Материал №
УИД 26RS0№-84
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 ноября 2021 года <адрес>
Судья Красногвардейского районного суда <адрес> Сердюков А.Г., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Судья в соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, проверив представленные материалы, пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
Статьей 12 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 года N 3-ФЗ (далее - Закон о полиции) на полицию возложен ряд обязанностей, в том числе: осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции; осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Частями 3, 4 статьи 30 Закона о полиции установлено, что законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Основанием для составления протокола об административном правонарушении <адрес>/1227 от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ИОПС ОДПС ГИБДД ОМВД России «Красногвардейский» ФИО7 в отношении ФИО4 к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ послужило нарушение п.1 ч.1 ст. 13 Федерального закона "О полиции" от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ, водитель ФИО2 воспрепятствовал исполнению служебных обязанностей инспектору ДПС ОДПС ГИБДД ОМВД России «Красногвардейский» лейтенанту полиции ФИО6, а именно: категорически отказался пройти в служебный автомобиль, демонстративно размахивал руками, и пытался скрыться бегством, на законные требования сотрудника полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал. Данными действиями ФИО2 оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции.
Вместе с тем с такими выводами должностного лица ИОПС ОДПС ГИБДД ОМВД России «Красногвардейский» ФИО7 согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, составляет неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Требования либо распоряжения, исходящие от сотрудников вышеперечисленных органов, должны быть законными, то есть их возможность должна быть предусмотрена существующими законодательными актами. Кроме того, они должны иметь в качестве цели охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Неповиновение выражается в отказе исполнить законное распоряжение или требование, а воспрепятствование состоит в создании препятствий для исполнения служебных обязанностей сотрудников полиции, военнослужащих или сотрудников уголовно-исполнительной системы.
По смыслу названной нормы неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции может быть связано только с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
В силу положений ч. 1 ст. 27.12.1 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 данного Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Для направления лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения необходимо наличие достаточных оснований полагать, что оно находятся в состоянии опьянения, а также факта совершения данным лицом административного правонарушения.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о совершении ФИО2 какого-либо административного правонарушения, либо о возбуждении в отношении него производства по делу об административном правонарушении, в связи с совершением которого предъявлено требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, материалы дела не содержат.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 26.2. КоАП РФ протокол по делу об административном правонарушении является основным документом, устанавливающим доказательства по делу об административном правонарушении.
В ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ указано, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.
При этом подробное описание события правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации.
В подтверждение факта совершения административного правонарушения административный орган представил протокол об административном правонарушении, рапорт сотрудника полиции о наличии в действиях ФИО4 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.3 КоАП РФ.
В представленных суду материалах дела об административном правонарушении, каких-либо сведений, документов, свидетельствующих о том, что ФИО2 до требования работников полиции о прохождении освидетельствования на состояние опьянения совершил какое-либо административное правонарушение, был привлечен к административной ответственности, в отношении него возбуждалось административное производство, не имеется.
В рапортах ИДПС ОДПС ГИБДД ОМВД России «Красногвардейский» лейтенанта полиции ФИО7 и ИДПС ОДПС ГИБДД ОМВД России «Красногвардейский» лейтенанта полиции ФИО6 указано, что водитель ФИО2 присел в служебный автомобиль, где были установлены данные водителя, им оказался ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего <адрес> который не выполнил законные требования уполномоченного должностного лица о прохождении освидетельствования на состояния опьянения, и медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Само по себе отражение в рапорте сведений о том, что ФИО2 отказался от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, медицинского освидетельствования на состояния опьянения, не свидетельствует о совершении ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах указания сотрудника полиции в протоколе об административном правонарушении основания для привлечения к административной ответственности ФИО4, отказ пройти в служебный автомобиль, нельзя признать обоснованным, так как указанные основания не подтверждаются представленными рапортами сотрудников полиции в материалам дела об административном правонарушении.
Указанные выше недостатки являются существенными, так как согласно ст. 26.1 и 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности. Отсутствие в протоколе надлежащего описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме, нарушает право этого лица на защиту и противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь статьей 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.
При таких обстоятельствах, судья считает необходимым возвратить протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ в отношении ФИО3 должностному лицу, который составил протокол об административном правонарушении, ИОПС ОДПС ГИБДД ОМВД России «Красногвардейский» ФИО7, для устранения вышеуказанных недостатков.
Руководствуясь ст.ст. 29.4, 29.12 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении и дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ в отношении ФИО4 возвратить должностному лицу, который составил протокол об административном правонарушении, ИОПС ОДПС ГИБДД ОМВД России «Красногвардейский» ФИО7, для устранения вышеуказанных недостатков.
КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
Судья Сердюков А.Г.