Решение по делу № 2а-3465/2020 от 19.10.2020

Дело №2а- 3465/2020

УИД 33RS0001-01-2019-004661-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2020 года г.Владимир

Ленинский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи              Рыжовой А.М.,

при секретаре                                 Ежиковой А.А.

с участием представителей административного истца Бухарестова А.Ю., адвоката Мачина А.Н.,

представителя административного ответчика Штыкеля В.Б.,

представителя заинтересованного лица Середина С.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания-Атлант» к Управлению архитектуры и строительства администрации города Владимира, администрации города Владимира о признании незаконным отказа в выдаче архитектурно-планировочных требований на разработку проекта ограждения,

установил:

ООО «Управляющая компания-Атлант» обратилось в суд с иском к Управлению архитектуры и строительства администрации города Владимира, администрации города Владимира, требуя признать незаконным отказ в выдаче архитектурно-планировочных требований на разработку проекта ограждения.

В обоснование указывает, что является управляющей компанией <адрес>. Общим собранием собственников помещений дома 27.11.2019г. принято решение установить ограждение на придомовой территории многоквартирного дома в соответствии с планом-схемой, являющейся приложением к протоколу общего собрания.

Установку ограждения обязался установить застройщик - Владимирский городской ипотечный фонд, гарантировав письмом от 18.10.2019 г. произвести работы при условии получения в администрации г.Владимира соответствующего разрешения.

24.07.2020г. ООО «Управляющая компания-Атлант» обратилось в Управление архитектуры и строительства администрации города Владимира за выдачей архитектурно-планировочных требований на установку ограждений на земельном участке многоквартирного дома.

По результатам рассмотрения заявления УАИС администрации г.Владимира выдало архитектурно-планировочные требования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым размещение ограждения жилого <адрес> не предусмотрено.

Выражая несогласие с отказом, административный истец считает, что действующее законодательство не запрещает собственникам земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, принять решение об установке ограждающих устройств, как декоративные ограждения (заборы) на дворовых территориях многоквартирных жилых домов.

Считая оспариваемое решение об отказе в выдаче архитектурно-планировочных требований на размещение разработку проекта ограждения нарушающим его права, ООО «Управляющая компания-Атлант» просит о признании его незаконным и возложении обязанности устранить нарушение.

Представляющие интересы истца Бухарестов А.Ю., адвокат Мачин А.Н в судебном заседании поддержали требования по изложенным в иске доводам. Пояснили, что решение об установке ограждения части территории земельного участка, где расположен многоквартирный дом, принято на общем собрании собственников, все необходимые документы в Управление были представлены, в связи с чем, полагали отказ противоречащим требованиям действующего законодательства.

Представитель административного ответчика Управления архитектуры и строительства администрации г. Владимира, Штыкель В.Б. с требованиями административного иска не согласился, полагая оспариваемый отказ законным и обоснованным.

Указал на не соблюдение условий ограждений, установленных ст.35 Правил землепользования, поскольку оно не предусмотрено планировочной организацией земельного участка в составе проектной документации жилого дома.

Представитель заинтересованного лица Владимирский городской ипотечный фонд Середин С.О. в судебном заседании поддержал позицию административного истца, подтвердив согласие на проведение работ по установке ограждения.

Представитель административного ответчика администрации г. Владимира в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом.

С учетом мнения участников процесса дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с Положением об управлении архитектуры и строительства администрации города Владимира, утвержденного Решением Совета народных депутатов города Владимира от 22.02.2017г. № 8, к его компетенции относится обеспечение градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Владимир в виде архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов в соответствии с основными принципами законодательства о градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории муниципального образования, создание экологически безопасной и благоприятной среды жизнедеятельности жителей, комплексное и эффективное развитие социальной, производственной и инженерно-транспортной инфраструктуры.

В силу п.3.22 Положения Управление осуществляет в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке прием соответствующих заявлений физических и юридических лиц, подготовку и выдачу на основании указанных заявлений или отказ в выдаче архитектурно-планировочных требований на временные постройки и ордеров на размещение временных построек.

Земельные участки многоквартирных домов являются объектами благоустройства, и возведение на них ограждений, других элементов благоустройства, различных технических устройств, включая шлагбаумы, регулируется правилами благоустройства территории.

Решением Совета народных депутатов города Владимира от 27.07.2017 № 104 утверждены Правила обеспечения чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования город Владимир, которые устанавливают единые требования к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, устанавливают требования по благоустройству и содержанию территории муниципального образования город Владимир.

Согласно разделу 2 Правил благоустройства ограждение - заградительное устройство, препятствующее проезду (заезду) автомобилей и проходу пешеходов, расположение и внешний вид которого согласован с уполномоченным структурным подразделением органа местного самоуправления.

Ограждения (заборы) относятся к элементам благоустройства.

Пунктом 13.1.1 Правил благоустройства предусмотрено, что в целях благоустройства на территории муниципального образования город Владимир рекомендуется предусматривать применение различных видов ограждений, которые различаются: по назначению (декоративные, защитные, их сочетание), высоте, виду материала (металлические, железобетонные и др.), степени проницаемости для взгляда (прозрачные, глухие), степени стационарности (постоянные, временные, передвижные).

Аналогичные положения предусмотрены статьей 35 Правил землепользования и застройки муниципального образования, утвержденными решением Совета народных депутатов города Владимира от 31.10.2011 N 183 (далее – Правила землепользования).

На территориях общественного пространства, земельных участках многоквартирных домов, общежитий запрещается размещение глухих (металлических, железобетонных, деревянных) ограждений, а также ограждающих устройств в виде железобетонных блоков и плит, столбиков, цепей, проволоки, автомобильных шин и покрышек. Допускается размещение на данных территориях декоративных металлических ограждений, бетонных полусфер, которые установлены с соблюдением требований действующего законодательства и не создают угрозу жизни и здоровью людей (пункт 13.1.4. Правил благоустройства)

Положениями п.13.6.1. Правил благоустройства и статьей 35 Правил землепользования предусмотрены условия ограждения многоквартирных домов:

- ограждение предусматрено планировочной организацией земельного участка в составе проектной документации многоквартирного дома;

- при ограждении не должно создаваться препятствий для подъезда пожарных автомобилей, машин скорой помощи с организацией при необходимости разворотных площадок с нормативными размерами;

- организация круглосуточного дежурного поста для аварийного открытия проезда в случае чрезвычайной ситуации для обеспечения проезда спецтранспорта;

- не допускается ограждение отдельных земельных участков многоквартирных жилых домов секционного типа, если при этом нарушаются сложившиеся пешеходные связи, создаются препятствия для подъезда к другим многоквартирным домам и общественным зданиям (при невозможности альтернативного подъезда к данным объектам с территорий общего пользования), детским, хозяйственным площадкам, площадкам для сбора ТКО, автостоянкам, если данные площадки предусмотрены на группу жилых домов.

Порядок ограждения включает в себя, - принятие решения по устройству ограждения на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома (не менее 2/3 от общего числа собственников) с ведением протокола общего собрания;

- выполнение планировочной организации земельного участка многоквартирного дома с размещением ограждения в соответствии с нормативными требованиями;

- согласование установки ограждения с балансодержателями инженерных коммуникаций, в порядке, определенном нормативно-правовыми актами администрации города Владимира;

- получение архитектурно-планировочных требований (АПТ) для установки ограждения в уполномоченном структурном подразделении администрации города Владимира. За получением АПТ могут обращаться представители ТСЖ либо управляющих компаний, за которыми закреплен соответствующий многоквартирный дом.

Согласно статье 1 Правил землепользования «архитектурно-планировочные требования» (АПТ) - исходно-разрешительная документация, выдаваемая органами местного самоуправления, ведающими вопросами архитектуры, для размещения и установки временных сооружений, малых архитектурных форм, элементов благоустройства, плоскостных сооружений, открытых парковок, ограждений для получения в дальнейшем ордера для размещения данных объектов.Пунктом 19.10 Правил благоустройства установлено, что размещение временных построек осуществляется правообладателями земельных участков в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утвержденных Решением Совета народных депутатов города Владимира от 31.10.2011 № 183 и порядком оформления исходно-разрешительных документов для размещения временных построек на территории муниципального образования город Владимир, утвержденных постановлением администрации города Владимира от 05.09.2016 № 2571.

Согласно пункту 2.1 указанного Порядка для получения Ордера на размещение временной постройки заявитель направляет в управление архитектуры и строительства администрации города Владимира заявление, с приложением правоустанавливающих документов на земельный участок или договора на размещение нестационарного торгового объекта, заключенного с администрацией города Владимира; кадастрового паспорта земельного участка; ситуационного плана, отображающего размещение застраиваемого участка в границах населенного пункта или района, микрорайона, квартала, в масштабе 1:2000 или 1:5000; схемы планировочной организации земельного участка с обозначением всех планируемых к размещению на нем временных построек в масштабе 1:500; проектной документации, разработанной и согласованной в соответствии с Архитектурно-планировочными требованиями, выданными управлением архитектуры и строительства администрации города Владимира. Состав проектной документации устанавливается архитектурно-планировочными требованиями в зависимости от вида временной постройки.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером на праве общей долевой собственности принадлежит собственникам жилых помещений многоквартирного жилого <адрес>.

Собственниками дома заключен договор управления с ООО «Управляющая компания-Атлант».

На общем собрании собственников помещений указанного дома 27.11.2019 г. было принято решение установить ограждение на придомовой территории, что отражено в приложении к проколу- плане-схеме.

При этом письмом от 18.10.2020г. застройщик дома Владимирский городской ипотечный фонд выразил готовность произвести работы по установке ограждения после получения разрешения администрации г. Владимира.

В этой связи 24.07.2020г. ООО «Управляющая компания-Атлант» обратилось в УАИС администрации г. Владимира за выдачей архитектурно-планировочных требований на установку ограждений на земельном участке многоквартирного дома.

По результатам рассмотрения обращения 14.08.2020г. были выданы архитектурно-планировочные требования , содержащие указание на то, что размещение ограждения проектной документацией на строительство жилого <адрес> не предусмотрено. При этом требования к составу проектной документации и конструктивным решениям архитектурно-планировочные требования не содержат.

Разрешая вопрос о законности оспариваемого решения, суд исходит из следующего.

Земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, находятся в общей долевой собственности собственников жилья, а правовой режим их использования определяется в соответствии со статьями 36, 44 ЖК РФ.

Так, в силу п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно части 2 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

В том числе, по решению общего собрания собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе о введении ограничений пользования им (п.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ).

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Если на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме со дня проведения его государственного кадастрового учета.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со ст.262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Проход через земельный участок третьими лицами возможен, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, при этом не должно причиняться ущерба или беспокойства собственнику.

Таким образом, сформированный в установленном порядке и поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в силу действующего законодательства не отнесен к территориям общего пользования, и проход, проезд через него третьих лиц может быть ограничен на основании решения общего собрания собственников жилья, в том числе путем установки ограждения.

С учетом изложенного, суд не может согласиться с позицией УАИС администрации г.Владимира о том, что ограждение земельного участка многоквартирного дома допускается при наличии соответствующего проектного решения исключительно на стадии строительства многоквартирного дома, поскольку такого ограничения правомочий собственников помещений многоквартирного дома не предусмотрено приведенными выше положениями Жилищного и гражданского законодательства, а также не следует из буквального содержания п.13.6.1 Правил благоустройства и ст. 35 Правил землепользования.

Выполнение планировочной организации земельного участка многоквартирного дома с размещением ограждения в соответствии с нормативными требованиями осуществляется после принятия решения собственниками по устройству ограждения.

Порядок и условия ограждения земельного участка многоквартирного дома, предусмотрены Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Владимир и Правилами обеспечения чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования город Владимир, которые предусматриваются необходимость получения архитектурно-планировочных требований, на основании которых разрабатывается проектная документация.

В свою очередь, для получения ордера на размещение ограждения, наряду с иными документами, необходимо представить проектную документацию, разработанную на основании архитектурно-планировочных требований.

Выданные архитектурно-планировочные требования от ДД.ММ.ГГГГ, не содержат требований к составу проектной документации и конструктивным решениям ограждения как таковых, со ссылкой на то, что ограждение не предусмотрено проектной документацией на строительство дома.

Нарушений иных условий выдачи соответствующего разрешения на установку ограждения, предусмотренных Положениями п.13.6.1. Правил благоустройства и статьей 35 Правил землепользования в оспариваемом документе не приведено и в ходе рассмотрения дела также не представлено.

Таким образом, отказ в выдаче АПТ является немотивированным и преждевременным, не соответствует требованиям действующего законодательства, и препятствует реализации собственниками жилых помещений и земельного участка на установление ограничения пользования им, что, безусловно, нарушает права и законные интересы административного истца.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ в выдаче АТП на установку ограждения на земельном участке многоквартирного дома по основаниям, указанным ДД.ММ.ГГГГ , является незаконным.

В целях устранения допущенного нарушения, суд, не подменяя компетентный орган местного самоуправления, полагает необходимым возложить на УАИС администрации г.Владимира обязанность повторного рассмотрения обращения ООО «Управляющая компания-Атлант» и принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, административный иск ООО «Управляющая компания-Атлант» подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск ООО «Управляющая компания-Атлант» к Управлению архитектуры и строительства администрации города Владимира, администрации города Владимира о признании незаконным отказа в выдаче архитектурно-планировочных требований на разработку проекта ограждения удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче архитектурно-планировочных требований на разработку проекта ограждения части территории земельного участка многоквартирного жилого <адрес>.

Обязать Управление архитектуры и строительства администрации города Владимира повторно рассмотреть обращение ООО «Управляющая компания-Атлант» поступившее 24.07.2020г. и зарегистрированное за вх.№ 449/32-95, и принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства, о чём сообщить административному истцу и суду в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд города Владимира в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.М.Рыжова

2а-3465/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Управляющая компания - Атлант"
Ответчики
Управление архитектуры и строительства администрации г.Владимира
Администрация г.Владимира
Другие
Мачин Андрей Николаевич
"Владимирский городской ипотечный фонд"
Суд
Ленинский районный суд г. Владимир
Судья
Рыжова Анна Михайловна
Дело на странице суда
leninsky.wld.sudrf.ru
19.10.2020Регистрация административного искового заявления
19.10.2020Передача материалов судье
19.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2020Судебное заседание
25.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее