилой дом по адресу: адрес, принадлежащий его брату ФИО14, был продан в декабре 2023 г. адрес у него и членов его семьи отсутствует. Считает, что он не утратил право на предоставление бесплатного жилья для него и его семьи за счет государства, поскольку легитимным образом приобрел такое право после того, как без нареканий отслужил в органах исполнения наказания в течение более чем 25 лет. В настоящее время в Российской Федерации не принято федеральных законом, устанавливающих какие-либо ограничения в виде исключения гражданина из списка учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, кроме как по его собственной инициативе. Он никогда не производил волеизъявления на то, чтобы его исключили из указанного списка, не подавал никаких заявлений об исключении. Таким образом, неправомерными действия в лице жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-2 нарушают его конституционные и гражданские права на получение жилого помещения. Просит восстановить его (ФИО3) в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет в ФКУ СИЗО-2.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
Исковые требования ФИО3 в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РБ, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по адрес о восстановлении в списке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по УФСИН России по РБ, удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Управление Федеральной службы исполнения наказания России по адрес восстановить ФИО3, дата года рождения, и его семью в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республики Башкортостан просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает, что в 2014 г. у истца поменялось семейное положение, о чем он не сообщил в жилищно-бытовую комиссию учреждения, а также о месте проживания и прописки, что не снимает с него ответственность за предоставление документов самостоятельно.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания в суде апелляционной инстанции Верховного Суда РБ заблаговременно и надлежащим образом.
Проверив оспариваемое судебное постановление в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по адрес ФИО17 – поддержавшую доводы апелляционной жалобы, ФИО3, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, учитывая, что отсутствует решение (протокол) о снятии ФИО3 с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ФИО3 поставлен на вышеуказанный учет до дата, полномочия по решению вопроса о восстановлении в списке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в силу действующего законодательства переданы УФСИН России по Республики Башкортостан, пришел к выводу, что исключение ФИО3 из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по УФСИН России по Республики Башкортостан, является незаконным, нарушающим его конституционные, гражданские и жилищные права, в связи с чем, обязанность по восстановлению ФИО3 и его семьи в Списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возлагается на УФСИН России по Республики Башкортостан.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации (далее Конституции РФ) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2013 г., сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В силу ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (ч. 2 ст. 56 ЖК РФ).
Аналогичное положение было закреплено в ч. 3 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до дата
Согласно ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до дата, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
Из представленных материалов дела установлено, что ФИО3 проходит службу в уголовно-исполнительной системе в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республики Башкортостан.
На основании рапорта от дата ФИО3 поставлен в очередь на получение жилья, что подтверждается выпиской из протокола №... заседания жилищно-бытовой комиссии Учреждения ИЗ-3/2 ГУИН Минюста России по адрес от дата и сведениями в книге регистрации заявлений о постановке на учет и в книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий от дата
По материалам личного дела ФИО3 следует, что им были представлены справки из ГУП БТИ РБ за 2008-2009 год и Федеральной регистрационной службы Управления федеральной регистрационной службы по Республики Башкортостан за 2009 год об отсутствии у него и членов его семьи собственности.
Уведомлением начальника ФУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Республики Башкортостан от дата ФИО3 предложено предоставить сведения за 2010-2012 год, подтверждающие отсутствие у него в собственности жилой площади в срок до дата
Уведомлением начальника ФУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Республики Башкортостан от дата ФИО3 сообщено о снятии его с очереди на получение жилья на основании протокола жилищной комиссии от дата
Между тем, доказательств наличия протокола жилищной комиссии от дата о снятии истца с учета, с указанием оснований для снятия с учета, не представлено.
Согласно списку граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Республики Башкортостан на дата, под номером 1 указан ФИО3, дата года рождения, зарегистрированный по адресу: адрес, сотрудник с 18 летним стажем, дата постановки на учет дата
Из свидетельства о заключении брака, выданного отделом ЗАГС адрес и адрес РБ, следует, что ФИО3, дата года рождения, заключил брак с ФИО4, дата года рождения.
Согласно свидетельствам о рождении, выданным отделом ЗАГС адрес и адрес РБ, у ФИО3, ФИО4 имеется двое несовершеннолетних детей: ФИО5, дата года рождения, ФИО6, дата года рождения. Вся семья имеет регистрацию по адресу: адрес.
Сведений о наличии в собственности ФИО3 и его семьи недвижимого имущества в виде жилого помещения, сторонами не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что исключение ФИО3 из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по УФСИН России по Республики Башкортостан, является незаконным, нарушающим его конституционные, гражданские и жилищные права, в связи с чем, обязанность по восстановлению ФИО3 в Списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возлагается на УФСИН России по Республики Башкортостан.
Довод апелляционной жалобы ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республики Башкортостан о том, что лицо самостоятельно должно предоставлять документы об изменении семейного или жилищного положения, основанием для отмены принятого решения не является, поскольку какого - либо решения о снятии ФИО3 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не принималось, основания снятия с учета не определены, в связи с чем, оценка правомерности действий ответчика не может быть дана при рассмотрении данного дела.
Между тем, судебная коллегия полагает необходимым указать на следующее.
Из материалов дела следует, что истец принимался на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоял на учете составом семьи: ЗайнетдиновЗ.А., его супруга ФИО15 и дети ФИО5 и ФИО5 Из объяснений истца следует, что им предоставлялись сведения об изменении семейного положения, в связи с расторжением брака с ФИО15 и вступлением в брак с ФИО4, в рамках учета на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а не в рамках учета на улучшение жилищных условий, в связи с чем, формулировка резолютивной части о возложении обязанности на ответчика восстановить ФИО3 и его семью в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, является некорректной, поскольку суд не указал состав семьи, который подлежит восстановлению в списке. С учетом того, что в Списке граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий на дата, ФИО3 стоит составом семьи 1 человек, судебная коллегия полагает, что восстановлению в очереди истец подлежит составом семьи 1 человек.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата изменить, изложив абзац 2 резолютивной части решения в следующей редакции.
Возложить обязанность на Управление Федеральной службы исполнения наказания России по адрес восстановить ФИО3, дата года рождения в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с дата
Председательствующий Э.Р. Нурисламова
судьи Г.Д. Вахитова
Ю.Ю. Троценко
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме дата.