К делу № 2-1253/2024
23RS0012-01-2024-001179-38
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Горячий Ключ 30 июля 2024 года
Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Черникова О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Калустовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента ветеринарии Краснодарского края к Каракян В. И. о понуждении к выполнению требований ветеринарных правил и запрете содержания животных с нарушением требований ветеринарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
представитель Департамента ветеринарии Краснодарского края Хабаров А.С. обратился в суд с исковым заявлением к Каракян В.И. о понуждении к выполнению требований ветеринарных правил и запрете содержания животных с нарушением требований ветеринарного законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что Департаментом ветеринарии Краснодарского края рассмотрена информация ГБУ «Управление ветеринарии города Горячий Ключ» от ДД.ММ.ГГГГ №«...» с приложением результатов ветеринарного санитарного мониторинга (ВСМ) хозяйства Каракян В. И. по адресу: <адрес>, №«...». При проведении ВСМ по вышеуказанному адресу установлены факты несоблюдения обязательных требований ветеринарного законодательства при содержании с/х животных (свиней). ДД.ММ.ГГГГ из ГБУ «Управление ветеринарии города Горячий Ключ» поступила информация от ДД.ММ.ГГГГ №«...» с приложением результатов ветеринарного санитарного мониторинга (ВСМ) хозяйства Каракян В.И. по адресу: <адрес>, №«...». При проведении ВСМ по вышеуказанному адресу установлены факты несоблюдения обязательных требований ветеринарного законодательства при содержании с/х животных (свиней). На основании решений заместителя руководителя департамента ветеринарии Краснодарского края ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №«...» и от ДД.ММ.ГГГГ №«...» истцом в отношении ответчика было организовано и проведено два профилактических визита: 18.04.2023 года и 21.08.2023 года. Из письма ГБУ «Управление ветеринарии города Горячий Ключ» от ДД.ММ.ГГГГ №«...» установлено, что ответчиком ранее выявленные нарушения ветеринарных требований при содержании свиней, указанные в письмах от 29.03.2023 №«...» и от 31.07.2023 №«...», не устранены. Каракян В.И. не предоставила животных для ветеринарных обработок и диагностических исследований. Нарушение ветеринарных правил ответчиком, игнорирование обязанностей по осуществлению хозяйственных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных, может стать причиной возникновения и распространения заразных, в том числе, особо опасных и иных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), что причиняет вред (ущерб) охраняемым законом ценностям. В связи с чем, истец обратился в суд с требованиями о признании незаконным бездействия ответчика, осуществляющего деятельность по содержанию свиней по адресу: <адрес>; обязать ответчика Каракян В.И. обеспечить выполнение требований «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденных приказом Минсельхоза России от 21 октября 2020 года № 621, а именно: 1. Обеспечить изолированное, без выгульное содержание свиней, в соответствии с требованиями п. 5 «Ветеринарных правил содержания свиней»; 2. Определить площадку для хранения и биотермического обеззараживания навоза на территории хозяйства, в соответствии с требованиями п. 10 «Ветеринарных правил содержания свиней»; 3. Оборудовать вход в свиноводческое помещение приспособлением или устройством, обеспечивающим дезинфекцию подошвы обуви при входе и выходе из свиноводческого помещения (дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфекционными растворами, или ванночки с дезинфицирующими растворами, или оборудование для автоматической мойки и дезинфекции подошв обуви) в соответствии с требованиями п. 12 «Ветеринарных правил содержания свиней»; 4. Поголовье свиней подвергнуть маркировке и постановке на учет в государственной ветеринарной службе района, в соответствии с требованиями п. 18 «Ветеринарных правил содержания свиней»; 5. Поголовье свиней подвергнуть обязательным ветеринарным профилактическим обработкам и диагностическим исследованиям, в соответствии с требованиями п. 20 «Ветеринарных правил содержания свиней». Запретить ответчику Каракян В.И. содержать свиней до выполнения в полном объеме требований «Ветеринарных правил содержания свиней». Решение обратить к немедленному исполнению.
Представитель истца -Департамента ветеринарии Краснодарского края по доверенности Хабаров А.С. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Ответчик Каракян В.И. в судебное заседание не явилась по неизвестным причинам. О месте, дате и времени слушания дела была извещена своевременно и надлежащим образом.
Третье лицо — Глава администрации Суздальского сельского поселения Белай Е.И. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить, подтвердил факт нарушения действующего законодательства ответчиком.
Представитель ГБУ КК «Управление ветеринарии г. Горячий Ключ по доверенности Аужанов Ж.К. поддержал исковые требования, полагает, что они обоснованы и подлежит удовлетворению.
Учитывая, что ответчик извещался судом о месте, дате и времени судебного заседания, но в судебное заседание не явился, судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.
Изучив исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является осуществление государственного ветеринарного надзора.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Закона о ветеринарии ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.
В соответствии со ст. 18 Закона "О ветеринарии" ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения - производители этой продукции.
Владельцы животных и производители продукции животного происхождения обязаны:
- осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продукции животного происхождения, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
- соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с выращиванием и содержанием животных, производством, хранением продукции животного происхождения, ее переработкой и реализацией;
- предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по их требованию доступ к животным для осмотра и учета (за исключением доступа в жилые помещения, расположенные в пределах приусадебных земельных участков), немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
- до прибытия специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
- соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продукции животного происхождения;
- выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями;
- обеспечить маркирование животных, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 19.1 настоящего Закона;
- представлять сведения, необходимые для учета животных, лицам, осуществляющим учет животных, по перечню и в сроки, которые установлены ветеринарными правилами маркирования и учета животных, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 19.1 настоящего Закона.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона РФ от 14.05.1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Закона РФ от 14.05.1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, при идентификации и учете животных, при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок для животных, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности.
«Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утверждённые Приказом Минсельхоза России от 21.10.2020 N 621 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2020 N 60627) устанавливают требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации, требования к осуществлению мероприятий по карантинированию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 голов свиней включительно (хозяйства), а также содержащими более 1000 голов свиней (предприятие).
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 26.02.2001 N 129 "О департаменте ветеринарии Краснодарского края" департамент ветеринарии Краснодарского края является уполномоченным на осуществление части полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора в отношении граждан, осуществляющих исключительно на территории Краснодарского края деятельность, предметом которой являются разведение, выращивание, содержание животных, перемещение (в том числе перевозка и перегон) животных по территории Краснодарского края, оборот и убой животных на территории Краснодарского края, производство, переработка, хранение, реализация на территории Краснодарского края товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и их транспортировка по территории Краснодарского края.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Закона Краснодарского края от 08.06.2020 N 4300-КЗ "Об обеспечении ветеринарного благополучия на территории Краснодарского края" (принят ЗС КК 27.05.2020) в целях проведения на территории Краснодарского края мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, уполномоченный орган организует проведение ветеринарно-санитарного мониторинга. Ветеринарно-санитарный мониторинг - совокупность мероприятий по сбору, обработке, анализу, оценке информации о животных, случаях их заболевания и состоянии здоровья сельскохозяйственных животных и птицы.
Пунктом 2.1 «Порядка организации и проведения ветеринарного мониторинга на территории Краснодарского края», утверждённого приказом департамента ветеринарии Краснодарского края от 02.09.2020 N 309, учреждения осуществляют подготовку ежегодных планов проведения ветеринарно-санитарного мониторинга по муниципальным образованиям, в разрезе городских (сельских) поселений с учетом полного охвата всех хозяйств физических лиц, предназначенных для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных и птицы, находящихся на территории муниципального образования (Хозяйства), с периодичностью их посещения не реже одного раза в квартал (Планы).
Судом установлено, что Департаментом ветеринарии Краснодарского края рассмотрена информация ГБУ «Управление ветеринарии города Горячий Ключ» от 29.03.2023 № 134/23-02 с приложением результатов ветеринарного санитарного мониторинга (ВСМ) хозяйства Каракян В. И. по адресу: <адрес>
При проведении ВСМ по указанному адресу установлены факты несоблюдения обязательных требований ветеринарного законодательства при содержании с/х животных (свиней): 1. В хозяйстве содержится 2 голов свиней, свиньи содержатся совместно с крупным рогатым скотом, не обеспечено без выгульное содержание свиней; 2. Не оборудована площадка для хранения и биотермического обеззараживания навоза; 3. При входе в животноводческое помещение отсутствует приспособление или устройство, обеспечивающее дезинфекцию подошвы обуви при входе и выходе из свиноводческого помещения (дезинфекционный коврик, пропитанный дезинфекционными растворами, или ванночки с дезинфицирующими растворами, или оборудование для автоматической мойки и дезинфекции подошв обуви; 4. Поголовье свиней не идентифицировано, не состоит на учете в государственной ветеринарной службе района; 5. Поголовье свиней не подвергнуто обязательным ветеринарным профилактическим обработкам и диагностическим исследованиям.
31 июля 2023 года из ГБУ «Управление ветеринарии города Горячий Ключ» поступила информация от 31.07.2023 № 422/23-02 с приложением результатов ветеринарного санитарного мониторинга (ВСМ) хозяйства Каракян В.И. по адресу: <адрес> При проведении ВСМ по вышеуказанному адресу установлены факты несоблюдения обязательных требований ветеринарного законодательства при содержании с/х животных (свиней), а именно: 1. В хозяйстве содержится 5 голов свиней, свиньи содержатся совместно с крупным рогатым скотом, поросята содержатся совместно с птицей, не обеспечено без выгульное содержание свиней; 2. Не оборудована площадка для хранения и биотермического обеззараживания навоза; 3. При входе в животноводческое помещение отсутствует приспособление или устройство, обеспечивающее дезинфекцию подошвы обуви при входе и выходе из свиноводческого помещения (дезинфекционный коврик, пропитанный дезинфекционными растворами, или ванночки с дезинфицирующими растворами, или оборудование для автоматической мойки и дезинфекции подошв обуви; 4. Поголовье свиней не идентифицировано, не состоит на учете в государственной ветеринарной службе района; 5. Поголовье свиней не подвергнуто обязательным ветеринарным профилактическим обработкам и диагностическим исследованиям.
За вышеперечисленные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ.
Однако, в связи с вступлением в законную силу Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» организация внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и привлечения владельца животных к административной ответственности невозможны.
В связи с этим обратились в суд с исковыми требованиями по понуждению ответчика соблюдать законодательство в сфере ветеринарии.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Департамента ветеринарии Краснодарского края к Каракян В. И. о понуждении к выполнению требований ветеринарных правил и запрете содержания животных с нарушением требований ветеринарного законодательства – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ответчика, осуществляющего деятельность по содержанию свиней по адресу: <адрес>.
Обязать Каракян В. И. обеспечить выполнение требований «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденных приказом Минсельхоза России от 21 октября 2020 года №«...», а именно: 1. Обеспечить изолированное, без выгульное содержание свиней, в соответствии с требованиями п. 5 «Ветеринарных правил содержания свиней»; 2. Определить площадку для хранения и биотермического обеззараживания навоза на территории хозяйства, в соответствии с требованиями п. 10 «Ветеринарных правил содержания свиней»; 3. Оборудовать вход в свиноводческое помещение приспособлением или устройством, обеспечивающим дезинфекцию подошвы обуви при входе и выходе из свиноводческого помещения (дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфекционными растворами, или ванночки с дезинфицирующими растворами, или оборудование для автоматической мойки и дезинфекции подошв обуви) в соответствии с требованиями п. 12 «Ветеринарных правил содержания свиней»; 4. Поголовье свиней подвергнуть маркировке и постановке на учет в государственной ветеринарной службе района, в соответствии с требованиями п. 18 «Ветеринарных правил содержания свиней»; 5. Поголовье свиней подвергнуть обязательным ветеринарным профилактическим обработкам и диагностическим исследованиям, в соответствии с требованиями п. 20 «Ветеринарных правил содержания свиней».
Запретить содержание свиней Каракян В. И., осуществляющей деятельность по содержанию и разведению свиней по адресу: <адрес> до выполнения в полном объеме требований «Ветеринарных правил содержания свиней».
Решение обратить к немедленному исполнению.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий О.Ю.Черников