№ 2-1842/2023
УИД: 91RS0008-01-2023-000049-81
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 февраля 2023 года г. Джанкой
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Логвинко Е.А.,
при секретаре Малуша В.А., помощнике судьи Гострой Ю.А.,
с участием прокурора – Тищенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Джанкойского района Республики Крым, Управлению образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному «Стефановская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым о понуждении выполнить определенные действия,-
установил:
ДД.ММ.ГГГГ межрайонный прокурор Джанкойской межрайонной прокуратуры Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит обязать Администрацию Джанкойского района в срок не более трех месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию Муниципального бюджетного общеобразовательного «Стефановская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать Управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым в срок не более 1 месяца после выделения денежных средств обеспечить финансирование работ по оборудованию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Стефановская школа-детский сад» Республики Крым системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стефановская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым в течении 3 месяцев после поступления денежных средств установить системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму, об образовании выявлены нарушения, а именно, в учреждении отсутствует система видеонаблюдения и система и управления эвакуации либо автономные системы средства эксптренного оповещения. Денежные средства на проведение указанных работ, МБОУ «Стефановская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не выделены.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель администрации Джанкойского района Республики Крым ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против иска не возражала, однако просила продлить сроки выполнения требований прокурора.
Представитель Управления образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал, также просила продлить сроки выполнения требвоаний прокурора.
Представитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Стефановская школа-детский сад» Джанкойского района Республики ФИО9 не возражала против удовлетворения иска, пояснила, что при поступлении денежных средств, предписания будут выполнены.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Судом установлено, что по результатам проведенной проверки исполнения действующего законодательства Российской федерации о противодействии терроризму в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Джанкойского района, установлено, что в МБОУ «Стефановская школа-детский сад» мероприятия по антитеррористической защищенности образовательного учреждения выполнены не в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБОУ «Стефановская школа-детский сад» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, антитеррористической защищенности объектов образования (л.д.8-10).
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № на представление дан ответ, что все учреждения образования Джанкойского района Республики Крым имеют договор на охрану с помощью тревожной кнопки на время осуществления учебно-воспитательного процесса. Кроме того, за счет средств местного бюджета в ДД.ММ.ГГГГ были заключены контракты на обеспечение охраны в пунктах проведения экзаменов на период проведения государственной итоговой аттестации. Охрана и пропускной режим в общеобразовательных учреждениях осуществляется штатными работниками – сторожами, дежурным персоналом. Полномочия их определены согласно функциональным обязанностям и инструкциями. Во всех образовательных учреждениях усилен контрольно-пропускной режим. Охрана объектов осуществляется путем комплексного использования физических и технических сил и средств. В всех общеобразовательных учреждениях установлены арочные металлодетекторы, которые находятся в рабочем состоянии. В общеобразовательных учреждениях разработаны инструкции, в которых расписан порядок действий при срабатывании АМД. Администрацией Джанкойского района Республики Крым утверждена «дорожная карта» по выполнению мероприятий антитеррористической защищенности объектов в общеобразовательных учреждениях Джанкойского района Республики Крым, в соответствии с которой установка систем экстренного оповещения при возникновении угрозы террористической опасности во всех образовательных учреждениях района запланирована до конца ДД.ММ.ГГГГ за счет средств местного бюджета (л.д. 11-13).
Как следует из пояснений сторон, денежные средства до настоящего времени не выделены.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру РФ, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 41 Федерального закона о 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнения функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников в образовательных учреждениях.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма; 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; 10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; 11) недопустимость политических уступок террористам; 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В силу пунктов 6.1 и 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации от 05.10.2009 в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Кроме того, п.п. «е» п.21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические, которые предусматривают разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищённости объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащённости субъектов противодействия терроризму.
Согласно пп.2 ч.3 ст.28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами относится к компетенции образовательной организации.
Требования к антитеррористической защищённости образовательных организаций утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
В соответствии с п.п.«в» п.10 указанного Постановления в зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей: место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определённых условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006утверждены Требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В силу с п.5 указанных Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищённости объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно п.17 указанных Требований антитеррористическая защищённость объектов (территорий) обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищённости объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Запрет неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий); организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий); осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий); организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной деятельности.
Согласно п.24 Требований, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.8.2019 №1006, в целях обеспечения антитеррористической защищённости объектов (территорий), отнесённых к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения и иные мероприятия.
МБОУ «Стефановская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, учредителем является муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым.
Пунктами <данные изъяты>, <данные изъяты> Устава МБОУ «Стефановская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым» предусмотрено, что учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивает охрану жизни и здоровья, обучающихся и воспитанников в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Уставом Учреждения источником формирования имущества и денежных средств Учреждения являются: бюджетные ассигнования; регулярные и единовременные поступления от Учредителя; другие не запрещенные законодательством поступления. Детский сад самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет (п.5.2-5.6 Устава).
Собственником имущества детского сада является субъект Российской Федерации – Республика Крым, муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым. Имущество закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Суд соглашается с тем, что МБОУ «Стефановская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, местом массового пребыванием людей, в частности несовершеннолетних, а потому установление системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников образовательного учреждения, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, отвечает целям безопасности учащихся и преподавательского персонала, является одной из мер, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения на территорию учреждения.
Таким образом, отсутствие систем оповещения на территории образовательного учреждения нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасности пребывания в нем.
Суд соглашается с тем, что непринятие мер по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «Стефановская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым создает условия для наступления тяжких последствий в случае совершения террористических актов, что может повлечь массовую гибель людей, а также уничтожение имущества.
При этом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению системами оповещения на территории общеобразовательного учреждения, является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в данном случае – администрации Джанкойского района Республики Крым, как уполномоченного органа учредителя и собственника учреждения.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
Иск Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Джанкойского района Республики Крым, Управлению образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым, Муниципальному бюджетному общеобразовательному «Стефановская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым о понуждении выполнить определенные действия – удовлетворить.
Обязать Администрацию Джанкойского района в срок не более 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Стефановская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
обязать Управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым в срок не более 1 месяца после выделения денежных средств обеспечить финансирование работ по оборудованию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Стефановская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стефановская школа-детский сад» Джанкойского района Республики Крым в течении 3 месяцев после поступления денежных средств установить системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Джанкойский районный суд.
Мотивированный текст решения изготовлен 13.02.2023 года.
Председательствующий Е.А. Логвинко