№ 2-156/2022
64RS0047-01-2021-006338-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2022 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Замотринской П.А.,
при секретаре Иванове М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Саратовской области к Крутовой С.В., Квитчук Н.В. о предоставлении доступа в нежилое помещение,
установил:
Государственная жилищная инспекция Саратовской области обратилась в суд с исковыми требованиями, в обоснование которых указала, что осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 12 мая 2005 года № 152-П и является органом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор. Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований. В адрес Государственной жилищной инспекции области поступило обращение от ООО «УК «Участие» по вопросу законности перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес> Согласно выписки Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, Крутова С.В. и Квитчук Н.В. являются собственниками помещения №, по <адрес>. В ходе рассмотрения данного обращения для выяснения всех обстоятельств, в адрес ответчиков направлялись уведомления, в которых указывалось о том, что состоится проверка законности перепланировки и переустройства помещения, в связи с чем предлагалось обеспечить инспектору доступ в квартиру. Выполнить осмотр <адрес> жилого дома по <адрес> не представилось возможным ввиду отсутствия проживающих (собственников) на момент проведения проверки, о чем были составлены акты от <дата>, <дата>. На основании изложенного истец просит обязать Квитчук Н.В., Крутову С.В. обеспечить Государственной жилищной инспекции <адрес> доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> для проведения осмотра данного жилого помещения.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
Ответчики Квитчук Н.В., Крутова С.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Судебные извещения о дате и времени рассмотрения дела, направленные ответчикам по месту их регистрации, возвращены в суд с отметкой «За истечением срока хранения».
Таким образом, суд предпринял все меры для надлежащего извещения ответчиков о времени и месте рассмотрения дела.
Применительно к правилам п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 года N 221, и ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечению срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
От Квитчук Н.В. <дата> в суд поступили возражения на исковое заявление, в соответствии с которыми истец в своем исковом заявлении приводит ссылки на нормативно-правовые акты, предусматривающие обеспечение доступа к жилым помещения, они являются собственниками нежилого помещения. Перевод жилого помещения в нежилое предусматривает обязательную организацию отдельного входа в помещение, наличие отдельного входа в нежилое помещение не оспаривается сторонами и является предметом проверки, что следует из обращения ООО «УК «Участие». Факт регистрации права собственности на нежилое подтверждается выписками из ЕГРН. Таким образом, проверка законности переустройства фасада многоквартирного дома в части разрушения стены и организации и организации отдельного входа должна была ограничиться документарной проверкой, а не требованиями об организации доступа в помещение для его осмотра. Целесообразность доступа непосредственно в нежилое помещение необоснованна, поскольку в силу имеющихся полномочий истец имеет право самостоятельно истребовать документы в органах государственной и муниципальной власти, после чего исходя из их содержания принять решение о необходимости последующего доступа в помещение. Более того, в просительно части требований истцом заявлено требование о предоставлении доступа для осмотра жилого помещения, в то время как в собственности у ответчиков находится объект нежилого фонда. На основании изложенного просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещавшегося о месте и времени рассмотрения дела по месту ее регистрации, а также в отсутствие представителя истца.
Изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что помещение № расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Крутовой С.В. - 7/10 доля в праве, Квитчук Н.В. – 3/10 доля в праве, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 30-32).
В связи с обращением ООО «УК Участие» в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области по факту незаконности перепланировки указанного жилого помещения в адрес ответчиков направлены уведомления о проведении
<дата> инспекционной проверки с просьбой обеспечить доступ в помещение ответчиков.
<дата> и <дата> Государственным жилищным инспектором при выходе по адресу места нахождения нежилого помещения ответчиков были составлены акты о невозможности проведения проверки в связи с отсутствием доступа в спорное помещение.
Ответчики ссылаются на то, что в их собственности находится не жилое, а нежилое помещение, в связи с чем они не обязаны предоставлять доступ для осмотра сотрудникам жилищной инспекции.
С такой позицией ответчиков суд согласиться не может по следующим основаниям.
В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации 1. предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, - требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
В соответствии с ч. 3 указанной выше статьи государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в подпункте 1 пункта 3 Положения о порядке организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Саратовской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 27 сентября 2021 года № 810-П, в соответствии с которым предметом государственного жилищного надзора является соблюдение обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, - требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п.п. 8 и 9 указанного выше Положения инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
Инспекторы имеют служебные удостоверения единого образца.
При этом в силу положений ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;
2) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
3) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
4) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
6) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;
7) обращаться в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;
8) совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами о видах контроля, положением о виде контроля.
При таких обстоятельствах суд полагает, что инспектор государственной жилищной инспекции имеет право на беспрепятственное посещение нежилых помещений в многоквартирном доме, в том числе и для проведения проверки соблюдения законности перевода жилого помещения в нежилое.
При этом в судебном заседании установлен факт чинения ответчиками препятствий к доступу в помещение ответчиков сотрудникам Государственной жилищной инспекции Саратовской области для осуществления функций по контролю за несанкционированным переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений
При таких обстоятельствах, оценив все представленные доказательства в совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований и возложении на ответчиков обязанности обеспечить Государственной жилищной инспекции Саратовской области доступ в помещение, расположенное по адресу: <адрес> для осмотра данного помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Государственной жилищной инспекции Саратовской области удовлетворить.
Обязать Квитчук Н.В., Крутову С.В. обеспечить Государственной жилищной инспекции Саратовской области доступ в помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пом. 1, для проведения осмотра помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись П.А. Замотринская