Решение по делу № 2-410/2018 от 17.10.2018

                                                                                                              Дело № 2-410/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 ноября 2018 г.                                                                                        с. Смоленское

              

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,

при секретаре                              Петухове А.С.,

с участием истцов: Ковалевой В.В., Ковалева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковалевой В.В., Ковалева А.А., Ковалева И.А. к Администрации Смоленского района Алтайского края о признании пострадавшими в результате наводнения,

у с т а н о в и л:

      Истцы Ковалева В.В., Ковалев А.А., Ковалев И.А обратились в суд с иском о признании пострадавшими в результате наводнения, указывая, чтос октября 1981 года они проживают по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем истцам Ковалевой В.В. и Ковалеву А.А. по праву собственности. Вместе с ними по указанному адресу проживает сын - истец Ковалев И.А. Они являются членами одной семьи, проживают в доме по настоящее время. В марте 2018 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения, вызванного весенним паводком, часть подворий села <адрес>, в том числе и земельный участок с домом по <адрес>, где они проживают, оказались затопленными. В результате наводнения у них была затоплена углярка и дровник, им не чем было топиться. В октябре 2018 года они обратились в Администрацию Смоленского района Алтайского края с заявлением о включении их в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи пострадавших от паводка в марте 2018 года, в связи с утратой имущества первой необходимости. В ответе администрации разъяснено, что заявление подали по истечению 5 месяца, срок подачи заявления вышел.

       Просили признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате паводка, на территории с. Смоленское, Смоленского района Алтайского края в марте 2018 года; признать за ними право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счёт средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10000 рублей; обязать администрацию Смоленского района Алтайского края включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате паводка, в марте 2018 года с целью получения выплат за счёт средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110.                                                                             

       В судебном заседании истец Ковалева В.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на те же доводы, что изложены ею в иске. Дополнительно суду пояснила, что в данном жилом доме они проживают на протяжении 38 лет, в связи с тем, что дом расположен в низине, их подтапливает каждый год, но в этом году затопление было очень сильным, вода пошла к дому, к самому крыльцу, бы затоплен весь земельный участок, хозяйственные постройки, где хранились дрова, уголь, а также птица - куры. Поскольку уголь и дрова оказались в воде, им пришлось приобретать топливо дополнительно, чтобы отапливать дом. К дому можно было пройти только в резиновых сапогах, а к хозяйственным постройкам только в очень высоких резиновых сапогах. Вода на таком уровне стояла около двух недель, в начале апреля, когда прошли обильные осадки, уровень воды вновь стал увеличиваться. В апреле месяце к ним приходил представитель администрации, спрашивал, что пострадало, она ответила, что в дом вода не зашла, затопило только усадьбу и хозяйственные постройки, поэтому никакой акт не составляли. Она подумала, что они не имеют права на получение компенсации, потому что вода в дом не зашла, поэтому своевременно не обратились в администрацию с соответствующим заявлением. Только после того, как их соседи получили выплаты, она написала заявление в Администрацию района, но им было отказано в связи с поздним обращением. Считает, что в связи с паводком были нарушены условия их жизнедеятельности, так как были созданы препятствия к проходу к дому, к хозяйственным постройкам, к сараю, где содержались куры, поэтому возникли трудности в обслуживании дома, его отоплении. Просила удовлетворить иск.

       Истец Ковалев А.А. в судебном заседании поддержал заявленный иск, просил об его удовлетворении, подтвердил все сказанное истцом Ковалевой В.В., дополнительно пояснив, что в этом году уровень воды был очень высоким по сравнению с предыдущими годами, вся вода с аллеи победы и со стадиона течет к ним, так как у них низина. Вода стояла до тех пор, пока не растаял весь снег. Просил об удовлетворении иска.

       Истец Ковалев И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в письменном заявлении, поступившем в адрес суда, просил о рассмотрении дела в его отсутствии и об удовлетворении поданного иска.

       Представители ответчика - Администрации Смоленского района Алтайского края, третьих лиц: Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, Администрации Смоленского сельсовета Смоленского района Алтайского края, Управления социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Представители Администрации Смоленского района Алтайского края и Управления социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам в письменных заявлениях, поступивших в адрес суда, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд в соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон.          

       Выслушав пояснения явившихся истцов, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. з ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2).

Данное право основывается на гарантиях, закреплённых в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N З-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Эти же положения закреплены в ч. 1 ст. 25 Закона Алтайского края от 17 марта 1998 № 15-ЗС «О защите населения и территорий Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (в ред. от 30 мая 2018 № 627).

       Согласно п. 1 указанных Правил, они устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинён ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причинённого при пресечении террористического акта правомерными действиями.

       В силу п.п. «г» п. 2 данных Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: г) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.

       В соответствии с п. 2 (1) указанных Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

       Постановлением Правительства Алтайского края № 179 от 25 мая 2018 года утверждён Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края (далее Порядок).

       В соответствии с п.п. «а» п. 1.1 указанного Порядка установлено, что он подготовлен с целью предоставления следующих единовременных денежных выплат в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края (далее - «чрезвычайная ситуация»): а) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (далее - «единовременная материальная помощь»).

       В силу п. 2.1, п. 2.2, п. 2.3 указанного Порядка получателями единовременной материальной помощи, (далее также - «денежные выплаты») являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации.

       К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (далее - «зона затопления»).

       Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства или пребывания в зоне затопления (далее - «по месту жительства»), подтверждённому регистрацией.

       При отсутствии регистрации по месту жительства факт проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке.

       Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.        

       Как следует из представленных документов, истцы на период возникновения чрезвычайной ситуации на территории <адрес> были зарегистрированы и фактически проживали по адресу: <адрес> что подтверждается копиями паспортов истцов на л.д. 4-6, справкой Администрации <адрес> сельсовета <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Ковалева В.В. состоит на похозяйственном учете по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; Ковалев А.А. состоит на похозяйственном учете по этому же адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и Ковалев И.А. состоит на похозяйственном учете по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, свидетельствами о государственной регистрации права на жилой дом и земельный участок на л.д. 8-10, согласно которым собственниками земельного участка и жилого дома по <адрес> являются истцы Ковалев А.А. и Ковалева В.В., а так же пояснениями истцов и свидетеля в судебном заседании.

В соответствии с Постановлением Администрации <адрес> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «О ведении режима чрезвычайной ситуации для органов управления <адрес> территориальной системы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации» (л.д. 24) в связи с установившимися высокими среднесуточными температурами, интенсивным снеготаянием и выпавшими осадками произошло подтопление талыми водами нескольких населенных пунктов <адрес> <адрес>, в связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ введён режим «Чрезвычайной ситуации» для органов управления <адрес> территориальной подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, границы зоны чрезвычайной ситуации определены в границах района.

Как следует из заявления Ковалевой В.В., о включении её и членов её семьи в списки на единовременную материальную помощь в связи с паводком в марте, апреле 2018 г. (л.д. 29), она обратилась в Администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

       Согласно ответу Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 12 Ковалевой В.В. и её членам семьи было отказано во включении в списки на оказание единовременной материальной помощи пострадавших от паводка в марте 2018 года, в связи с тем, что отсутствуют правовые основания для включения её и членов её семьи в списки на оказание гражданам единовременной материальной и финансовой помощи в связи с тем, что постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ режим чрезвычайной ситуации,обусловленный паводковой обстановкой на территории Алтайского края, снят. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Абзацем 5 пункта 5 данного постановления определено, что на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» и «г» - «е» пункта 2 настоящих Правил, - в период действия режима чрезвычайной ситуации, то есть, в настоящее время оснований у Правительства Алтайского края для очередного обращения в Правительство Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на проведение компенсационных выплат пострадавшим гражданам нет. Дом, находящийся по адресу с. Смоленское, пер. Садовый, 6 в соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка населённых пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории <адрес>» находился в зоне подтопления. В связи с чем, доводят до их сведения, что им необходимо обращаться в суд общей юрисдикции.

       Между тем, в соответствии с п. 2.11 указанного Порядка установлено, что основаниями для отказа в предоставлении денежных выплат являются: отсутствие одного или нескольких документов, предусмотренных пунктом 2.9 настоящего Порядка; недостоверность представленных документов или содержащихся в заявлении и (или) документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 настоящего Порядка.

       Как следует из представленных документов, перечисленные основания в отношении истцов, отсутствуют.

       Для признания истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении их в списки граждан нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и признании за ними права на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека, необходимо наличие одновременно нескольких условий: постоянное проживание гражданина в помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

       Согласно представленным истцами письменным документам следует, что они зарегистрированы и постоянно проживают по адресу: <адрес>

При изучении списков населённых пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории <адрес>, утверждённых постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что дом по адресу: <адрес> значится в списке попавших в зону подтопления (л.д. 25-28).

       Как следует из показаний свидетеля ФИО9 данных в судебном заседании, она проживает по соседству с ФИО11, которые живут по <адрес> через один дом от её усадьбы. Их усадьбы находятся в низине, в этом году их сильно затопило. Она видела, что у них во дворе было все затоплено, к дому было трудно подойти, также были затоплены дровяник и углярка, она видела как они доставали дрова из воды, и дрова и уголь были мокрые. Уровень воды держался не менее полутора недель.

       Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, представленные истцами, с учётом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что истцы в период паводка, вызванного сильными дождями в марте 2018 года постоянно проживали в <адрес> то есть, в зоне подтопления, возникшего в результате паводка в марте 2018 года и были нарушены условия их жизнедеятельности в связи с этим, поскольку беспрепятственного прохода к дому и его обслуживанию, не имелось.       

Как следует из пояснений истцов, а также показаний свидетеля, в результате паводка усадьба дома была полностью затоплена водой, в связи с чем, проход в жилое помещение можно было осуществлять, только надев резиновые сапоги, прохода к надворным постройкам, где хранились дрова и уголь, не имелось, в связи с чем, были созданы препятствия для отопления дома и его обслуживания. Так же в результате паводка был затоплен сарай, где содержались куры, в связи с чем, также были трудности в содержании и обслуживании птицы.

       Исходя из чего, суд приходит к выводу о том, что в результате паводковой ситуации были нарушены условия жизнедеятельности истцов, поскольку были созданы препятствия для обслуживания и нормального проживания в жилом доме, в виду того, что истцы не могли воспользоваться запасами сухого топлива для отопления дома, в связи с чрезвычайной ситуацией природного характера.

       Поскольку судом установлено, что истцы зарегистрированы и постоянно проживают в жилом доме, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, поскольку данный жилой дом был внесен Администрацией <адрес> в списки домов, попавших в зону подтопления на территории с. <адрес>, а также установлено, что в связи с указанной чрезвычайной ситуацией были нарушены условия их жизнедеятельности, истец Ковалева В.В. обращалась с заявлением в Администрацию <адрес> о включении её и членов её семьи Ковалева А.А. и Ковалева И.А. в списки граждан, нуждающихся в единовременной и финансовой помощи, что подтверждается представленной копией заявления, каких-либо пресекательных сроков относительно подачи заявления нормативно-правовыми актами не предусмотрено, следовательно, условия, предусмотренные п. 2(1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», соблюдены. В связи с чем, заявленные истцами требования о признания их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении их в списки граждан нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и признании за ним права на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. на человека, подлежат удовлетворению.

      Обоснованных возражений на исковые требования, ответчиком и третьими лицами суду не представлено.

      Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

      Признать Ковалеву В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, Ковалева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> <адрес>, Ковалева И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.

       Признать за Ковалевой В.В., Ковалевым А.А., Ковалевым И.А. право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счёт средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10000 рублей на человека, выплачиваемой в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

      Обязать Администрацию Смоленского района Алтайского края включить Ковалеву В.В., Ковалева А.А., Ковалева И.А. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с ДД.ММ.ГГГГ года, с целью получения выплат за счёт бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.        

      Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение месяца.

      Судья                                                                                                В.Д. Прохорова

08.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее