Дело № 2а-1-800/2019
УИД: 33RS0017-01-2019-001473-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2019 года город Собинка
Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего Трефиловой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Нестеровой О.В.,
с участием
представителя административного истца
помощника Собинского межрайонного прокурора Богатиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Собинского межрайонного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей МО Колокшанское сельское поселение Собинского района Владимирской области, к администрации МО Колокшанское Собинского района Владимирской области об обязании провести работы по постановке на кадастровый учет земельных участков под дорожными сооружениями (дорогами),
у с т а н о в и л :
Собинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц – жителей МО Колокшанское сельское поселение к администрации МО Колокшанское Собинского района об обязании провести работы по постановке на кадастровый учет земельных участков под дорожными сооружениями (дорогами), включенными в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО Колокшанское сельское поселение Собинского района.
В обоснование иска указано, что Собинской межрайонной прокуратурой на основании решения от 03.07.2019 NN проведена проверка исполнения органами местного самоуправления полномочий в части использования муниципального имущества. Проверкой установлено, что постановлением администрации МО Колокшанское Собинского района от 23.08.2011 NN утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Колокшанское. В перечне указано 29 автомобильных дорог местного значения муниципального образования Колокшанское (V категории). В то же время, в реестр муниципальной собственности дороги, указанные в перечне, не включены, кадастровые работы по формированию и учету объекта дорожной сети (дорог) не проведены. По факту выявленных нарушений 19.07.2019 на имя главы администрации МО Колокшанское Собинского района внесено представление NN об устранении допущенных нарушений. По результатам рассмотрения представления администрацией МО Колокшанское Собинского района направлен ответ от 16.08.2019 NN, из которого следует, что допущенные нарушения не устранены ввиду большого объема работ.
Собинский межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования Колокшанское Собинского района Владимирской области провести работы по постановке на кадастровый учет земельных участков под дорожными сооружениями (дорогами), включенными в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Колокшанское Собинского района, утвержденный постановлением администрации МО Колокшанское Собинского района от 23.08.2011 NN.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Собинского межрайонного прокурора Богатина М.А. административный иск поддержала в полном объеме, указав, что до настоящего времени выявленные прокуратурой нарушения, обозначенные в административном иске, не устранены.
Административный ответчик администрация МО Колокшанское Собинского района Владимирской области, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 28).
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд признает административный иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12. ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» определено, что сооружением является результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В силу п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом, согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Как указано в приказе Минтранса России от 20.05.2009 N 80 "О Едином государственном реестре автомобильных дорог" в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Судом установлено, что Собинской межрайонной прокуратурой на основании решения от 03.07.2019 NN (л.д. 10) проведена проверка исполнения требований законодательства об использовании муниципального имущества в части содержания автомобильных дорог.
Проверкой установлено, что постановлением администрации МО Колокшанское Собинского района от 23.08.2011 NN утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО Колокшанское Собинского района, в котором указано 29 автомобильных дорог местного значения МО Колокшанское Собинского района (V категории). На момент проверки, проведенной прокуратурой, работы по постановке на кадастровый учет земельных участков под дорожными сооружениями (дорогами), не проведены, границы земельных участков под объектами не сформированы, сведения в ГКН о границах отсутствуют.
По факту выявленных нарушений в адрес главы администрации МО Колокшанское Собинского района Собинским межрайонным прокурором было внесено представление (л.д. 14-17).
Из ответа главы администрации МО Колокшанское Собинского района от 16.08.2019 NN, направленного в адрес прокурора, следует, что в данный момент проводится постановка на кадастровый учет дорог, расположенных в пределах границ МО Колокшанское кадастровым инженером Л Данная работа будет проводиться до конца 2019 года. Пока работы по постановке на кадастровый учет дорог не завершены, не представляется возможным включить их в реестр муниципальной собственности (л.д. 18). Доказательств исполнения требования прокурора не представлено.
Поскольку обязанность ведения реестров муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством возложена на орган местного самоуправления, следовательно, администрация МО Колокшанское Собинского района обязана сформировать и поставить на кадастровый учет земельные участки под дорогами общего пользования местного значения МО Колокшанское.
Постановка на кадастровый учет земельных участков под дорожными сооружениями (дорогами) способствует повышению эффективности управления недвижимым имуществом, в местах пересечения коммуникаций и объектов транспортной инфраструктуры, что, безусловно, связано с обеспечением безопасности дорожного движения.
Суд, оценив по правилам ст. 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, проанализировав вышеприведенный комплекс правовых норм, установил, что бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, занимаемых автомобильными дорогами, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления Собинского межрайонного прокурора.
По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Организация и обеспечение проведения работ по постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под дорожными сооружениями (дорогами), предусматривает наличие в бюджете средств на указанные цели, что требует внесения корректировок в бюджет 2019 года либо включение данных расходных обязательств в бюджет следующего года, а также требует временных затрат, связанных с непосредственным производством необходимых работ.
С учетом изложенного суд признает необходимым установить администрации МО Колокшанское Собинского района срок для проведения работ по постановке на кадастровый учет земельных участков, используемых под дорожными сооружениями (дорогами), включенными в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО Колокшанское Собинского района, утвержденных постановлением администрации МО Колокшанское Собинского района от 23.08.2011 года NN, по 1 июня 2021 года включительно.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Собинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию МО Колокшанское Собинского района Владимирской области в срок по 1 июня 2021 года включительно провести работы по постановке на кадастровый учет земельных участков под дорожными сооружениями (дорогами), включенными в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО Колокшанское Собинского района Владимирской области, утвержденный постановлением администрации МО Колокшанское Собинского района Владимирской области от 23.08.2011 NN.
Об исполнении решения сообщить в Собинский городской суд и Собинскому межрайонному прокурору в течение одного месяца со дня его исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Дата принятия решения в окончательной форме – 23.12.2019