Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Дело № 2-1521/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2020 года г. Ярославль
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующий судья Тюрин А.С.
при секретаре Шибаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля и АО «Яргорэлектротранс» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора города Ярославля в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, с учетом уточнения требований, содержащим требование обязать департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля и мэрию города Ярославля, в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда выполнить капитальный ремонт путепровода через железнодорожные пути под трамвайные пути по <адрес>, а именно:
произвести замену существующих балок пролетного строения;
произвести замену на всех опорах подферменников, на крайних опорах - замену шкафных стенок и открылков;
укрепить ригели и стойки промежуточных опор;
произвести переустройство лестничного схода;
произвести переустройство сопряжение путепровода с подходами;
произвести замену укрепления конусов;
выполнить работы по устройству дорожной одежды тротуара;
выполнить работы по устройству барьерных ограждений проезжей части и перильных ограждений тротуара,
а также с требованиями к АО «Яргорэлектротранс» в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда выполнить капитальный ремонт путепровода через железнодорожные пути под трамвайные пути по <адрес>, а именно:
выполнить работы по устройству дорожной одежды у трамвайных путей;
осуществить переустройство контактной трамвайной сети: произвести замену металлических опор на путепроводе и опорах, замену кронштейнов и контактной трамвайной сети, замену существующих опор и кронштейнов.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города Ярославля на основании обращения проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации путепровода через железнодорожные пути под трамвайные пути по <адрес>. В ходе проверки выявлены неудовлетворительное техническое состояние путепровода по указанному адресу, требующее капитального ремонта. Ремонтные работы по настоящее время не проведены в виду отсутствия финансирования. Бездействие органа местного самоуправления и непринятие мер по организации проведения капитального ремонта путепровода способствует снижению уровня безопасности дорожного движения, негативно сказывается на обеспечении безопасности передвижения транспортных средств, может привести к тяжелым последствиям в виде дорожно-транспортных происшествий.
В судебном заседании помощник прокурора г. Ярославля Алькаева И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что путепровод находится в неудовлетворительном состоянии с 2012 года, по настоящее время ремонтные работы путепровода не выполнены.
Представитель ответчика департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля и мэрии города Ярославля по доверенностям Буцылина А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что финансирование по ремонту мостов имеет целевой подход, в связи с чем срок в один год является нецелесообразным, разумный срок для выполнения работ составляет три года.
Представитель ответчика АО «Яргорэлектротранс» по доверенности Синчук Д.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, пояснив, что работы по ремонту путепровода в настоящее время невозможно провести в связи с убыточностью АО «Яргорэлектротранс». Факт необходимости ремонта трамвайных путей не оспаривал, просил увеличить срок для выполнения работ.
Выслушав помощника прокурора города Ярославля, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии, с требованиями технических регламентов, в том числе, в целях поддержания безопасных условий такого движения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и п. 5 ст. 9 Устава г. Ярославля к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под искусственными дорожными сооружениями понимаются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
В соответствии с п. 3.1 ОДМ 218.2.012-2011 Методические рекомендации «Классификация конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений» мостовое сооружение - это искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над препятствием.
Путепровод через железнодорожные пути под трамвайные пути <адрес> относится к видам городских транспортных сооружений, предназначенных для пропуска городского транспорта (вагонов трамваев) и является собственностью города Ярославля.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Ярославля в ходе проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что в 2012 году ЗАО «<данные изъяты>» проведено плановое комплексное обследование путепровода через железнодорожные пути под трамвайные пути по <адрес>. По результатам обследования техническое состояние путепровода признано как неудовлетворительное. Институтом даны рекомендации по проведению капитального ремонта путепровода в ближайшие 2-3 года. МКУ «<данные изъяты>» г. Ярославля заключен муниципальный контракт № 1-Е-19 на выполнение работ по содержанию искусственных сооружений г. Ярославля, в том числе, путепровода под трамвайные пути <адрес>. В рамках указанного контракта в 2019 году подрядной организацией осуществлен осмотр мостового сооружения, по результатам которого сделан вывод об ухудшении состояния опорных частей путепровода, составлен акт о замерах величины трещин, которые составили от 45 мм до 120 мм по глубине. В настоящее время в местах трещин установлены гипсовые маячки с последующим ведением журнала наблюдений.
Согласно паспорту путепровода под трамвайные пути по <адрес> от 2020 года, покрытие в зоне трамвайных путей имеет разрушение, на левом ограждении трамвайных путей - коррозия, имеется загнивание и зарастание шпал на подходах.
Таким образом, неудовлетворительное состояние путепровода способствует снижению уровня безопасности дорожного движения, негативно сказывается на обеспечении безопасности передвижения транспортных средств, может привести к тяжелым последствиям в виде дорожно-транспортных происшествий.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1.1 Положения «О департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля», утвержденного решением муниципалитета города Ярославля 06.07.2007 № 492, Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - Департамент) является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе дорожной деятельности.
В соответствии с п. 2.2 указанного Положения основными задачами является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В соответствии с возложенными на него задачами, при осуществлении полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности к основным функциям Департамента отнесено обеспечение подготовки нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований бюджета города на указанные цели.
Как следует из п. 2.1.5 решения муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 г. № 306 «Об утверждении правил благоустройства территории города Ярославля», содержание железнодорожных и трамвайных путей, проходящих в черте города в пределах полосы отчуждения (откосы выемок и насыпей, переезды, переходы через пути), производятся силами и средствами организаций, эксплуатирующих данные сооружения.
В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций, а именно такие работы производятся силами АО «Яргорэлектротранс».
На основании ч. 2 ст.206 ГПК РФ суд устанавливает срок для выполнения капитального ремонта путепровода через железнодорожные пути под трамвайные пути <адрес> в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок является разумным и достаточным с учетом объема и сложности работ и соблюдает баланс интересов истца и ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора удовлетворить частично.
Обязать мэрию города Ярославля и департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля выполнить капитальный ремонт путепровода через железнодорожные пути под трамвайные пути <адрес>, а именно:
произвести замену существующих балок пролетного строения;
произвести замену на всех опорах подферменников, на крайних опорах - замену шкафных стенок и открылков;
укрепить ригели и стойки промежуточных опор;
произвести переустройство лестничного схода;
произвести переустройство сопряжение путепровода с подходами;
произвести замену укрепления конусов;
выполнить работы по устройству дорожной одежды тротуара;
выполнить работы по устройству барьерных ограждений проезжей части и перильных ограждений тротуара
в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать АО «Яргорэлектротранс» выполнить капитальный ремонт путепровода через железнодорожные пути под трамвайные пути <адрес>, а именно:
выполнить работы по устройству дорожной одежды у трамвайных путей;
осуществить переустройство контактной трамвайной сети: произвести замену металлических опор на путепроводе и опорах, замену кронштейнов и контактной трамвайной сети, замену существующих опор и кронштейнов
в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через данный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С.Тюрин