№ 2-2509/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06.12.2018 г. г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Демченковой С.В., при секретаре Цыковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ООО "УК "Стандарт Сити" к Лоскутовой Ирине Анатольевне и Лоскутову Алексею Александровичу о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, пени, расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК "Стандарт Сити" обратилось в суд с иском к Лоскутовой И.А. и Лоскутову А.А. о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, пени, расходов по оплате государственной пошлины, указав, что ответчики совместно владеют жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В качестве управляющей организации было выбрано ООО "УК "Стандарт Сити", открыт лицевой счет №, предоставляются жилищно-коммунальные услуги.
За период с 01.01.2016 года по 31.05.2017 года должники не оплатили жилищные и коммунальные услуги, в связи с чем образовалась задолженность в размере 51 088, 57 руб.
Пени начисляются за период с 21.01.2016 года по 31.05.2017 года в размере 5 057, 52 руб.
На основании изложенного, просило взыскать с ответчиков солидарно в пользу истца сумму задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 51 088, 57 руб., пени за период с 21.01.2016 года по 31.05.2017 года в размере 5 057, 52 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 1 884 руб.
Истец ООО "УК "Стандарт Сити" своего представителя в судебное заседание не направило, извещено о дне слушания дела надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Лоскутова И.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что до ноября 2016 года оплата за содержание жилья и коммунальные услуги производилась в УК «Луч». В декабре 2016 года часть платежей была оплачена в УК «Луч». За январь-февраль 2017 года услуги не оплачивали, так как не знали, кому оплачивать. Оплата по выставленным услугам, начиная с марта 2017 года, производилась - ТСЖ «Балтийский». С декабря 2016 года оплаты за отопление, по электроснабжению ОДН, вывозу ТБО не было. Услуги по вывозу ТБО ООО "УК "Стандарт Сити" не оказывались. Мусор не вывозился, уборка подъездов, придомовой территории не производилась, ремонта подъезда не было.
Ответчик Лоскутов А.А. доводы Лоскутовой И.А. поддержал, пояснил, что они не знали, когда ООО «УК «Стандарт Сити» должно было приступить к своим обязанностям. Начиная с марта 2017 года, оплата производилась в ТСН ТСЖ «Балтийский». Все, что было выставлено в квитанциях, они оплачивали. В период с декабря 2016года по февраль 2017 года оплата производилась только на прямые поставки электроэнергии. Они платили ТНС «Энерго». Квитанций по ОДН не было, поэтому не оплачивали. До декабря 2016 года отопление оплачивали поставщику, были прямые поставки, которые потом прекратились. Полагал, что суммы, выставленные истцом по оплате водоотведения, горячей и холодной воды, отоплению, являются неправильными.
Третье лицо ТСН " ТСЖ Балтийский" своего представителя в судебное заседание не направило, о слушании дело извещено надлежащим образом.
Выслушав ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Разделом VIII ЖК РФ регламентирован порядок управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч.3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 1.3. указанной статьи деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного ч. 3 ст. 200 настоящего Кодекса случая.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 года (в ред. от 21.07.2014 ) подлежит лицензированию (пункт 51).
В соответствии со ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В силу п. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Часть 4 статьи 198 ЖК РФ указывает на то, что лицензиат имеет право осуществлять свою деятельность по управлению многоквартирным домом при внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО «УК «Стандарт Сити» на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, от 12.12.2015 года было избрано в качестве управляющей компании; утверждены условия заключения договора управления между ООО «УК «Стандарт Сити» и собственниками помещений указанного жилого многоквартирного дома; расторгнут договор управления, заключенный между собственниками помещений жилого дома и ООО УК «Луч» (л.д. 18-19).
Между тем, согласно сведениям ГЖИ Воронежской области ООО "УК "Стандарт Сити" 18.11.2016 года представило в ГЖИ Воронежской области заявление о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области в части включения сведений об управлении многоквартирным домом <адрес>. В результате проверки данного заявления ГЖИ Воронежской области принято решение № 69-05-22/292 от 01.12.2016 года о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области об управлении ООО "УК "Стандарт Сити" многоквартирным домом <адрес> (изменения внесены в реестр 01.12.2016 года) (л.д. 69).
Таким образом, ООО «УК «Стандарт Сити» было вправе осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, в том числе выставлять платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг, с 01.12.2016 года (л.д. 69).
В силу пункта 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг, и управляющая организация до заключения письменного договора вступает в фактические договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией. Кроме того, не исключена возможность выставления счетов ресурсоснабжающей организацией непосредственно гражданам. Оплата гражданами таких счетов в силу пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ признается выполнением собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией.
В пункте п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" дано разъяснение, что приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией (часть 6.2 статьи 155, часть 12 статьи 161 ЖК РФ). Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
Установлено, что 01.01.2017 года между ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» («РСО») и ООО «УК «Стандарт Сити» («Абонент») был заключен договор № ЖГ-1756 ресурсоснабжения для управляющей компании, в силу условий которого первый обязался поставлять Абоненту через присоединенные сети тепловую энергию на отопление и горячую воду, в том числе для многоквартирного <адрес> ( л.д. 209-219). Указанный договор является действующим до настоящего времени и никем не оспорен.
Материалы дела также свидетельствуют, что 01.01.2017 года между ПАО «ТНС энерго Воронеж» и ООО «УК «Стандарт Сити» был заключен договор энергоснабжения № 20/01/1732 в целях содержания общего имущества многоквартирного <адрес>, срок действия договора с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года (л.д. 220-224).
Кроме того, 09.02.2017 года между ООО «УК «Стандарт Сити» и ООО «РВК-Воронеж» был заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения № 2002, согласно условиям которого датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.10.2014 года (л.д. 227-243).
Дополнительным соглашением от 22.03.2017 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в вышеуказанный договор. Соглашение действовало с 01.12.2016 года (л.д. 244).
Дополнительным соглашением от 02.06.2017 года указанный жилой дом из вышеназванного договора с 01.03.2017 года был исключен (л.д. 250).
Таким образом, установлено, что собственникам <адрес> поставлялись жилищно-коммунальные услуги по отоплению, горячему, холодному водоснабжению и водоотведению, электроснабжению общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Аналогичная норма содержится и в ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
На основании статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Собственники жилого помещения на основании ст. ст. 155 - 157 Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги по утвержденным в установленном порядке тарифам.
Согласно ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Также в силу ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает обязанность граждан при использовании жилищного фонда, в том числе жилых домов, независимо от форм собственности, своевременно производить оплату жилья и коммунальных услуг.
Из материалов дела усматривается, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в совместной собственности ответчиков на основании договора купли-продажи от 22.07.2014 года, что подтверждается выпиской из ЕГРПНИ (л.д. 11-12).
По указанному адресу открыт лицевой счет № на имя Лоскутовой И.А. Согласно информации о состоянии лицевого счета за период с января 2016 года по ноябрь 2017 года начислена к оплате сумма в размере 51 088, 57 руб., из которых: за водоотведение горячей воды – 1584, 68 руб., за водоотведение холодной воды - 3160, 25 руб., за вывоз ТБО – 3661, 80 руб., за лифт – 4308, 65 руб., за ОДН по ХВС без наличия ОДПУ – 11, 66 руб., за ОДН по ХВС для подогрева без наличия ОДПУ – 2, 24 руб., за отопление - 11220, 78 руб., за подогрев (начисление по ОДПУ) – 5 906, 99 руб., за содержание и ремонт помещений – 12 376, 85 руб., за техническое освидетельствование лифтов – 366, 18 руб., за ХВС для подогрева – 398, 85 руб., за ХВС – 1553, 36 руб., за холодную воду для горячей воды – 948, 47 руб., за холодное водоснабжение – 5498, 30 руб., за электроснабжение- 64, 26 руб., за электроснабжение ОДН – 25, 25 руб. (л.д. 13-17).
Предъявление своего иска ООО "УК "Стандарт Сити" мотивировало тем, что за период с 01.01.2016 года по 31.05.2017 года ответчики не оплатили жилищные и коммунальные услуги, в связи с чем образовалась задолженность в размере 51 088, 57 руб. Кроме того, в связи с неуплатой жилищных и коммунальных услуг, подлежат начислению пени за спорный период с 21.01.2016 года по 31.05.2017 года в размере 5 057, 52 руб.
Между тем, из материалов дела усматривается, что проверкой, проведенной ГЖИ Воронежской области 10.10.2016 года в отношении ООО "УК "Стандарт Сити" установлено, что ООО "УК "Стандарт Сити" до 01.12.2016 года выпускало платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного <адрес> в нарушение требований ч. 4 ст. 198 ЖК РФ (акт проверки 10.10.2016 года № 05-10/257). В связи с выявленными нарушениями, ООО "УК "Стандарт Сити" выдавалось предписание от 10.10.2016 года № 69-05-11/77, которое не было исполнено, в связи с чем в отношении ООО "УК "Стандарт Сити" был оформлен протокол № 05-11/142 от 02.12.2016 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 68).
В этой связи оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчиков задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2016 года по 30.11.2016 года не имеется.
Кроме того, факт заключения истцом договоров по оказанию услуг по вывозу ТБО, за лифт, техническое освидетельствование лифтов и факт оказания данных услуг за спорный период не нашли своего подтверждения.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Часть 2 ст. 162 ЖК РФ устанавливает, что по договору управления многоквартирным домом на управляющую организацию возлагается обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
С даты выбора новой управляющей организации прежняя управляющая компания утрачивает статус исполнителя коммунальных услуг, прекращает предоставлять коммунальные услуги и не вправе получать платежи от собственников помещений.
Установлено, что в соответствии с решением общего собрания собственников многоквартирного жилого <адрес>, оформленным протоколом общего собрания собственников жилых помещений № 1/2017 от 25.01.2017 года, для целей управления МКД было создано ТСН «ТСЖ Балтийский».
Согласно справке ТСН «ТСЖ Балтийский» № 138 от 27.08.2018 года, последний приступил к осуществлению деятельности по управлению многоквартирным домом <адрес> с 01.03.2017 года с выставлением в адрес потребителей платежных документов (л.д. 251).
В силу изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, а также собранные доказательства в их совокупности, принимая во внимание принадлежность ответчикам квартиры на праве совместной собственности, суд приходит к выводу о взыскании с ответчиков задолженности солидарно по следующим видам платежей:
- за январь 2017 года: водоотведение холодной воды – 189, 73 руб.; водоотведение горячей воды - 95,14 руб.; содержание и ремонт жилья – 728, 05 руб.; электроснабжение ОДН – 21, 78 руб.;
- за февраль 2017 года: водоотведение холодной воды – 189, 73 руб.; водоотведение горячей воды - 95,14 руб.; ОДН на ХВС без ОДПУ – 2, 49 руб.; отопление – 6 891, 98 руб.; подогрев на ОДПУ – 2328, 69 руб.; содержание и ремонт жилья – 728, 05 руб.; холодная вода для горячей воды – 471, 26 руб.;
- за март 2017 года: ОДН по ХВС без ОДПУ – 4, 73 руб.; ОДН по ХВС для подогрева без ОДПУ – 2, 24 руб.; отопление - 2 565, 07 руб.; подогрев на ОДПУ – 1194, 35 руб.; холодная вода для горячей воды – 159, 07 руб., электроснабжение ОДН – 25, 25 руб.;
- за апрель 2017 года: ОДН по ХВС без ОДПУ – 2, 32 руб.; отопление - 1763, 73 руб.; подогрев на ОДПУ – 1170,76 руб.; холодная вода для горячей воды – 159, 07 руб.;
- за май 2017 года: подогрев на ОДПУ – 1213,14 руб.; холодная вода для горячей воды – 159, 07 руб.; а всего 20 160, 84 руб.
Из системного толкования ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Между тем, представленный истцом расчет пени за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (л.д. 7-10) произведен истцом за период с 20.01.2017 года по 05.03.2018 года и исчислен от не выплаченных, по мнению истца, ответчиками в срок сумм за указанный период, в том числе по тем услугам, факт оказания которых не нашел подтверждение в судебном заседании, в связи с чем не может быть положен в основу решения по делу. Иного расчета пени ответчиками не представлено и в материалах дела не содержится.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчиков пени за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг за период с 21.01.2016 года по 31.05.2017 года в размере 5 057, 52 руб.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, принимая во внимание частичное удовлетворение иска, с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию солидарно расходы по оплате госпошлины в размере 804, 82 руб. ((20 160, 84 -20 000)х3%+800) (л.д. 6).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать солидарно с Лоскутовой Ирины Анатольевны и Лоскутова Алексея Александровича в пользу ООО "УК "Стандарт Сити" задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 20 160, 84 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 804, 82 руб., а всего 20 965 руб. 66 коп.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Советский районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Демченкова С.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.12.2018 года.