Дело № 2а-2037/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2019 г. Владикавказ
Промышленный районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Цопановой З.Г.,
при секретаре судебного заседания Каировой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Затеречного района гор. Владикавказа поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и ограничении доступа к аудиовизуальному сервису,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Затеречного района г. Владикавказ РСО-Алания в порядке ч.1 ст.39 КАС РФ обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением с требованием к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания с требованием признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом: ... запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование искового требования было указано на то, что Прокуратурой Затеречного района г.Владикавказа проведена проверка
соблюдения законодательства в сфере защиты детей от информации, наносящей
вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в ходе которой
выявлены факты размещения в сети Интернет материалов, призывающих
уклоняться от призыва в Армию.
В ходе осмотра страницы сайта с URL-адресом: ... установлено, что на странице сайта размещена информация, вводящая пользователей данного ресурса в заблуждение о предоставлении услуг, не входящих в компетенцию компании, о способах «как не попасть в Армию».
Фактически лиц призывного возраста призывают и учат уклоняться от
призыва на военную службу за денежное вознаграждение.
Анализ сайта позволяет сделать вывод, что он имеет ярко выраженную
пропагандистскую направленность, направлен на активную с использованием
современных маркетинговых технологий популяризацию уклонения от призыва
на военную службу среди молодежи. Всем желающим предлагается, уклониться от
призыва обратившись в данную компанию.
Материалы, содержащиеся на данном сайте, направлены на создание у молодых людей призывного возраста представления, что любой молодой человек может получить отсрочку или освобождение от призыва на военную службу за денежное вознаграждение.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации,
защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральными законами.
Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон) осуществляется правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу.
Согласно ст. 28 названного Закона обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, принятию в отношении них решений о призыве на военную службу, предоставлении отсрочек от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу возлагаются только на призывные комиссии субъектов Российской Федерации.
Приведенные на сайте утверждения нарушают законные интересы Российской Федерации, так как они являются не достоверными, а соответственно заведомо невыполнимыми, либо выполнимыми с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, что противоречит требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии с п. п. и ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ч. ч. 1 и 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
За уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы установлена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 328 УК РФ.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С учетом приведенных норм закона доступ к информации, размещенной по электронному адресу: ....
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации, возможно путем внесения адреса сайта сети Интернет в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, с последующим ее удалением самими владельцами информации либо провайдером хостинга, либо в случае непринятия последним соответствующих мер - блокирования доступа к информации всеми операторами связи, действующими на территории Российской Федерации.
Основаниями для включения в Единый реестр на основании ч. 5 п.2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
На момент проверки, данные указатели страницы сайта, на котором размещена указанная информация, в Едином реестре отсутствует.
Представитель административного истца - помощник прокурора Затеречного района г.Владикавказа в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, был уведомлен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по РСО-Алания, надлежаще извещенный о времени рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Роскомнадзора по РСО-Алания, представив суду письменный отзыв, где в обоснование указано, что Интернет-ресурс с URL адресом: ... в «Едином реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не содержится.
Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории РФ, осуществляется в соответствии с п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от ... ... в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2.2 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено
Производство по таким делам осуществляется по правилам административного искового производства, предусмотренным Главой 27.1 данного Кодекса.
Согласно ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно объяснению Управления Роскомнадзора по РСО-Алания, в результате анализа доводов, изложенных в заявлении прокурора, Управлением установлено, что выше указанная интернет-страница в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее-Единый реестр) отсутствуют, доступ к интернет- странице установлен.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от 28 декабря 2013 г.) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации,
защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральными законами.
Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон) осуществляется правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу.
Согласно ст. 28 названного Закона обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, принятию в отношении них решений о призыве на военную службу, предоставлении отсрочек от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу возлагаются только на призывные комиссии субъектов Российской Федерации.
За уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы установлена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 328 УК РФ.
Целью обращения прокурора Затеречного района г. Владикавказа в суд с вышеуказанным заявлением является последующее включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
По делам о признании информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
При установленных обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требование прокурора Затеречного района г. Владикавказа в полном объеме по приведённым выше основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5. КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Затеречного района гор. Владикавказа, поданного в защиту интересов Российской федерации, неопределенного круга лиц, к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на странице сайте с URL- адресом: ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайте с URL- адресом: ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Управление Роскомнадзора по РСО-Алания обязать ограничить доступ к аудиовизуальному сервису, расположенному в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайте с URL- адресом: ... включив страницы сайта с указанным электронным адресом в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания.
Судья З.Г. Цопанова