Дело № 2а-1509/20
25RS0005-01-2020-001276-04
Решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2020 года г. Владивосток
Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Лысенко Е.А.
при помощнике Дорошенко М.С.,
с участием помощника прокурора Первомайского района г. Владивостока Андреевой А.А., представителя административного истца администрации г. Владивостока ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Владивостока к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, уменьшении его размера,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Владивостока обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП УФССП России по Приморскому краю, УФССП России по Приморскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, уменьшении его размера, указывая, что 14.12.2018 судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю вынесено постановление о взыскании с администрации г. Владивостока в доход федерального бюджета исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Данное постановление вынесено в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного 04.12.2018 на основании исполнительного листа ФС №, выданного Первомайским районным судом г. Владивостока, предмет: обязать администрацию г. Владивостока организовать мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды, со сбором и вывозом в специально отведенные места, сбор отходов, мусора с земельного участка с кадастровым номером 25:28:030013:664, расположенного в районе <адрес> Администрация г. Владивостока полагает, что имеются существенные обстоятельства, позволяющие уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от его взыскания. Администрацией г. Владивостока принимались необходимые и достаточные меры, направленные на исполнение решения Первомайского районного суда г. Владивостока, в результате чего судебный акт исполнен в полном объеме. 16.04.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. Просит суд освободить администрацию г. Владивостока от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от 14.12.2018 №-ИП, либо уменьшить его размер до 37 500 руб.
Определением суда от 21.07.2020 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю ФИО6, Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования.
В судебном заседании прокурор полагал возможным уменьшить размер исполнительского сбора.
Согласно возражениям представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю должнику администрации г. Владивостока был установлен срок для добровольного исполнения решения суда – 5 дней. Однако в срок, установленный для добровольного исполнения, должник требования исполнительного документа не исполнил, доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, не предоставлено. По истечении пятидневного срока судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установлен новый срок для исполнения. Полагает, что административный истец не предоставил доказательств, подтверждающих принятие всех мер заботливости и осмотрительности, какие от него требовались по характеру обязательств и условиям делового оборота. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
В судебное заседание не явились административные ответчики, извещены судом о дате и времени судебного заседания, представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст.ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, прокурора исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ч. 1 ст. 1).
В соответствии с ч. 11 ст. 30 указанного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Исполнительский сбор в силу ст. 112 названного Федерального закона является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу указанной нормы исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
При этом, в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П и от 02.04.2015 № 654-О).
Этот вывод согласуется с положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
В судебном заседании установлено, что решением Первомайского районного суда г. Владивостока от 29.01.2018 административный иск прокурора Первомайского района г. Владивостока удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации г. Владивостока, выразившееся в непринятии мер по проведению мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды, со сбором, вывоз в специально отведенные места, сбор отходов, мусора. На администрацию г. Владивостока возложена обязанность организовать мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды, со сбором, вывоз в специально отведенные места, сбор отходов, мусора с земельного участка с кадастровым номером 25:28:030013:664, расположенного в районе <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным документам УФССП России по Приморскому краю возбуждено исполнительное производство от 04.12.2018 №-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным документам УФССП России по Приморскому краю от 14.12.2018 с должника администрации г. Владивостока взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Решение суда исполнено, 25.01.2019 судебному приставу-исполнителю направлено заявление о вынесении постановления об окончании исполнительного производства на основании п. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве». 16.04.2019, как следует из административного искового заявления, исполнительное производство №-ИП окончено в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
С учетом принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации с учетом характера совершенного правонарушения, суд приходит к выводу о возможности уменьшения размера исполнительского сбора до 37 500 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск администрации г. Владивостока удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству от 14.12.2018 №, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю от 14.12.2018, до 37 500 руб.
В удовлетворении административного искового требования администрации г. Владивостока об освобождении от уплаты исполнительского сбора отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.А. Лысенко
Мотивированный текст решения изготовлен 02.10.2020