Дело № 2а-298/2022
РЈРР” 36RS0001-01-2021-004124-46
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
28 января 2022 года г. Воронеж
Железнодорожный районный СЃСѓРґ Рі. Воронежа РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Кривотулова Р.РЎ.
при секретаре Бухтояровой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Плотникова Бориса Анатольевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Плотников Р‘.Рђ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Департаменту имущественных Рё земельных отношений Воронежской области (далее - Р”РР—Рћ) Рѕ признании незаконным Рё отмене отказа РІ утверждении схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории РїРѕ адресу: Рі. Воронеж, СѓР». Лапшова, площадью 796 РєРІ.Рј., оформленного РІ РІРёРґРµ ответа РѕС‚ 14.10.2021 РіРѕРґР° в„– ....., возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем утверждения схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории РїРѕ <адрес>, площадью 796 РєРІ.Рј, образуемого путем перераспределения.
РЎРІРѕРё исковые требования мотивирует тем, что ему, Плотникову Р‘.Рђ., РЅР° праве собственности принадлежит земельный участок СЃ кадастровым номером 36:34:0107049:446, площадью 300 РєРІ.Рј, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>. РЎ заявлением РѕР± утверждении схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории для перераспределения СЃ землями государственной собственности РѕРЅ, Плотников Р‘.Рђ., обратился РІ Р”РР—Рћ, ответом которого ДД.РњРњ.ГГГГ в„– ..... ему было отказано РїРѕ тем основаниям, что земельный участок расположен РІ границах нормативной санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ кладбища (ориентировочно 60 метров РѕС‚ земельного участка СЃ кадастровым номером в„– ..... РїСЂРё этом согласно действующим СанПин РЅРµ допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые РґРѕРјР°, Р° также РґСЂСѓРіРёРµ территории СЃ нормируемыми показателями качества среды обитания. Формируемый РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ перераспределения земельный участок имеет изломанность границ. РљСЂРѕРјРµ указанного, РЅР° участке, схему расположения которого РїСЂРѕСЃРёР» утвердить заявитель, расположено нежилое строение, РЅРµ отраженного РІ представленной схеме, отсутствуют РєРѕРїРёРё правоустанавливающих или право удостоверяющих документов РЅР° указанное строение. Считая отказ незаконным, противоречащим положениям статей 11.9, 11.10 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, административный истец обратился СЃ РёСЃРєРѕРј РІ СЃСѓРґ.
Определением судьи Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 30.11.2021 года к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Роспотребнадзора по Воронежской области.
Определением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 12.01.2022 года, принятым в протокольной форме, к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено Управление главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж.
В судебном заседании представитель Плотникова Б.А. – Воронина М.В., действующая по доверенности, поддержала заявленные исковые требования, настаивала на их удовлетворении. Суду пояснила, что обоснованность мотивов отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не была доказана ответчиком в ходе рассмотрения дела и опровергается имеющимися доказательствами. Понятие изломанности границ не закреплено нормативно, экспертом установлено, что изломанности не имеется. Предполагаемый к формированию земельный участок расположен дальше санитарной зоны кладбища, а строение, которое изображено на фотоматериале, не являлось капитальным сооружением, потому его указание в плане не было необходимым, кроме того, в настоящее время данное сооружение отсутствует.
Представитель Р”РР—Рћ – Ушакова Р•.Рћ., действующая РїРѕ доверенности, возражала против удовлетворения РёСЃРєР°, поддержала РґРѕРІРѕРґС‹ письменных возражений, приобщенных Рє материалам дела. Пояснила, что Сѓ Р”РР—Рћ имелись основания Рє отказу РІ утверждении схемы расположения земельного участка, потому Плотникову Р‘.Рђ. обоснованно было отказано РІ утверждении схемы.
Представитель Управление главного архитектора Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж – Шитых Р®.Р., действующая РїРѕ доверенности, пояснила, что предполагаемый Рє формированию земельный участок имеет изломанность границ. Представила СЃСѓРґСѓ распечатку планшета территории.
Плотников Б.А., а также представитель Управление Роспотребнадзора по Воронежской области в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В своих письменных заявлениях просили суд о рассмотрении административного дела без своего участия.
Рзучив материалы дела, заслушав участвующих РІ рассмотрении дела лиц, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Р’ соответствии СЃ Законом Воронежской области в„– 217-03 РѕС‚ 30.12.2014 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж Рё исполнительных органов государственной расти Воронежской области», СЃ Положением Рѕ департаменте имущественных Рё земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области РѕС‚ 08.05.2009 в„– 365, Р”РР—Рћ определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия РїРѕ распоряжению земельными участками, право государственной собственности, РЅР° которые РЅРµ разграничено, находящимися РІ черте РіРѕСЂРѕРґР° Воронежа, Р° также земельными участками, находящимися РІ собственности области, РІ пределах Рё РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном действующим законодательством.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В силу п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
РР· материалов дела следует, что Плотникову Р‘.Рђ., РЅР° праве собственности принадлежит земельный участок СЃ кадастровым номером в„– ....., площадью 300 РєРІ.Рј, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>. РЎ заявлением РѕР± утверждении схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории Плотников Р‘.Рђ., РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ перераспределением, площадью 796 РєРІ.Рј, РїРѕ адресу: <адрес>, обратился РІ Р”РР—Рћ, указав РІ качестве приложений Рє заявлению РєРѕРїРёСЋ своего паспорта, Р° также РґРІРµ схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории РІ масштабе 1:500 Рё 1:2000, выписку РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕР± объекте недвижимости, ответ Управления Роспотребнадзора РїРѕ Воронежской области (Р».Рґ. 8-14, 15).
Ответом Р”РР—Рћ РѕС‚ 14.10.2021 РіРѕРґР° в„– ..... Плотникову Р‘.Рђ. отказано РІ утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения. Р’ качестве правового обоснования Рє отказу РІ ответе содержится ссылка РЅР° положения Рї. 6 СЃС‚. 11.9, Р° также РЅР° РїРї. 1 Рї. 16 СЃС‚. 11.10 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Департаментом РІ ответе указано, что РІ нарушение положений Рї. 6 СЃС‚. 11.9 Р—Рљ Р Р¤, Р° именно, что границы формируемого земельного участка изломаны, что противоречит приведенным нормам материального права. Р’ ответе также содержится указание РЅР° предполагаемый Рє формированию земельный участок расположен ориентировочно РІ шестидесяти метрах РѕС‚ земельного участка, используемого для размещения кладбища, тогда как согласно СанПин 2.2.1/2/1/1/1200-03 «Санитарно-защитные Р·РѕРЅС‹ Рё санитарная классификация предприятий, сооружений Рё иных защитных Р·РѕРЅ Рё санитарная классификация предприятий, сооружений Рё иных объектов», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 25.09.2007 РіРѕРґР° в„– 74, РЅРµ допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые РґРѕРјР°, Р° также РґСЂСѓРіРёРµ территории СЃ нормируемыми показателями качества среды обитания. Согласно ответу управления главного архитектора администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж (далее - УГА), адресованному Р”РР—Рћ РІ процессе межведомственного взаимодействия РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ поступившим заявлением Плотникова Р‘.Рђ., предполагаемый Рє формированию земельный участок имеет изломанность границ, также содержится ссылка РЅР° положения Рї. 6 СЃС‚. 11.9 Р—Рљ Р Р¤, устанавливающего ограничения, связанные СЃ образованием земельных участков СЃ подобными границами. Также РІ ответе УГА аналогичным образом содержится ссылка РЅР° приведенный СанПин. Рзложенные РІ ответе УГА иные недостатки РїСЂРё составлении схемы, РЅРµ нашли своего отражения РІ оспариваемом ответе Р”РР—Рћ.
Р’ ответ РЅР° межведомственный запрос, адресованный Р”РР—Рћ Управлением природных ресурсов Воронежской области, направлены акт проверки земельного участка, Р° также фотоматериалы фиксации предполагаемого Рє формированию земельного участка.
Согласно приведенному СанПин 2.2.1/2/1/1/1200-03, устанавливается санитарная зона для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбарии, сельских кладбищ.
РР· ответа УГА Рё представленных РІ С…РѕРґРµ рассмотрения дела его представителем доказательств РІРёРґРЅРѕ, что расстояние РѕС‚ земельного участка СЃ кадастровым номером 36:34:0107049:85 РґРѕ ближайшей точки границы земельного участка, предполагаемого Рє формированию РїРѕ улице <адрес>, площадью 796 РєРІ.Рј., составляет 60 метров. РР· схемы, подготовленной кадастровым инженером ......... в„– ..... РѕС‚ 18.01.2022 РіРѕРґР° (приложение в„– 3), следует, что расстояние РѕС‚ указанного земельного участка РґРѕ ближайшей точки границы земельного участка, предполагаемого Рє формированию, составляет 76,42 метра. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё РЅРµ имеет правового значения для дела необходимость точного определения указанного расстояния, поскольку приведенными доказательствами подтверждается расположение предполагаемого Рє формированию земельного участка РЅР° расстоянии более 50 метров РѕС‚ земельного участка для размещения кладбища, что соответствует требованиям СанПин 2.2.1/2/1/1/1200-03.
Более того, из ответа Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 28.06.2021 года на запрос Плотникова Б.А. следует, что в отношении кладбища «Репненское», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0107049:85, решения об установлении санитарно-защитной зоны Управлением не принималось (л.д. 18).
Учитывая приведенные доказательства, РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ РёС… оценки РІ совокупности, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ необоснованности отказа Р”РР—Рћ РІ части содержащейся РІ нем ссылки РЅР° приведенный СанПин 2.2.1/2/1/1/1200-03. РџРѕ этим основаниям СЃСѓРґ РЅРµ может согласиться СЃ доводами письменных возражений ответчика РІ указанной части, считая РёС… необоснованными Рё РЅРµ подтвержденными какими-либо убедительными доказательствами.
Между тем, как было указано ранее, основаниями к отказу послужили иные причины, в частности – изломанность границ земельного участка, а также не отражение в предоставленной схеме нежилого строения, на которое заявителем не было предоставлено правоустанавливающих документов.
Требования к схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее Требования).
Пунктом 4 указанного Приказа закреплено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Понятие сооружения приведено в пункте 23 части 1 статьи 2 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Так под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В ходе рассмотрения дела представитель истца пояснил, что отображенная на фотоматериале конструкция является временной и была предназначена для хранения стройматериала, опиралась одной частью на забор, не имела фундамента, в последствии была разобрана.
Между тем, на момент проведения Управлением природных ресурсов фото фиксации на месте указанная конструкция имелась, что не оспаривалось представителем истца и подтверждается фотоматериалом. По своему описанию, а также пояснениям представителя истца конструкция соответствует признакам, по которым ее следует отнести к сооружению – строительная система, имеющая наземную, надземную часть (стены, крыша) и предназначенная для выполнения хранения строительных материалов.
Предоставленное директором ООО «Геотехсервис» информационное письмо б отсутствии на момент составления схемы земельного участка сооружений, которые подлежали отражению на схеме, суд оценивает критически, поскольку письмо не содержит какого-либо правового или нормативного обоснования изложенных в нем выводов, с указанием характеристик сооружений, которые должны быть отражены на схеме, и отражение которых не требуется.
РљСЂРѕРјРµ того РЅРµ имеет правового значения то обстоятельство, что РЅР° момент рассмотрения дела указанное строение снесено, поскольку обжалуется конкретный отказ Р”РР—Рћ, принятый РїРѕ изложенным РІ нем основаниям, существовавшим РЅР° момент отказа.
РџСЂРё таких обстоятельствах Р”РР—Рћ правомерно было указано РІ отказе РЅР° несоответствие предоставленной схемы требованиям Рє ее подготовке СЃРѕ ссылкой РЅР° РїРї. 1 Рї.16 СЃС‚. 11.10 Р—Рљ Р Р¤, поскольку РЅР° предполагаемом Рє формированию земельном участке, РЅР° момент обращения СЃ заявлением РІ Р”РР—Рћ Рё Рє моменту принятия оспариваемого отказа было расположено строение, РЅРµ отраженное РІ представленной схеме.
РР· выписки Единого государственного реестра недвижимости РІ отношении земельного участка, принадлежащего Плотникову Р‘.Рђ. РЅР° праве собственности СЃ кадастровым номером в„– ....., площадью 300 РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, Р° также схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории РІ масштабе 1:500 РІРёРґРЅРѕ, что принадлежащий истцу РЅР° праве собственности земельный участок имеет изломанность (множество поворотных точек, тупые Рё острые углы).
Вместе с тем, в перечень юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для дела, не входит установление изначальных оснований и порядка формирования земельного участка с изломанными границами и принадлежащего Плотникову Б.А. на праве собственности, потому не имеет правового значения для административного дела постановка на кадастровый учет земельного участка с изломанными границами в целях определения наличия или отсутствия законности оснований к отказу по причине изломанности границ при согласовании схемы расположения земельного участка в связи с образованием земельного участка, путем перераспределения.
В обоснование заявленных исковых требований в ходе рассмотрения дела представителем истца суду был представлен оригинал экспертного исследования № ..... от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное экспертом .........
Р’ указанном заключении эксперт РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что формирование земельного участка согласно схемы, выполненной кадастровым инженером Р’.<адрес> РѕС‚ 03.09.2021 РіРѕРґР° РЅРµ РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє чересполосице, вкрапливанию, вклиниванию. Рксперт РІ сделанных РёРј выводах также отмечает, что любой участок имеет изломанность границ (углы поворота), однако РІ действующем законодательстве характеристики РЅР° изломанность границ РЅРµ установлены, Р° также РЅРµ установлено, какая изломанность границ РЅРµ позволяет формирование земельных участков. РџРѕ мнению эксперта конфигурация земельного участка позволяет его использование РІ соответствии СЃ назначением.
Между тем заключение эксперта, по мнению суда, не свидетельствует об отсутствии изломанности предполагаемого к формированию границ земельного участка. Как указал эксперт, характеристики на изломанность границ не установлены действующим законодательством, следовательно, данное понятие носит оценочный характер и в каждом конкретном случае определяется индивидуально, исходя из схемы земельного участка, количества и характеристик его поворотных точек. В этой связи суд приходит к выводу о невозможности определения экспертным способом наличие или отсутствие изломанности границ земельного участка, потому данное экспертное заключение суд оценивает критически, так как эксперт фактически вышел за пределы своей экспертной специальности, изложив в своем заключении правовые выводы.
Соблюдение принципов, закрепленных положениями земельного законодательства, позволяет организовать рациональное использование земель в целях совершенствования их распределения в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (абзац первый статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве").
Оспариваемый отказ содержит указания на конкретные недостатки вновь образуемого земельного участка, препятствующие рациональному использованию и охране земель.
РР· схем расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории РІ масштабах 1:500 Рё 1:2000 РІРёРґРЅРѕ, что образуемый земельный участок содержит множество поворотных точек, тупые Рё острые углы, что свидетельствует Рѕ правильности изложенных РІ оспариваемом Р”РР—Рћ отказе РІ формировании земельного участка СЃ изломанными границами. Приведенные мотивы Рє отказу СЃСѓРґ находит обоснованными Рё СЃ РЅРёРјРё соглашается.
Р’ ответе Р”РР—Рћ СЏСЃРЅРѕ Рё четко изложены основания для отказа, имеются ссылки РЅР° РЅРѕСЂРјС‹ материального права, отказ также был основан РЅР° ответе УГА, имеющимся РІ деле Рё РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ обоснованным представителем управления главного архитектора администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж.
Необоснованность отказа по одному из изложенных в нем оснований не может свидетельствовать о его необоснованности в целом, учитывая законность и обоснованность отказа по другим основаниям, о чем было указано в настоящем решении.
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В ходе рассмотрения дела ответчиком доказана законность и обоснованность отказа Плотникову Б.А. в утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, тогда как истцом и его представителем доводы ответчика и представленные им доказательства убедительными доказательствами не опровергнуты.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 62, 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Плотникова Бориса Анатольевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным и отмене отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, площадью 796 кв.м., оформленного в виде ответа от 14.10.2021 года № ....., возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, площадью 796 кв.м, образуемого путем перераспределения – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Воронежа.
Председательствующий СЃСѓРґСЊСЏ Кривотулов Р.РЎ.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.02.2022 года.
Дело № 2а-298/2022
РЈРР” 36RS0001-01-2021-004124-46
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
28 января 2022 года г. Воронеж
Железнодорожный районный СЃСѓРґ Рі. Воронежа РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Кривотулова Р.РЎ.
при секретаре Бухтояровой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Плотникова Бориса Анатольевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Плотников Р‘.Рђ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Департаменту имущественных Рё земельных отношений Воронежской области (далее - Р”РР—Рћ) Рѕ признании незаконным Рё отмене отказа РІ утверждении схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории РїРѕ адресу: Рі. Воронеж, СѓР». Лапшова, площадью 796 РєРІ.Рј., оформленного РІ РІРёРґРµ ответа РѕС‚ 14.10.2021 РіРѕРґР° в„– ....., возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем утверждения схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории РїРѕ <адрес>, площадью 796 РєРІ.Рј, образуемого путем перераспределения.
РЎРІРѕРё исковые требования мотивирует тем, что ему, Плотникову Р‘.Рђ., РЅР° праве собственности принадлежит земельный участок СЃ кадастровым номером 36:34:0107049:446, площадью 300 РєРІ.Рј, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>. РЎ заявлением РѕР± утверждении схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории для перераспределения СЃ землями государственной собственности РѕРЅ, Плотников Р‘.Рђ., обратился РІ Р”РР—Рћ, ответом которого ДД.РњРњ.ГГГГ в„– ..... ему было отказано РїРѕ тем основаниям, что земельный участок расположен РІ границах нормативной санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ кладбища (ориентировочно 60 метров РѕС‚ земельного участка СЃ кадастровым номером в„– ..... РїСЂРё этом согласно действующим СанПин РЅРµ допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые РґРѕРјР°, Р° также РґСЂСѓРіРёРµ территории СЃ нормируемыми показателями качества среды обитания. Формируемый РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ перераспределения земельный участок имеет изломанность границ. РљСЂРѕРјРµ указанного, РЅР° участке, схему расположения которого РїСЂРѕСЃРёР» утвердить заявитель, расположено нежилое строение, РЅРµ отраженного РІ представленной схеме, отсутствуют РєРѕРїРёРё правоустанавливающих или право удостоверяющих документов РЅР° указанное строение. Считая отказ незаконным, противоречащим положениям статей 11.9, 11.10 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, административный истец обратился СЃ РёСЃРєРѕРј РІ СЃСѓРґ.
Определением судьи Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 30.11.2021 года к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Роспотребнадзора по Воронежской области.
Определением Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 12.01.2022 года, принятым в протокольной форме, к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено Управление главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж.
В судебном заседании представитель Плотникова Б.А. – Воронина М.В., действующая по доверенности, поддержала заявленные исковые требования, настаивала на их удовлетворении. Суду пояснила, что обоснованность мотивов отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не была доказана ответчиком в ходе рассмотрения дела и опровергается имеющимися доказательствами. Понятие изломанности границ не закреплено нормативно, экспертом установлено, что изломанности не имеется. Предполагаемый к формированию земельный участок расположен дальше санитарной зоны кладбища, а строение, которое изображено на фотоматериале, не являлось капитальным сооружением, потому его указание в плане не было необходимым, кроме того, в настоящее время данное сооружение отсутствует.
Представитель Р”РР—Рћ – Ушакова Р•.Рћ., действующая РїРѕ доверенности, возражала против удовлетворения РёСЃРєР°, поддержала РґРѕРІРѕРґС‹ письменных возражений, приобщенных Рє материалам дела. Пояснила, что Сѓ Р”РР—Рћ имелись основания Рє отказу РІ утверждении схемы расположения земельного участка, потому Плотникову Р‘.Рђ. обоснованно было отказано РІ утверждении схемы.
Представитель Управление главного архитектора Администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж – Шитых Р®.Р., действующая РїРѕ доверенности, пояснила, что предполагаемый Рє формированию земельный участок имеет изломанность границ. Представила СЃСѓРґСѓ распечатку планшета территории.
Плотников Б.А., а также представитель Управление Роспотребнадзора по Воронежской области в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В своих письменных заявлениях просили суд о рассмотрении административного дела без своего участия.
Рзучив материалы дела, заслушав участвующих РІ рассмотрении дела лиц, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Р’ соответствии СЃ Законом Воронежской области в„– 217-03 РѕС‚ 30.12.2014 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж Рё исполнительных органов государственной расти Воронежской области», СЃ Положением Рѕ департаменте имущественных Рё земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области РѕС‚ 08.05.2009 в„– 365, Р”РР—Рћ определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия РїРѕ распоряжению земельными участками, право государственной собственности, РЅР° которые РЅРµ разграничено, находящимися РІ черте РіРѕСЂРѕРґР° Воронежа, Р° также земельными участками, находящимися РІ собственности области, РІ пределах Рё РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном действующим законодательством.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В силу п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
РР· материалов дела следует, что Плотникову Р‘.Рђ., РЅР° праве собственности принадлежит земельный участок СЃ кадастровым номером в„– ....., площадью 300 РєРІ.Рј, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>. РЎ заявлением РѕР± утверждении схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории Плотников Р‘.Рђ., РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ перераспределением, площадью 796 РєРІ.Рј, РїРѕ адресу: <адрес>, обратился РІ Р”РР—Рћ, указав РІ качестве приложений Рє заявлению РєРѕРїРёСЋ своего паспорта, Р° также РґРІРµ схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории РІ масштабе 1:500 Рё 1:2000, выписку РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕР± объекте недвижимости, ответ Управления Роспотребнадзора РїРѕ Воронежской области (Р».Рґ. 8-14, 15).
Ответом Р”РР—Рћ РѕС‚ 14.10.2021 РіРѕРґР° в„– ..... Плотникову Р‘.Рђ. отказано РІ утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения. Р’ качестве правового обоснования Рє отказу РІ ответе содержится ссылка РЅР° положения Рї. 6 СЃС‚. 11.9, Р° также РЅР° РїРї. 1 Рї. 16 СЃС‚. 11.10 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Департаментом РІ ответе указано, что РІ нарушение положений Рї. 6 СЃС‚. 11.9 Р—Рљ Р Р¤, Р° именно, что границы формируемого земельного участка изломаны, что противоречит приведенным нормам материального права. Р’ ответе также содержится указание РЅР° предполагаемый Рє формированию земельный участок расположен ориентировочно РІ шестидесяти метрах РѕС‚ земельного участка, используемого для размещения кладбища, тогда как согласно СанПин 2.2.1/2/1/1/1200-03 «Санитарно-защитные Р·РѕРЅС‹ Рё санитарная классификация предприятий, сооружений Рё иных защитных Р·РѕРЅ Рё санитарная классификация предприятий, сооружений Рё иных объектов», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 25.09.2007 РіРѕРґР° в„– 74, РЅРµ допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые РґРѕРјР°, Р° также РґСЂСѓРіРёРµ территории СЃ нормируемыми показателями качества среды обитания. Согласно ответу управления главного архитектора администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж (далее - УГА), адресованному Р”РР—Рћ РІ процессе межведомственного взаимодействия РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ поступившим заявлением Плотникова Р‘.Рђ., предполагаемый Рє формированию земельный участок имеет изломанность границ, также содержится ссылка РЅР° положения Рї. 6 СЃС‚. 11.9 Р—Рљ Р Р¤, устанавливающего ограничения, связанные СЃ образованием земельных участков СЃ подобными границами. Также РІ ответе УГА аналогичным образом содержится ссылка РЅР° приведенный СанПин. Рзложенные РІ ответе УГА иные недостатки РїСЂРё составлении схемы, РЅРµ нашли своего отражения РІ оспариваемом ответе Р”РР—Рћ.
Р’ ответ РЅР° межведомственный запрос, адресованный Р”РР—Рћ Управлением природных ресурсов Воронежской области, направлены акт проверки земельного участка, Р° также фотоматериалы фиксации предполагаемого Рє формированию земельного участка.
Согласно приведенному СанПин 2.2.1/2/1/1/1200-03, устанавливается санитарная зона для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбарии, сельских кладбищ.
РР· ответа УГА Рё представленных РІ С…РѕРґРµ рассмотрения дела его представителем доказательств РІРёРґРЅРѕ, что расстояние РѕС‚ земельного участка СЃ кадастровым номером 36:34:0107049:85 РґРѕ ближайшей точки границы земельного участка, предполагаемого Рє формированию РїРѕ улице <адрес>, площадью 796 РєРІ.Рј., составляет 60 метров. РР· схемы, подготовленной кадастровым инженером ......... в„– ..... РѕС‚ 18.01.2022 РіРѕРґР° (приложение в„– 3), следует, что расстояние РѕС‚ указанного земельного участка РґРѕ ближайшей точки границы земельного участка, предполагаемого Рє формированию, составляет 76,42 метра. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё РЅРµ имеет правового значения для дела необходимость точного определения указанного расстояния, поскольку приведенными доказательствами подтверждается расположение предполагаемого Рє формированию земельного участка РЅР° расстоянии более 50 метров РѕС‚ земельного участка для размещения кладбища, что соответствует требованиям СанПин 2.2.1/2/1/1/1200-03.
Более того, из ответа Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 28.06.2021 года на запрос Плотникова Б.А. следует, что в отношении кладбища «Репненское», расположенного на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0107049:85, решения об установлении санитарно-защитной зоны Управлением не принималось (л.д. 18).
Учитывая приведенные доказательства, РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ РёС… оценки РІ совокупности, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ необоснованности отказа Р”РР—Рћ РІ части содержащейся РІ нем ссылки РЅР° приведенный СанПин 2.2.1/2/1/1/1200-03. РџРѕ этим основаниям СЃСѓРґ РЅРµ может согласиться СЃ доводами письменных возражений ответчика РІ указанной части, считая РёС… необоснованными Рё РЅРµ подтвержденными какими-либо убедительными доказательствами.
Между тем, как было указано ранее, основаниями к отказу послужили иные причины, в частности – изломанность границ земельного участка, а также не отражение в предоставленной схеме нежилого строения, на которое заявителем не было предоставлено правоустанавливающих документов.
Требования к схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее Требования).
Пунктом 4 указанного Приказа закреплено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Понятие сооружения приведено в пункте 23 части 1 статьи 2 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Так под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В ходе рассмотрения дела представитель истца пояснил, что отображенная на фотоматериале конструкция является временной и была предназначена для хранения стройматериала, опиралась одной частью на забор, не имела фундамента, в последствии была разобрана.
Между тем, на момент проведения Управлением природных ресурсов фото фиксации на месте указанная конструкция имелась, что не оспаривалось представителем истца и подтверждается фотоматериалом. По своему описанию, а также пояснениям представителя истца конструкция соответствует признакам, по которым ее следует отнести к сооружению – строительная система, имеющая наземную, надземную часть (стены, крыша) и предназначенная для выполнения хранения строительных материалов.
Предоставленное директором ООО «Геотехсервис» информационное письмо б отсутствии на момент составления схемы земельного участка сооружений, которые подлежали отражению на схеме, суд оценивает критически, поскольку письмо не содержит какого-либо правового или нормативного обоснования изложенных в нем выводов, с указанием характеристик сооружений, которые должны быть отражены на схеме, и отражение которых не требуется.
РљСЂРѕРјРµ того РЅРµ имеет правового значения то обстоятельство, что РЅР° момент рассмотрения дела указанное строение снесено, поскольку обжалуется конкретный отказ Р”РР—Рћ, принятый РїРѕ изложенным РІ нем основаниям, существовавшим РЅР° момент отказа.
РџСЂРё таких обстоятельствах Р”РР—Рћ правомерно было указано РІ отказе РЅР° несоответствие предоставленной схемы требованиям Рє ее подготовке СЃРѕ ссылкой РЅР° РїРї. 1 Рї.16 СЃС‚. 11.10 Р—Рљ Р Р¤, поскольку РЅР° предполагаемом Рє формированию земельном участке, РЅР° момент обращения СЃ заявлением РІ Р”РР—Рћ Рё Рє моменту принятия оспариваемого отказа было расположено строение, РЅРµ отраженное РІ представленной схеме.
РР· выписки Единого государственного реестра недвижимости РІ отношении земельного участка, принадлежащего Плотникову Р‘.Рђ. РЅР° праве собственности СЃ кадастровым номером в„– ....., площадью 300 РєРІ.Рј, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, Р° также схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории РІ масштабе 1:500 РІРёРґРЅРѕ, что принадлежащий истцу РЅР° праве собственности земельный участок имеет изломанность (множество поворотных точек, тупые Рё острые углы).
Вместе с тем, в перечень юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для дела, не входит установление изначальных оснований и порядка формирования земельного участка с изломанными границами и принадлежащего Плотникову Б.А. на праве собственности, потому не имеет правового значения для административного дела постановка на кадастровый учет земельного участка с изломанными границами в целях определения наличия или отсутствия законности оснований к отказу по причине изломанности границ при согласовании схемы расположения земельного участка в связи с образованием земельного участка, путем перераспределения.
В обоснование заявленных исковых требований в ходе рассмотрения дела представителем истца суду был представлен оригинал экспертного исследования № ..... от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное экспертом .........
Р’ указанном заключении эксперт РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что формирование земельного участка согласно схемы, выполненной кадастровым инженером Р’.<адрес> РѕС‚ 03.09.2021 РіРѕРґР° РЅРµ РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє чересполосице, вкрапливанию, вклиниванию. Рксперт РІ сделанных РёРј выводах также отмечает, что любой участок имеет изломанность границ (углы поворота), однако РІ действующем законодательстве характеристики РЅР° изломанность границ РЅРµ установлены, Р° также РЅРµ установлено, какая изломанность границ РЅРµ позволяет формирование земельных участков. РџРѕ мнению эксперта конфигурация земельного участка позволяет его использование РІ соответствии СЃ назначением.
Между тем заключение эксперта, по мнению суда, не свидетельствует об отсутствии изломанности предполагаемого к формированию границ земельного участка. Как указал эксперт, характеристики на изломанность границ не установлены действующим законодательством, следовательно, данное понятие носит оценочный характер и в каждом конкретном случае определяется индивидуально, исходя из схемы земельного участка, количества и характеристик его поворотных точек. В этой связи суд приходит к выводу о невозможности определения экспертным способом наличие или отсутствие изломанности границ земельного участка, потому данное экспертное заключение суд оценивает критически, так как эксперт фактически вышел за пределы своей экспертной специальности, изложив в своем заключении правовые выводы.
Соблюдение принципов, закрепленных положениями земельного законодательства, позволяет организовать рациональное использование земель в целях совершенствования их распределения в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (абзац первый статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве").
Оспариваемый отказ содержит указания на конкретные недостатки вновь образуемого земельного участка, препятствующие рациональному использованию и охране земель.
РР· схем расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории РІ масштабах 1:500 Рё 1:2000 РІРёРґРЅРѕ, что образуемый земельный участок содержит множество поворотных точек, тупые Рё острые углы, что свидетельствует Рѕ правильности изложенных РІ оспариваемом Р”РР—Рћ отказе РІ формировании земельного участка СЃ изломанными границами. Приведенные мотивы Рє отказу СЃСѓРґ находит обоснованными Рё СЃ РЅРёРјРё соглашается.
Р’ ответе Р”РР—Рћ СЏСЃРЅРѕ Рё четко изложены основания для отказа, имеются ссылки РЅР° РЅРѕСЂРјС‹ материального права, отказ также был основан РЅР° ответе УГА, имеющимся РІ деле Рё РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ обоснованным представителем управления главного архитектора администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж.
Необоснованность отказа по одному из изложенных в нем оснований не может свидетельствовать о его необоснованности в целом, учитывая законность и обоснованность отказа по другим основаниям, о чем было указано в настоящем решении.
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В ходе рассмотрения дела ответчиком доказана законность и обоснованность отказа Плотникову Б.А. в утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, тогда как истцом и его представителем доводы ответчика и представленные им доказательства убедительными доказательствами не опровергнуты.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 62, 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Плотникова Бориса Анатольевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным и отмене отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, площадью 796 кв.м., оформленного в виде ответа от 14.10.2021 года № ....., возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, площадью 796 кв.м, образуемого путем перераспределения – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Воронежа.
Председательствующий СЃСѓРґСЊСЏ Кривотулов Р.РЎ.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.02.2022 года.