Решение по делу № 33-935/2021 от 11.05.2021

Судья Симонов В.Ю. № 2-2-2/2021

Докладчик Штанов С.В. Дело № 33-935/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Лесновой И.С.,

судей Скипальской Л.И., Штанова С.В.,

при секретаре Мирской Н.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 2 июня 2021 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Манининой Н.Н., Манинину В.А., действующему за себя и в интересах несовершеннолетних М.А.В., М.В.В., о взыскании в солидарном порядке задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и судебных расходов, по встречному иску Манининой Н.Н., Манинина В.А., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних М.А.В., М.В.В., к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о признании публичного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ничтожным и не заключенным, применении последствий недействительности сделки, признании начисления платы за услугу за период с 1 мая 2018 г. по 31 мая 2019 г. незаконным и аннулировании начислений, признании задолженности за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами отсутствующей, о признании коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 мая 2018 г. по 31 апреля 2019 г. не оказанными, о возложении на регионального оператора обязанности установить мусорный контейнер, о понуждении к заключению с Манининой Н.Н. договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по апелляционной жалобе Манининой Н.Н., Манинина В.А. действующего за себя и в интересах несовершеннолетних М.А.В., М.В.В., на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 26 февраля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Штанова С.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

общество с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (далее – ООО «РЕМОНДИС Саранск») обратилось в суд с названным иском к Манининой Н.Н., Манинину В.А., действующему за себя и в интересах несовершеннолетних М.А.В., М.В.В., указав, что между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключено Соглашение от <дата> <№>, согласно которому истец наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) на территории Республики Мордовия с момента подписания соглашения до 31 декабря 2027 г. На территории села Ельники обязательства регионального оператора ООО «РЕМОНДИС Саранск» осуществляет с 1 мая 2018 г., в связи с чем, между сторонами фактически возникли правоотношения по возмездному оказанию услуг и ответчик является потребителем услуг по обращению с ТКО. Несмотря на то, что ответчики, ежемесячно уведомлялась о наличии и размере задолженности, долг не погасили.

С учетом уточнения требований истец просил взыскать с Манининой Н.Н., Манинина В.А., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних М.А.В., М.В.В., в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» в солидарном порядке задолженность в сумме 4815 руб. 76 коп. за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 1 мая 2018 г. по 31 мая 2019 г. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

    Манинина Н.Н., Манинин В.А., действующий за себя и в интересах несовершеннолетних М.А.В., М.В.В., обратились с вышеуказанным встречным иском к ООО «РЕМОНДИС Саранск», мотивируя тем, что на территории села Ельники обязательства Регионального оператора ООО «РЕМОНДИС Саранск» осуществляет с 1 мая 2018 г., о чем с 4 апреля 2018 г. в газете «Известия Мордовии» и на официальном сайте оператора размещена публичная оферта (договор) на оказание услуг по обращению с ТКО для физических лиц, что не соответствует форме типового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» от 12 ноября 2016 г. № 1156. Факт оказания им услуг по обращению с ТКО истцом не доказан, ответчики реально не пользовались данной услугой, поскольку контейнерная площадка на <адрес> в с. Ельники фактически отсутствовала, что не соответствует установленным требованиям к качеству коммунальных услуг, складирование ТКО вне мест их накопления запрещено. В июле 2018 года истцом Манининой Н.Н. отказано в заключении договора на обращение с ТКО. Предъявляя требования к оплате полной стоимости услуги за спорный период, истец действует недобросовестно и злоупотребляет своим положением на рынке.     

    Просили суд признать публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, опубликованный 4 апреля 2018 г. в газете «Известия Мордовии» ничтожным и не заключенным, применить последствия недействительности сделки, признать начисления платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в размере 4815 руб. 76 коп. за период с 1 мая 2018 г. по 31 мая 2019 г. незаконным и аннулировать начисления, признать задолженность за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами отсутствующей, признать коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 1 мая 2018 г. по 31 апреля 2019 г. не оказанными, возложить на регионального оператора обязанность установить мусорный контейнер, понудить регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключить с Манининой Н.Н. договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 26 февраля 2021 г. (с учетом исправления описки 23 марта 2021 г.) исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск» удовлетворены; в удовлетворении встречных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Манинина Н.Н., Манинин В.А. действующий за себя и в интересах несовершеннолетних М.А.В., М.В.В., считают решение суда незаконным и необоснованным, просят его отменить, принять по делу новое решение, которым в иске ООО «РЕМОНДИС Саранск» отказать, удовлетворить их встречный иск. Указывают, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» действуя недобросовестно, не исполнило возложенную на него законом обязанность по заключению с ними, как с потребителями, договора на оказание услуг по обращению с ТКО, и в отсутствие такого договора незаконно направляло извещения и квитанции на оплату якобы оказанных услуг, которыми они не могли воспользоваться. Их улица <адрес> не была оборудована контейнерной площадкой и мусорным контейнером, в связи с чем со стороны ответчиков не было никаких конклюдентных действий в виде помещения мусора в мусорный контейнер, реестр площадок на территории с. Ельники был определен только в январе 2020 года и с этого времени установлены контейнеры. Таким образом, начисления истцом оплаты за услуги ТКО за период с 1 мая 2018 г. по 31 мая 2019 г. являются незаконными. Считают, что опубликованный в средствах массовой информации типовой договор (оферта) не соответствует форме Типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156. Указывают, что в материалах дела отсутствуют доказательства фактической деятельности ООО «Ремондис-Логистик» о сборе и вывозе ТКО с <адрес>, а именно: копии маршрутных заданий, путевых листов, отчетов, в связи с чем невозможно установить из каких мест и в какой период вывозились накопления ТКО. В извещениях по оплате ТКО, направляемых истцом ответчикам, отсутствуют сведения о размере задолженности. Приложенный ответчиками к материалам дела видеофайл судом не исследовался.

В возражениях представитель ООО «РЕМОНДИС Саранск» Ефремова Е.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание Манинина Н.Н., Манинин В.А. действующий за себя и в интересах несовершеннолетних М.А.В., М.В.В., представители администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, ООО «РЕМОНДИС Логистик» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель ООО «РЕМОНДИС Саранск» относительно доводов апелляционной жалобы возразила.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Манинина Н.Н., Манинин В.А., М.В.В., М.А.В. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, собственником жилого помещения является Манинина Н.Н.

В соответствии с Уставом ООО «РЕМОНДИС Саранск» является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относится: приём, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, а также оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание.

Основным видом деятельности ООО «РЕМОНДИС Саранск» является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются, в том числе: обработка и утилизация отходов; обработка и утилизация лома стекла; обработка отходов бумаги и картона; обработка отходов и лома пластмасс; обработка отходов резины; обработка отходов текстильных материалов; обработка прочего вторичного неметаллического сырья.

Из условий соглашения от 11 августа 2017 г. № 72/47 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия следует, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия поручило, а ООО «РЕМОНДИС Саранск» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории Республики Мордовия. Статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен региональному оператору ООО «РЕМОНДИС Саранск» на период с момента подписания настоящего соглашения до 31 декабря 2027 г.

В силу пункта 7.2.2 дополнительного соглашения № 1 к соглашению от 11 августа 2017 г. № 72/47 об организации деятельности по обращению с ТКО, региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объеме на территории Ельниковского района Республики Мордовия с 1 мая 2018 г.

4 апреля 2018 г. в газете «Известия Мордовии» и на своем официальном сайте региональный оператор ООО «РЕМОНДИС Саранск» разместило публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с ТКО для физических лиц – собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия.

Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия. В договоре изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение; потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определённой в пределах утвержденного тарифа (пункт 2.1), права и обязанности сторон (пункт 5.1), срок начала оказания услуг (пункт 2.5), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3).

В силу пункта 1.5 опубликованной публичной оферты (договора) потребители предоставляемой услуги уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пунктом 1 статьи 433, пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации является совершение потребителем действий, свидетельствующих о намерении потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с ТКО потребителем на расчетный счёт регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО также возможно путём подписания потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.

Датой начала оказания услуг по обращению с ТКО для физических лиц Ельниковского района установлено 1 мая 2018 г. (пункт 2.5 договора).

Прямой договор оказания услуг по обращению с ТКО между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и Манининой Н.Н. не был заключен.

Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19 марта 2018 г. № 23 и от 17 декабря 2018 г. № 218 (с учетом внесения изменений приказом от 14 марта 2019 г. № 15) установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора в сфере обращения с ТКО ООО «РЕМОНДИС Саранск» на 2018 -2019 годы для населения (с учетом НДС) с 1 апреля по 30 июня 2018 г. включительно 546 руб. 23 коп., с 1 июля по 31 июля 2018 г. включительно 546 руб. 48 коп., с 1 августа по 31 декабря 2018 г. включительно 501 руб. 85 коп., с 1 января по 31 марта 2019 г. включительно 492 руб. 42 коп., с 1 апреля по 30 июня 2019 г. включительно 474 руб. 53 коп.

Постановлением Правительства Республики Мордовия «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия» от 5 апреля 2017 г. № 225, утверждены нормативы накопления ТКО на территории Республики Мордовия. Среднегодовой норматив накопления ТКО на 1 одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 2,2 куб.м (2,2 куб.м : 12 мес. = 0,183333 куб.м на 1 проживающего в месяц).

За период с 1 мая 2018 г. по 31 мая 2019 г. на основании утвержденных тарифов и норматива накопления ТКО Манининой Н.Н. на состав семьи из четырех человек за услуги по обращению с ТКО направлялись платежные извещения, всего начислено 4815 руб. 76 коп.

Ответчики факт неоплаты ООО «РЕМОНДИС Саранск» услуг по обращению с ТКО за указанный период не оспаривали, однако считали, что производимые ООО «РЕМОНДИС Саранск» начисления незаконны, поскольку между Манининой Н.Н. и ООО «РЕМОНДИС Саранск» нет договорных отношений, услугой по обращению с ТКО, предоставляемой названным обществом они фактически не пользуются, улица, по которой они проживают не была оборудована специальными площадками для установки контейнеров, контейнеры для сбора мусора установлен недавно.

В подтверждение факта оказания ответчику по первоначальному иску услуг по сбору и вывозу ТКО ООО «РЕМОНДИС Саранск» в материалы дела представлен договор на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО от 6 марта 2018 г., заключенный между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ООО «Экология Региона» (в настоящее время – ООО «РЕМОНДИС Логистик»), согласно которому региональный оператор поручил, а исполнитель ООО «РЕМОНДИС Логистик» принял на себя обязательство оказывать услуги по сбору ТКО в границах территории оказания услуг, в том числе Ельниковский муниципальный район Республики Мордовия и их последующему транспортированию в целях обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Мордовия, утверждённой приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 12 октября 2016 г. № 16/129.

    Из копий маршрутных графиков на механизированную уборку ТКО следует, что на территориях Ельниковского и Стародевиченского сельских поселений Ельниковского района установлено 92 контейнера, из них 83 в с. Ельники), график вывоза ТКО из которых – ежедневно.

    Из копий маршрутных графиков на механизированную уборку ТКО следует, что на территориях Ельниковского, Стародевиченского, Акчеевского сельских поселений Ельниковского района установлено 139 контейнеров, из них 110 в с. Ельники, график вывоза ТКО – ежедневно.

    Из выписки из Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Республики Мордовия, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 12 октября 2016 г. № 16/129 следует, что на территории Ельниковского сельского поселения располагаются 62 контейнера для сбора ТКО.

Согласно сообщению администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия от 24 декабря 2020 г. ближайший контейнер для ТКО от дома <№> по ул. <адрес> с. Ельники находится напротив нежилого дома <№>, примерно в 29 метрах.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск» подлежат удовлетворению, поскольку ответчики акцептировалии свое согласие с опубликованным в газете договором, с заявлением о заключении письменного договора на иных условиях, чем предусмотрено в оферте, к региональному оператору не обращались, следовательно, должны добросовестно выполнять свою обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО.

Проверив расчет ООО «РЕМОНДИС Саранск», суд признал его правильным, а размер задолженности ответчиков равным 4815 руб. 76 коп., подлежащим взысканию с ответчиков.

Рассматривая встречные требования Манининых суд не усмотрел правовых оснований для их удовлетворения, поскольку достоверные доказательства того, что истцы по встречному иску не пользовались услугой по вывозу ТКО, отсутствуют, а правоотношения между сторонами считаются договорными. Более того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Манинина Н.Н. до 29 декабря 2020 г. письменно обращалась к региональному оператору с требованием заключить с ней письменный договор на условиях, отличных от типовых, необходимые для этого документы в полном объеме не представляла, протокол разногласий, установленный статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не составлялся. На обращение Манининой Н.Н. 29 декабря 2020 г. ООО «РЕМОНДИС-Саранск» направил ей мотивированный отказ.

Кроме того ответчиками не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельную утилизацию ТКО, накопившихся за спорный период в результате жизнедеятельности их семьи, в том числе данных о заключении ими договоров на утилизацию ТКО с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к ответчику по встречному иску о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей, в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, об отсутствии нарушений экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования ТКО в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с ТКО.

Данные выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу части 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Частью 4 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с ТКО.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу части 9 статьи 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила (далее Правила) предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232 Правила дополнены разделом XV(1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148 (1) Правил).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 148 (2)).

Согласно пункту 6 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическим потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 пункта 30 Правил).

То есть, совершение потребителем действий по фактическому потреблению коммунальных услуг свидетельствует о заключении между сторонами вышеназванного договора.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, по смыслу изложенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации ТКО.

Отношения в сфере оказания услуг по обращению с ТКО регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (далее Закон).

В целях реализации задач, предусмотренных Законом, а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 г. принято постановление № 1156 об утверждении Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, устанавливающих порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4 раздел I).

Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Закон предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).

Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»)

В силу пункта 6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (действовавшего до 2 октября 2018 г.) региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.

В силу пункта 7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, в случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.

Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 ГК РФ), при этом договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).

В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО, но не позднее 1 января 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Жилищного кодекса Российской Федерации самостоятельное содержание имущества собственником в отношении сбора и вывоза ТКО, за исключением крупногабаритных отходов, невозможно и должно производиться в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Тем самым, в силу закона потребители – собственники жилых домов обязаны заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Следовательно, между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ответчиком по первоначальному иску Манининой Н.Н. с составом семьи из четырех человек сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которыми последние обязаны надлежащим образом исполнять обязанность, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и оснований для освобождения их от обязанности оплаты услуг ООО «РЕМОНДИС Саранск» по вывозу ТКО нет.

При этом судебная коллегия находит, что само по себе отсутствие заключенного письменного договора с региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» не освобождает потребителей Манининых от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг региональным оператором, а именно с 1 мая 2018 г., в соответствии с указанным соглашением. В свою очередь ответственность за не заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с даты начала оказания услуг региональным оператором возложена на потребителя.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют и ответчиками по первоначальному иску не представлены доказательства самостоятельного вывоза или утилизации бытовых отходов, заключения соответствующих договоров с иными лицами, а также неиспользования установленных мусорных контейнеров на территории села.

Поскольку самостоятельная утилизация ТКО недопустима, обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями, а факт оказания ООО «РЕМОНДИС Саранск» услуги по сбору и вывозу ТКО юридическим и физическим лицам, в том числе по ул. <адрес> с. Ельники, подтверждается маршрутными графиками на механизированную уборку твердых коммунальных отходов, согласованными Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия, то предоставление услуги по обращению с ТКО считается заключением договора путем совершения конклюдентных действий.

В этой связи довод апелляционной жалобы ответчиков о том, что услугами регионального оператора они в спорный период не пользовались, является несостоятельным и отклоняется судебной коллегией.

Несостоятельны и доводы апелляционной жалобы о не заключении между сторонами договора ввиду того, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» не исполнило возложенную на него обязанность по заключению с собственником жилого помещения Манининой Н.Н. договора на оказание услуг по обращению с ТКО и в отсутствие такого договора незаконно направляло извещения и квитанции на оплату.

Заключение договора в письменной форме путем подписания одного документа или обмена документами напрямую зависит от воли самого потребителя. Отсутствие договора в письменной форме при совершении последней конклюдентных действий по принятию услуг, не освобождает ответчиков от обязательств по оплате таких услуг.

Вопреки доводам апелляционной жалобы к правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО и мусора, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре, который считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения, подписи потребителя, а моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия о принятии им предложенных условий.

Вывод суда первой инстанции о наличии акцепта Манининой Н.Н. публичной оферты путем потребления ответчиками заявленных услуг ООО «РЕМОНДИС Саранск» по обращению с ТКО основан на собранных по делу доказательствах, которые оценены судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, что предусмотрено положениями статьи 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что содержание представленных ООО «РЕМОНДИС Саранск» письменных доказательств не позволяет установить в какой период, из каких мест накопления вывозились ТКО и вывозились ли они вообще, также подлежат отклонению, поскольку ООО «РЕМОНДИС Саранск» является единственной организацией, оказывающей услуги по обращению с ТКО населению на территории с. Ельники.

Довод апелляционной жалобы о том, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» не были организованы надлежащим образом места сбора мусора для жителей ул. <адрес> с. Ельники, не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку региональный оператор ООО «РЕМОНДИС Саранск» полномочиями по определению мест (площадок) для сбора ТКО не наделен.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение решения суда первой инстанции, поскольку направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с соблюдением требований норм процессуального права, в связи с чем правовых оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене или изменению состоявшегося судебного решения, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 26 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Манининой Н.Н., Манинина В.А. действующего за себя и в интересах несовершеннолетних М.А.В., М.В.В., - без удовлетворения.

Председательствующий И.С. Леснова

Судьи Л.И. Скипальская

С.В. Штанов

Мотивированное апелляционное определение составлено 2 июня 2021 г.

Судья С.В. Штанов

33-935/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Общество с ограниченной ответственностью РЕМОНДИС Саранск
Ответчики
Манинин Василий Александрович, действующему за себя и в интересах несовершеннолетних Манининой Веры и Манинина Артема
Манинина Наталья Николаевна
Другие
Шитова Любовь Ивановна
Бабинцев Александр Викторович
Плешков Евгений Александрович
Романов Владимир Михайлович
Ефремова Елена Владимировна
администрация Ельниковского муниципального района Республики Мордовия
Чигирев Сергей Васильевич
ООО РЕМОНДИС Логистик
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Краснослободский районный суд
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
11.05.2021Передача дела судье
02.06.2021Судебное заседание
02.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее