Дело № 2-1267/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2016 г. г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Дашидондуковой Э.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шестаковой Е. В. к АО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК-Сибири»-«Бурятэнерго» о признании незаконными действий по установке прибора учета электроэнергии, по начислению платы за электроэнергию, обязании прекратить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды, обязании произвести перерасчет платы, начисленной за потребленную электрическую энергию за общедомовые нужды.
УСТАНОВИЛ:
Шестакова Е.В. обратилась в суд с иском к ответчикам, указывая, что в многоквартирном доме по <адрес> ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго»установлен общедомовой прибор учета и расчет оплаты за потребленную электроэнергию АО «Читаэнергосбыт», производится по показаниям данного прибора учета. При этом приказом Министерства регионального развития РФ от <дата> №, изданным в соответствии с п.п. «г» п. 4 Постановления Правительства РФ от <дата> № утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета. На момент установки общедомового прибора учета внутридомовые инженерные системы в здании дома не обследовались, не проверялась техническая возможность монтажа инженерного оборудования, соответствующий акт не составлялся, жильцами дома не подписывался. Кроме того, общедомовой прибор учета установлен в нарушение всех норм права, а именно, установлен в отсутствие собственника энергопринимающего устройства, в доме не выбран способ управления, а большая часть квартир находится в собственности жильцов, то и акт допуска должны были подписывать именно жители всего дома, ОДПУ установлен не в границах балансовой и эксплуатационной ответственности. Дом <дата> постройки, с момента ввода в эксплуатацию ремонт внутридомовых инженерных систем не проводился, электропроводка требует замены. Таким образом, прибор учета был установлен ОАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» незаконно, в связи с чем он не может быть использован ОАО «Читаэнергосбыт» при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды. Просила суд признать действия ОАО «МРСК Сибири»- «Бурятэнерго» по установке прибора учета электроэнергии в качестве общедомового незаконным, признать действия «Читаэнергосбыт» по начислению платы за электроэнергию на основании показаний прибора учета, установленного ОАО «МРСК Сибири»- «Бурятэнерго» незаконными, обязать ОАО «Читаэнергосбыт» прекратить производить начисление платы за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды по установленному ОАО «МРСК Сибири»- «Бурятэнерго» прибору учета, обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы, начисленной за потребленную электрическую энергию истцу за общедомовые нужды с <дата>.
В судебном заседании истец Шестакова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что она являлась собственником квартиры по адресу <адрес> <дата> <дата> года по <дата>. В <дата> она продала квартиру и по данному адресу больше не проживает. Полагает, что прибор учета на общедомовые нужды по <адрес> был установлен неправомерно, так прибор учета был установлен на электроопоре, от которой к дому идет электрический кабель, в связи с чем, имеются потери электроэнергии, которые должны оплачивать жильцы дома. Кроме того, дом является старым, состояние электрических сетей в нем не проверялось, прибор учета был установлен без присутствия жильцов дома. В доме имеются места общего пользования-подъезды, в которых горит одна лампочка. До <дата> начисление ОДН её устраивало, начислялись небольшие суммы, однако затем стали начисляться большие суммы, начисление дошло до <руб.коп.> в месяц. Она и другие жильцы дома обращались устно и с заявлениями в Читаэнергосбыт по вопросу завышенных начислений. Знает, что возможно происходит воровство электроэнергии, знает кто занимается этим. В настоящее время она собственником квартиры не является, однако с неё требуют оплатить начисления за прошлый период, в связи с чем она решила обратиться в суд.
Представитель АО «Читаэнергосбыт» по доверенности Молдаханова О.С. исковые требования не признала, суду пояснила, что ОАО «Читаэнергосбыт» с <дата> был присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Республики Бурятия и организацией были приняты на обслуживание все потребители предыдущего гарантирующего поставщика ОАО «МРСК-Сибири»- «Бурятэнерго». На момент принятия потребителей многоквартирный жилой дом по <адрес> уже был оборудован общедомовым прибором учета, вся информация по его допуску была передана предыдущим гарантирующим поставщиком. Дом является многоквартирным, соответственно на основании ранее установленного прибора учета жителям дома производится начисление оплаты по электроэнергии за общедомовые нужды в соответствии с формулой 12 Правил предоставления коммунальных услуг. Процедуру установки и допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии выполнил предыдущий гарантирующий поставщик, действующее законодательство не содержит требований о повторной процедуре ввода в эксплуатацию прибора учета в случае смены гарантирующего поставщика. После подачи иска в суд и предоставления Шестаковой документов подтверждающих, что она не является собственником квартиры, начисление на общедомовые нужды ей не производится.
Представитель ОАО «МРСК-Сибири»-«Бурятэнерго» по доверенности Яроцкая Т.В. в судебном заседании считала заявленные исковые требования не обоснованными, суду пояснила, что в соответствии с нормами Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» собственники многоквартирных домов обязаны были оснастить дома приборами учета до <дата> в противном случае сетевая или энергоснабжающая организации обязаны были самостоятельно установить и вести приборы учета в эксплуатацию. На основании этого, поскольку в доме на <адрес> такой прибор установлен не был, ПАО «МРСК-Сибири» являясь сетевой организацией в <дата> произвело установку прибора учета за свой счет. Установка прибора учета была произведена на опоре возле дома, поскольку возможно собственники квартир не пожелали, чтобы прибор учета был установлен на фасаде. Допуск прибора учета в эксплуатацию осуществлялся с участием представителей администрации поселка, поскольку на тот момент большинство квартир дома занимались по договору социального найма. Полагает, что увеличение начислений на общедомовые нужды жителям дома могло произойти в связи с тем, что происходило воровство электроэнергии, жильцами дома могли быть запитаны гаражи, другие строения возле дома.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 354 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг
Статья 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищный кодекс РФ в пункте 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Из исследованных материалов дела, пояснений истца, установлено, что истец Шестакова Е.В. являлась собственником <адрес>. Дом является многоквартирным в нем имеются места общего пользования
АО «Читаэнергосбыт» с <дата> является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Республики Бурятия, в том числе и в <адрес>.
ОАО «МРСК-Сибири» является сетевой организацией, а в период до <дата> являлась также гарантирующим поставщиком электроэнергии в том числе и на территории <адрес>.
<дата> сетевой организацией ОАО «МРСК-Сибири», к чьим сетям присоединено сетевое хозяйство многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> был установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета в указанном доме типа № что подтверждается актами от <дата>.
На основании показаний установленного <дата> прибора учета Шестаковой Е.В. как собственнику жилого помещения производилось начисление оплаты за общедомовое потребление электроэнергии по дому № <адрес>.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединительную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор в силу статьи 540 Кодекса считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединительной сети.
Обязанность абонента производить оплату потребленных энергоресурсов определена в статье 544 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с частью 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 354, которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды. Согласно п. 44 Правил, 44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона от <дата> N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до <дата> обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона от <дата> N 261-ФЗ С <дата> организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 12 ст. 13 Федерального закона от <дата> N 261-ФЗ до <дата> в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После <дата> (в отношении предусмотренных частью 5 настоящей статьи объектов в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Проанализировав вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на замену приборов учета электрической энергии, оформленное в виде соответствующего решения в случае если собственниками не были выполнены требования, установленные ч.5 ст. 13 Федерального закона от <дата> N 261-ФЗ.
Как установлено в ходе судебного разбирательства из пояснений истца, ответчиков собственниками жилых помещений в <адрес> каких либо мер к установке общедомового прибора учета в срок до <дата> не принималось, требование ч. 5 ст. 13 Федерального закона от <дата> N 261-ФЗ ими выполнены не были. В связи с чем доводы истца о том, что прибор учета общедомового потребления электроэнергии был установлен незаконно, без подписания акта жителями дома, судом не могут быть приняты во внимание.
Доводы истца Шестаковой о том, ОДПУ установлен не в границах балансовой и эксплуатационной ответственности суд считает также не обоснованными по следующим основаниям.
Так правилами оптового рынка электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1172 (ред. от <дата>) "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" предусмотрены особенности коммерческого учета электрической энергии на оптовом рынке, согласно которым объемы поставленной (потребленной) электрической энергии и мощности рассчитываются в порядке, определяемом договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, на основании результатов измерений, полученных с использованием средств измерений, требования к которым определяются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. При этом результаты измерений должны обеспечивать определение объемов поставленной (потребленной) электрической энергии на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка или потребителей (сетевых организаций), в интересах которых гарантирующий поставщик (энергосбытовая (энергоснабжающая) организация) осуществляет куплю-продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке, и иных участников оптового рынка. Для участников оптового рынка, использующих результаты измерений, полученных с использованием средств измерений, расположенных не на границе балансовой принадлежности, объемы поставленной (потребленной) электрической энергии рассчитываются в порядке, определенном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. При этом при наличии средств измерений сетевой организации, расположенных на границе балансовой принадлежности, такой порядок может предусматривать корректировку объема поставленной (потребленной) электрической энергии на величину разницы между объемом, определенным с использованием средств измерений сетевой организации, расположенных на границе балансовой принадлежности, и объемом, полученным с использованием средств измерений участника оптового рынка, расположенных не на границе балансовой принадлежности. Таким образом, установка прибора учета за пределами границ балансовой принадлежности не является основанием для признания незаконной установки ОДПУ, поскольку действующее законодательство предусматривая иные варианты решения спорных вопросов.
Доводы истца Шестаковой Е.В. о том, что на момент установки общедомового прибора учета внутридомовые инженерные системы в здании дома не обследовались, не проверялась техническая возможность монтажа инженерного оборудования суд считает также не состоятельными, поскольку обязанность поддержания общедомовых сетей в надлежащем техническом состоянии на сетевую компанию не возложено. Доказательств, подтверждающих ненадлежащее состояние внутридомовых сетей дома на момент установки прибора учета истцом не представлено.
Учитывая изложенное суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы истца Шестаковой Е.В. о том, что с <дата> начисление по прибору учета является завышенным, суд не может принять во внимание, поскольку данные обстоятельства в обоснование заявленных требований не указывались, а в соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 23 «О судебном решении» заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в настоящее время истец Шестакова Е.В. собственником <адрес> не является, соответственно взаимоотношения между ней как потребителем электрической энергии и АО «Читаэнергосбыт» отсутствуют, в связи с чем, у истца отсутствуют основания по предъявлению требований об обязании прекратить производить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шестаковой Е. В. к АО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК-Сибири»-«Бурятэнерго» о признании незаконными действий по установке прибора учета электроэнергии, по начислению платы за электроэнергию, обязании прекратить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды, обязании произвести перерасчет платы, начисленной за потребленную электрическую энергию за общедомовые нужды - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 03 сентября 2016 года.
Судья В.В.Атрашкевич