Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Гражданское дело № 2-210/2024
УИД № 43RS0043-01-2024-000256-82
г. Яранск 2 мая 2024 года
Яранский районный суд Кировской области в составе судьи Сырчиной Т.Ю., при секретаре Плотниковой Н.В.,
с участием помощника прокурора Яранского района Кировской области Шихалдиной Т.В., представителей ответчика Ямшитовой Е.И. и Шамшуровой М.А., представителя третьего лица – администрации Яранского муниципального района Кировской области по доверенности Бусыгиной Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яранского района Кировской области в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению детскому саду «Лучик» о возложении обязанности совершить определённые действия,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Яранского муниципального района Кировской области, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Советском районе,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Яранского района Кировской области просит возложить на МКДОУ детский сад «Лучик» м. Опытное Поле Яранского района Кировской области (ответчик) обязанность обеспечить устранение выявленных недостатков в пищеблоке детского сада, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: в нарушение СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утверждённых постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32, и СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, внутренняя отделка выполнена из материалов, не позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами в связи с тем, что стены свыше 1,5 метров и потолок побелены, плитка, используемая для отделки стен, отпала, конструкция окна не обеспечивает возможность проведения проветривания помещения в любое время года и чистку оконных стекол по мере их загрязнения, поскольку окно полностью не закрывается (щель), деревянная рама прогнила, краска отслоилась.
В судебном заседании помощник прокурора Яранского района Шихалдина Т.В. требование по иску поддержала.
Представители ответчика – и.о. заведующего Ямшитова Е.И. и по доверенности Шамшурова М.А. исковые требования не признали, пояснили, что в целях устранения нарушений главе Яранского района Трушковой А.А. направлено ходатайство о выделении денежных средств на устранение нарушений. Ремонтные работы будут проведены в каникулярное время, в период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>.
Представитель администрации Яранского муниципального района Бусыгиной Е.Л. указала, что исковое заявление удовлетворению не подлежит, поскольку по результатам профилактического визита, проведённого в январе 2024 года в отношении МКДУ детский сад «Лучик» Управлением Роспотребнадзора по Кировской области в Советском районе, в здании детского сада установлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения вынесено предписание № <...> от <ДД.ММ.ГГГГ> об устранении нарушений до <ДД.ММ.ГГГГ>. Администрация Яранского муниципального района, представляющая интересы муниципального образования Яранский муниципальный район – учредителя детского сада «Лучик», не наделена полномочиями по выделению денежных средств, не предусмотренных решением о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. МКДОУ детским садом «Лучик» направлено ходатайство в администрацию Яранского района о выделении денежных средств для исполнения предписания Роспотребнадзора. В целях исполнения предписания планируется выделение денежных средств (ассигнований) бюджетом района на указанные мероприятия. Таким образом, в настоящее время вопрос по устранению выявленных нарушений урегулирован. Кроме того, прокуратурой Яранского района указанные в иске нарушения взяты из акта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Советском районе, составленного управлением по компетенции с вынесением предписания. Требования прокурора являются незаконными, превышающими полномочия, установленные Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> явку в суд своего представителя не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещён, мнение на иск не представил.
Дело рассмотрено в отсутствие территориального отдела в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В пункте 3 части 4 статьи 41 указанного Федерального закона закреплено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (СП № 28).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (СанПин № 32).
В соответствии с п. 2.16. СанПин № 32 внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений предприятий общественного питания должна быть выполнена из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, и не иметь повреждений.
В соответствии с п. 2.7.2, 2.8.3 СП № 28 конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года (за исключением детских игровых комнат, размещаемых в торгово-развлекательных культурно-досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения); остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения.
Согласно уставу МКОДОУ детский сад «Лучик» м. Опытное Поле Яранского района Кировской области (п.п.1.4 - 1.9) обладает правами юридического лица, имеет на оперативном финансовом управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовом управлении администрации района Кировской области, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Детский сад от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с федеральными законами.
Детский сад имеет организационно-правовую форму – муниципальное казенное учреждение, по типу образовательной организации является дошкольной образовательной организацией.
Детский сад является некоммерческой образовательной организацией, созданной в целях обеспечения и реализации, предусмотренных законодательством полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств муниципального бюджета на основании бюджетной сметы.
Юридическим и фактическим адресом детского сада является: <адрес>.
Учредителем Детского сада является муниципальное образование Яранский муниципальный район Кировской области, функции и полномочия учредителя ОУ от имени муниципального образования Яранский муниципальный район Кировской области осуществляет администрация Яранского муниципального района Кировской области. Функции и полномочия собственника имущества ОУ от имени муниципального образования Яранский муниципальный район Кировской области осуществляет управление по делам муниципальной собственности Яранского района.
Согласно информации, поступившей в прокуратуру Яранского района Кировской области от территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Советском районе, в ходе планового профилактического визита <ДД.ММ.ГГГГ> установлены нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе: внутренняя отделка пищеблока выполнена из материалов, не позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, стены выше 1,5 метра и потолок побелены, плитка, используемая для отделки стен, местами отпала, конструкция окна пищеблока не обеспечивает возможность проветривания помещения в любое время года и чистку оконных стекол по мере их загрязнения: окно полностью не закрывается (щель), деревянная рама прогнила, краска отслоилась.
<ДД.ММ.ГГГГ> специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Советском районе Токаевой У.Н. в адрес ответчика вынесено предписание об устранении указанных нарушений в срок до <ДД.ММ.ГГГГ>.
<ДД.ММ.ГГГГ> в адрес заведующего МКДОУ детский сад «Лучик прокурором Яранского района Кировской области также вынесено представление об устранении нарушений законодательства об организации питания несовершеннолетних, в котором содержится требование рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры, незамедлительно принять действенные меры к устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, недопущению подобных нарушений, о результатах рассмотрения представления сообщить в месячный срок со дня его вынесения.
В ответе на представление прокурора исполняющая обязанности заведующего МКДОУ детского сада «Лучик» Ямшитова Е.И., в частности, сообщила, что внутренняя отделка помещений и замена конструкции окна пищеблока будут приведены в надлежащее состояние в срок до <ДД.ММ.ГГГГ>.
Учитывая, что прокурором приведены доказательства и ответчиком не оспорен факт наличия указанных выше нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска.
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком решения до <ДД.ММ.ГГГГ>.
Довод представителя администрации Яранского муниципального района Кировской области о превышении прокурором полномочий, установленных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашёл.
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22 этого же закона).
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, при этом само по себе представление прокурора не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностные лица устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путём специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путём обращения в суд.
Таким образом, оснований для отказа в иске по доводам представителя администрации Яранского муниципального района Кировской области не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░» ░. ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░ ░░ <░░.░░.░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░,
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ <░░.░░.░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░