Р Е Ш Е Н И Е
г. Жигулевск 17 июня 2022 года
Судья Жигулевского городского суда Самарской области Загарина О.М.,
с участием представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности администрации г.о.Жигулевск в лице Леоновой Н.В., действующей по доверенности,
должностного лица - государственного инспектора в области охраны окружающей среды НП «Самарская Лука» Чернышова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации г.о. Жигулевск на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды НП «Самарская Лука» ФИО №1 № от 05.05.2022 о привлечении юридического лица – администрации г.о. Жигулевск к административной ответственности, предусмотренной ст.8.39 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО №1 о назначении административного наказания № от 05.05.2022, юридическое лицо – администрации г.о. Жигулевск признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, выразившемся в нарушении правил установленного режима охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемой природной территории - ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука», а именно в организации осуществления 14.04.2022 года в 11.00 час. социально-экономической деятельности хозяйствующим субъектом на участке дороги вдоль улицы набережной <адрес> выразившейся в обустройстве зоны отдыха и в проведении земляных работ в отсутствие разрешения федерального органа исполнительной власти Минприроды России.
Не согласившись с указанным постановлением, юридическое лицо – администрация г.о.Жигулевск обратилась в суд с жалобой, согласно которой просит обжалуемое постановление изменить, признать действия юридического лица малозначительными, либо снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа с применением ч.3 ст.4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель привлекаемого лица – Леонова Н.В. просила жалобу удовлетворить по следующим основаниям. В соответствии с Письмом Минприроды России от 23.09.2021 № «По вопросу согласования СЭД» для принятия решения о согласовании социально- экономической деятельности на территории национального парка (его охранной зоны) необходимо представить в Минприроды России выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, объекты капитального строительства, расположенные на указанном земельном участке (при их наличии).
В рамках муниципального контракта №_94224 от 06.09.2021, заключенного между МКУ «ЖигулевскСтройЗаказчик» и АО «Балтийская Строительная Компания», на выполнение работ по ремонту дорог местного значения городского округа Жигулевск <адрес>) выполнялись работы по благоустройству прилегающей к автомобильной дороге по <адрес> городского округа Жигулевск территории.
В соответствии с п.2 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории.
Проект планировки и межевания территории в границах села Ширяево городского округа Жигулевск утвержден постановлением администрации городского округа Жигулевск от 24.12.2021 №.
Таким образом, образовать земельный участок, на котором осуществлено благоустройство, до утверждения проекта планировки и межевания не представлялось возможным, в связи с чем отсутствовала возможность обращения в Минприроды России по вопросу согласования социально-экономической деятельности.
Социально-экономическая деятельность по благоустройству и ремонту дорог местного значения с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, городской округ Жигулевск, <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером № согласовано Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (протокол заседания Комиссии от 04.10.2021 №). Просила применить положения ст.2.9 КоАП РФ, признав правонарушение малозначительным, а в случае, если суд не найдет оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ, просила учесть, что бюджет городского округа Жигулевск 2022 год сформирован с дефицитом в размере 64 197 тыс. рублей. Одним из источников финансирования дефицита являются муниципальные заимствования. Муниципальный долг по состоянию на 01.05.2022 составляет 140 099 800,00 руб. В связи с изложенным просила применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Чернышов Н.В. с доводами жалобы не согласился, просил постановление от 05.05.2022 в отношении администрации г.о. Жигулевск по ст.8.39 КоАП РФ оставить без изменения, не усматривая оснований для признания указанного правонарушения малозначительным. В части применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ полагался на усмотрение суда. Пояснил, что в соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. На момент проведенной им проверки, администрацией г.о Жигулевск согласование на проведение работ на указанном участке получено не было.
Исследовав представленные материалы и материалы дела об административном правонарушении, выслушав должностных лиц ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», суд приходит к следующему.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.39. КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее Федеральный закон № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 года № 161 «О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука».
В соответствии с п.п. а, б ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений.
В соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона РФ № 33-ФЗ, с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории соответствующих национальных парков и охранных зон.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 14 апреля 2022 года в 11 час. 00 мин. В ходе патрулирования территории национального парка «Самарская Лука» в границах Волжского участкового лесничества установлено, что по адресу <адрес> вдоль улицы набережной обустроена зона отдыха. В данной зоне размещены лежаки, лавочки, навесы, установлено барьерное ограждение. Вся территория для отдыха замощена тротуарной плиткой. Данные признаки указывают на осуществление социально-экономической деятельности хозяйствующим субъектом данного земельного участка.
По состоянию на 14.04.2022 в ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» отсутствует информация о наличии согласования социально-экономической деятельности, осуществляемой по указанному адресу с федеральным органом исполнительной власти Минприроды России, а также о выданном разрешении на проведение земляных работ.
Эти фактические обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 18 от 27.04.2022, актом обследования земельного участка набережная <адрес> г.о Жигулевска от 14.04.2022, фотоматериалами, иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к убеждению, что представленные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными, не противоречат друг другу, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, составлены полномочными должностными лицами, а в целом являются достаточными для объективного вывода о виновности администрации г.о. Жигулевск в совершении указанного административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия юридического лица – администрации г.о. Жигулевск по ст. 8.39 КоАП РФ квалифицированы правильно, как нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
Состав данного правонарушения является формальным, и не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия. Деяние считается оконченным в момент реализации объективной стороны, которая выражается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Вопреки доводам жалобы, каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы о виновности администрации г.о. Тольятти в инкриминируемом правонарушении, в жалобе заявителя не приведено.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные статьей 24.5. КоАП РФ, отсутствуют.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5. КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается. Нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности не установлено, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Пунктом 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Таким образом, с учетом изложенного, в рассматриваемом случае при оценке размера назначаемого наказания, приняв во внимание степень общественной опасности совершённого административного правонарушения, наличие смягчающих обстоятельств указанных в постановлении, а также конкретных обстоятельств дела, тяжелого финансового положения администрации г.о. Жигулевск и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица возможно назначение юридическому лицу – администрации г.о.Жигулевск административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 8.39 КоАП РФ, суд считает, что размер административного штрафа, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, не сопоставим с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями.
При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» ФИО №1 от 05 мая 2022 года № подлежит изменению путем назначения администрации г.о. Тольятти по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Оснований для признания постановлений незаконными не имеется, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, предусмотрено, что учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке (в том числе при оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности).
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст.ст. 30.8, КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление № от 05 мая 2022 года заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды НП «Самарская Лука» ФИО №1 о привлечении администрации г.о. Жигулевск к административной ответственности, предусмотренной 8.39 КоАП РФ – изменить, снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 200000 руб. (двести тысяч), жалобу представителя администрации г.о. Жигулевск удовлетворить частично.
В остальной части постановление № от 05 мая 2022 года заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды НП «Самарская Лука» ФИО №1 оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд Самарской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Жигулевского городского суда Загарина О.М.