Дело № 2а-5618/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2019 года г. Новосибирск
Ленинский районный суд города Новосибирска в составе судьи Ветошкиной Л.В.,
при секретаре судебного заседания Елисеевой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шереметьевой Светланы Евгеньевны к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края о признании недействительным требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась с вышеуказанным иском, в котором просила признать недействительными требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вынесенные Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока на общую сумму 149235,65 руб.:
№ от 07.06.2011 года на сумму 12506,27 руб.,
№ от 30.03.2012 г. на сумму 17475,02 руб.,
№ от 28.01.2013 г. на сумму 19613,36 руб.,
№ от 03.02.2014 г. на сумму 40627,05 руб.,
№ от 21.03.2014 г. на сумму 2204,22 руб.,
№ от 27.01.2015 г. на сумму 28859,37 руб.,
№ от 26.02.2015 г. на сумму 1694,03 руб.,
№ от 01.04.2016 г. на сумму 23012,33 руб.
№ от 24.06.2016 на сумму 3244,00 руб.
В обосновании своих требований истец указала, что 11.03.2004 года на территории Ленинского района г. Владивостока была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Деятельность с момента регистрации не осуществляла.
С 2006 года проживает в г. Новосибирске, предпринимательскую деятельность не осуществляла. 7 декабря 2016 года в ЕГРИП внесена запись о прекращении предпринимательской деятельности.
На день прекращения предпринимательской деятельности задолженности не числилось, поскольку сотрудником УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска были выданы квитанции для оплаты всей суммы задолженности. 02.12.2016 года была произведена оплата задолженности по страховым взносам и пени в полном объеме.
Учетное дело было передано из УПФР по Ленинскому району г. Владивостока в УПФР по Ленинскому району г. Новосибирска лишь в июле 2016 года.
Согласно штампа в паспорте, 10.07.2008 г. истец снята с регистрационного учета по адресу: <адрес> и зарегистрирована по адресу: <адрес>
Согласно свидетельства о расторжении брака от 25.07.2006 г., 19 декабря 2005 года после расторжения брака присвоена фамилия Шереметьева.
Данные сведения ни от кого не скрывались, официальная регистрация их изменения проводилась соответствующими органами.
Статьей 25.1 Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьями 19, 20, 22 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (действовавших на момент правоотношений, далее закон № 164-ФЗ. закон № 212-ФЗ), установлен порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, в соответствии с которыми, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется территориальным органе Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю по месту его учета. Указанное требование может быть передано руководителю (законному ил уполномоченному представителю) организации или индивидуальное предпринимателю (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
Оспариваемые требования об уплате недоимки по страховым взносам в адрес истца не направлялись.
ОПФР по Приморскому краю в ответе на жалобу полагает, что истец, как плательщик страховых взносов, была проинформирована о наличие задолженности путем направлением требований по адресу: <адрес>
Требования об уплате недоимки по страховым взносам, направленные на имя Поповой С.Е. по адресу регистрации: <адрес> считает ненадлежащим уведомлением плательщика страховых взносов о наличии задолженности и нарушающими её права на возможность своевременно ознакомления с документами и материалами по взысканию задолженности, что привело к несвоевременному снятию с регистрационного учета и начислению страховых взносов и пени за годы, в которых предпринимательская деятельность осуществлялась.
В судебном заседании истец доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, указала, что оспаривает именно требования, а не порядок направления данных требований.
Представители ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены, о причинах не явки суду не сообщили.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 226 КАС РФ:
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8).
Частью 9 данной статьи определено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, согласно части 11 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления деятельности.
Таким образом, основанием для удовлетворения исковых требований необходимо в совокупности два условия:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов административного истца
Судом установлено, что истец с 11.03.2004 года на территории Ленинского района г. Владивостока была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
С 2006 года проживает в г. Новосибирске. 7 декабря 2016 года в ЕГРИП внесена запись о прекращении предпринимательской деятельности.
Согласно штампа в паспорте, 10.07.2008 г. истец снята с регистрационного учета по адресу: <адрес> и зарегистрирована по адресу: <адрес>
Согласно свидетельства о расторжении брака от 25.07.2006 г., 19 декабря 2005 года после расторжения брака присвоена фамилия Шереметьева.
Учетное дело было передано из УПФР по Ленинскому району г. Владивостока в УПФР по Ленинскому району г. Новосибирска лишь в июле 2016 года.
Истцу были выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вынесенные Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока на общую сумму 149235,65 руб.:
№ от 07.06.2011 года на сумму 12506,27 руб.,
№ от 30.03.2012 г. на сумму 17475,02 руб.,
№ от 28.01.2013 г. на сумму 19613,36 руб.,
№ от 03.02.2014 г. на сумму 40627,05 руб.,
№ от 21.03.2014 г. на сумму 2204,22 руб.,
№ от 27.01.2015 г. на сумму 28859,37 руб.,
№ от 26.02.2015 г. на сумму 1694,03 руб.,
№ от 01.04.2016 г. на сумму 23012,33 руб.
№ от 24.06.2016 на сумму 3244,00 руб.
Права и обязанности, установленные Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонда Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закона о страховых взносах), с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, возникают у лица в силу факта регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, подтверждением которой является соответствующее свидетельство, выданное налоговым органом, и прекращаются по общему правилу с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве, факт получения индивидуальным предпринимателем дохода либо его отсутствие не влияет на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов; действующее законодательство не ставит уплату страховых взносов в зависимость от фактического осуществления деятельности (Определения от 23.09.2010 N 1189-О-О и от 12.05.2005 N 211-О), в связи с чем, ответчик, выставляя лицу, не исполнившему обязанность по своевременной уплате страховых взносов, соответствующие требования, действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий, без нарушения прав административного истца.
Так, пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", действовавшим на период спорных правоотношений, было установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В пунктах 1, 2 статьи 18 указанного Закона предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Обязанность плательщиков страховых взносов по правильному исчислению и своевременной уплате (перечислению) страховых взносов также устанавливалась пункте 1 части 2 статьи 28 указанного Закона.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в ПФР и в ФФОМС осуществляли в рассматриваемый период территориальные органы ПФР (статья 3 Закон о страховых взносах).
В силу части 2 статьи 16, части 3 статьи 25 Закона о страховых взносах последние за расчетный период подлежали уплате плательщиками взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года; за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начисляются пени.
Частью 3 статьи 18 Закона о страховых взносах регламентировалось, что взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.
Согласно части 14 статьи 19, части 1 статьи 20 Закона о страховых взносах взыскание страховых взносов за счет имущества производится при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика.
Частью 2 статьи 20 Закона о страховых взносах установлено, что решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о страховых взносах в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Принятию органом Пенсионного фонда Российской Федерации установленных ст. ст. 19, 20 Федерального закона N 212-ФЗ мер предшествует направление плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в порядке статьи 22 названного Закона, Федерального закона N 212-ФЗ. При этом само требование представляет из себя письменное извещение, переданное (направляемое) плательщику страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Истцом не представлено доказательств, что оспариваемые требования не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают её права и законные интересы, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления деятельности.
Направление вышеуказанных требований по старому адресу истца, не может служить основанием для признания данных требований не законными. Действия ответчика по направлению требований не по адресу регистрации и решений о взыскании недоимок, истцом не оспаривались.
Руководствуясь статьями ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шереметьевой Светланы Евгеньевны к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края о признании недействительным требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца после дня изготовления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 06 ноября 2019 года.
Судья/подпись/ Л.В. Ветошкина
Подлинник решения находится в материалах дела № 2а-5618/2019 Ленинского районного суда г. Новосибирска.
54RS0006-01-2019-009199-79