Дело № 2-1135/2022
55RS0006-01-2021-006331-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Яковлева К.А.,
при секретаре судебного заседания Черкашенко И.В.,
с участием помощника судьи Лямкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 августа 2022 года по адресу:
г. Омск, ул. Омская, д. 194А гражданское дело № 2-1135/2022 по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к Администрации Омского муниципального района Омской области, администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области,Шаповалову А.Г. о возложении обязанности устранить загрязнение земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области, администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Шаповалову А.Г. о возложении обязанности устранить загрязнение земельного участка. Свои требования истец мотивировал тем, что 20.05.2021, 09.12.2021 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области проведено плановое (рейдовое) мероприятие по обследованию территории, расположенной вблизи <адрес>, в ходе которого выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов и мусора, загрязнение земельных участков с кадастровыми номерами №. С учетом неоднократных уточнений заявленных исковых требований, в окончательной редакции, истец просит обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по защите земель от загрязнения, а именно устранить загрязнение следующих земельных участков: на земельном участке, ограниченном точками GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 1),
<данные изъяты> (точка координат № 2) - на обочине дороги и в кювете в 5 м на север от земельного участка с кадастровым номером № площадью около 20 кв. м, объемом около 6 куб. м; на земельном участке, ограниченном точками GPS координат № <данные изъяты> (точка координат № 3); <данные изъяты> (точка координат № 4) - на обочине дороги и в кювете в 2 м на север от земельного участка с кадастровым номером № площадью около 30 кв. м, объемом около 10 куб. м; на земельном участке, ограниченном точками GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 5); <данные изъяты> (точка координат № 6) - в кювете вдоль дороги и на дороге с западной стороны вблизи земельного участка с кадастровым номером № площадью около 20 кв. м, объемом около 10 куб. м; на земельном участке, ограниченном точками GPS координат № <данные изъяты> (точка координат № 9) - на обочине дороги и в кювете с восточной стороны от земельного участка с кадастровым номером № площадью около 30 кв. м, объемом около 20 куб. м. Обязать администрацию Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по защите земель от загрязнения, а именно устранить загрязнение на земельном участке, ограниченном точками координат GPS (точка координат №10) <данные изъяты>, (точка координат №11) <данные изъяты>, на земельном участке с кадастровым номером №, общая площадь несанкционированной свалки отходов - на площади около 20 кв. м, объем около 20 кв. м. Обязать Шаповалова А.Г., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по защите земель от загрязнения, а именно устранить загрязнение на земельном участке с кадастровым номером № (точки координат GPS точка координат № 7 <данные изъяты>, точка координат № 8 <данные изъяты>), площадью около 40 кв. м, объемом около 20 куб. м (локация расположена на дороге и в кювете вдоль дороги).
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Джаманкулова О.К., действующая на основании доверенности, исковые требования, с учетом уточнений, поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточненных требованиях.
Ответчик Шаповалов А.Г. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель ответчика Шаповалова А.Г. - Тышкевич Г.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что по имеющимся у него сведениям, на принадлежащем Шаповалову А.Г. земельном участке с кадастровым номером № свалка твердых коммунальных отходов ликвидирована. Кроме того, пояснил, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку в рассматриваемом случае истец может лишь заявлять требования о проведении рекультивации земельного участка, а не возложении обязанности по ликвидации загрязнения данного земельного участка.
Представитель ответчика Администрации Омского муниципального района Омской области по доверенности Примак Т.А. в судебном заседании не отрицала наличие и площадь несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на землях, государственная собственность на которые не разграничена, однако полагает, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу, просит в иске к Администрации Омского муниципального района Омской области отказать в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Магнит» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От представителя ООО «Магнит» Колмаковой Е.В., действующей на основании доверенности, в материалы дела поступил отзыв на исковое заявление, в котором представитель указал, что прямая обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов лежит на собственниках земельных участков. Полагает заявленные требования законными и обоснованными (том 2, л.д. 59-61).
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В судебном заседании установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Омской области 20.05.2021 в ходе планового (рейдового) осмотра проведено обследование территории вблизи <адрес>. В ходе обследования главным специалистом отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области Гуткнехт Е.В. установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № (GPS координаты <данные изъяты> обнаружена несанкционированная свалка отходов в виде порубочных остатков деревьев, полиэтиленовых пакетов и пленки, стеклянных и пластиковых бутылок, боя стекла, отходов пластиковых изделий, утративших потребительские свойства, строительных отходов и т.п. Отходы зафиксированы на площади около 200 кв. м. Лица, осуществившие сброс отходов, не установлены (том 1 л.д. 17).
По результатам осмотра составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования от 20.05.2021 № 69.
Далее, в ходе судебного разбирательства, Министерством природных ресурсов и экологии Омской области 09.12.2021 повторно организован выезд с целью обследования территории вблизи <адрес>. В ходе обследования установлено, что несанкционированная свалка отходов, обнаруженная 20.05.2021, частично ликвидирована. Обнаружены остаточные места размещения ТКО в виде порубочных остатков деревьев, полиэтиленовых пакетов и пленки, стеклянных и пластиковых бутылок, боя стекла, отходов пластиковых изделий, утративших потребительские свойства, строительных отходов: на земельном участке с точками координат GPS координаты <данные изъяты> - несанкционированная свалка отходов на площади около 10 кв. м; на земельном участке с точками координат GPS координаты N <данные изъяты> - несанкционированная свалка отходов на площади около 10 кв. м (том 1 л.д. 198-199).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о собственнике земельного участка по адресу: земельный участок, ограниченный с северо-восточной стороны точками координат GPS координаты <данные изъяты>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о собственнике земельного участка по адресу: земельный участок, ограниченный с северо-восточной стороны точками координат <данные изъяты>, отсутствуют (том 1 л.д. 219).
Собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 264+/-37 кв. м, относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, является муниципальное образование - Омское сельское поселение Омского муниципального района Омской области, дата возникновения права - 30.06.2021, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (том 2 л.д. 86-87).
Согласно сведениям ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 48 000+/-1917 кв. м, относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - ведение сельскохозяйственного производства, является Шаповалов А.Г., дата возникновения права - 24.11.2021 (том 2 л.д. 88-90).
Администрацией Омского муниципального района Омской области представлено заключение кадастрового инженера МБУ «Центр кадастровых работ» Омского муниципального района Омской области Кардониса В.В., согласно которому установлено, что за границами населенного пункта п. Омский расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, общей площадью 1 191 кв. м: в границах земельного участка с кадастровым номером № расположен навал (твердые коммунальные отходы), площадью 125 кв. м; в границах земельного участка с кадастровым номером № расположен навал (твердые коммунальные отходы), площадью 201 кв. м; в границах земельного участка с кадастровым номером № расположен навал (твердые коммунальные отходы), площадью 133 кв. м; в границах земельного участка с кадастровым номером № расположен навал (твердые коммунальные отходы), площадью 80 кв. м; на землях не разграниченной государственной собственности расположен навал (твердые коммунальные отходы), площадью 652 кв. м (том 2 л.д. 161-162).
18.05.2022 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области организован выезд с целью обследования территории вблизи <адрес>. В ходе обследования обнаружены вдоль дороги в кювете места размещения ТКО в виде пластиковых изделий, утративших потребительские свойства, строительных отходов, отходов резиновых изделий и т.п. на общей площади 160 кв. м, объем 86 куб.м.: 1) на земельном участке, ограниченном точками <данные изъяты> - несанкционированная свалка отходов на площади около 20 кв. м, объемом около 6 куб.м.; 2) на земельном участке, ограниченном точками координат GPS координаты <данные изъяты> - несанкционированная свалка отходов на площади около 30 кв. м, объемом около 10 куб.м.; 3) на земельном участке, ограниченном точками координат GPS координаты N <данные изъяты> - несанкционированная свалка отходов на площади около 60 кв. м, объемом около 30 куб.м.; 4) на земельном участке, ограниченном точками координат GPS координаты <данные изъяты>, общая площадь несанкционированной свалки отходов - около 50 кв. м, объем около 40 кв. м) (том 2 л.д. 198-204).
По результатам осуществленного выезда Министерством природных ресурсов и экологии Омской области составлены акт выездного обследования от 18.05.2022 № 85, а также схема с отражением на ней мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, площади и объема свалки ТКО.
31.05.2022 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области вонвь проведено обследование территории вблизи <адрес>. В ходе обследования установлено, что на землях, государственная собственность на которые не разграничена, - точки координат GPS координаты <данные изъяты> на площади 20 кв. м объемом 10 куб. м размещена несанкционированная свалка отходов; а также на земельном участке с кадастровым номером № (точки координат GPS координаты <данные изъяты> (точка координат № 8) размещена несанкционированная свалка отходов на площади на площади около 40 кв. м, объемом около 20 куб.м. (локация расположена на дороге и в кювете вдоль дороги). Загрязненные земельные участки, указанные в акте обследования от 18.05.2022 № 85, как локация № 1, № 2, № 4 остались без изменений. По результатам обследования составлены акт выездного обследования от 31.05.2022 № 109, а также схема с отражением на ней мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, площади и объема свалки ТКО (том 3 л.д. 71-74).
Кроме того, Администрацией Омского муниципального района Омской области представлено заключение кадастрового инженера МБУ «Центр кадастровых работ» Омского муниципального района Омской области Кардониса В.В. от 31.05.2022, согласно которому за границами населенного пункта п. Омский расположена несанкционированная свалка, четыре навала твердых коммунальных отходов. Навал № 1, общей площадью 35 кв. м определяется на землях не разграниченной государственной собственности. Навал
№ 2, общей площадью 57 кв. м определяется на землях не разграниченной государственной собственности. Навал № 3, общей площадью 135 кв. м определяется: в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 72 кв. м; земельного участка с кадастровым номером №, площадью 57 кв. м; определяется на землях не разграниченной государственной собственности 6 кв. м. Навал № 4, общей площадью 217 кв. м определяется в границах: земельного участка с кадастровым номером №, площадью 69 кв. м; определяется на землях не разграниченной государственной собственности, площадью 148 кв. м (том 3 л.д. 86-89).
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентировано, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона об отходах производства и потребления).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Как ранее установлено в судебном заседании, на земельном участке <адрес> расположена свалка твердых бытовых отходов.
На территории Омской области действует Закон Омской области от 27.12.2006
№ 842-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Омской области», который регулирует отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области, определяет полномочия органов государственной власти Омской области в данной сфере.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 № 8, Министерство природных ресурсов и экологии Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сферах: 1) отношений недропользования; 2) водных отношений; 3) безопасности гидротехнических сооружений; 4) экологической экспертизы; 5) охраны окружающей среды; 6) особо охраняемых природных территорий регионального значения; 7) охраны, федерального государственного надзора и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания; 8) охоты и сохранения охотничьих ресурсов; 9) обращения с отходами производства и потребления.
Министерство в сфере охраны окружающей среды осуществляет региональный государственный экологический надзор (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности (пункт 12 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии).
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 2, 2.1. статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
По правилам п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Закрепление в пункте 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по обращению с отходами, а также позволяющих производить их утилизацию и обработку.
Пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении.
Таким образом, вопреки доводам представителя Администрации Омского муниципального района Омской области, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае на Администрацию Омского муниципального района Омской области.
В случае осуществления ликвидации несанкционированной свалки ТКО силами регионального оператора, согласно пункту 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, за региональным оператором остается право обращения в суд с требованием о взыскании понесенных убытков.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Оценив установленные по делу обстоятельства, имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие факт загрязнения твердыми коммунальными отходами земельных участков, находящихся в собственности Шаповалова А.Г., Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, а также не разграниченных земель.
Убедительных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, свидетельствующих об обратном, ответчиками не представлено.
Доводы представителя ответчика Шаповалова А.Г. - Тышкевича Г.В. о том, что спорная свалка твердых коммунальных отходов на принадлежащем данному ответчику земельном участке ликвидирована, по мнению суда, являются несостоятельными.
В материалы дела стороной истца представлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования от 15.08.2022, согласно которому 15.08.2022 с 09-45 часов до 10-10 часов осуществлен выезд на место, проведено обследование территории, расположенной <адрес>. В ходе обследования выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером № установлено наличие несанкционированной свалки отходов в виде порубочных остатков деревьев, полиэтиленовых пакетов и пленки, стеклянных и пластиковых бутылок, боя, стекла, отходов пластиковых изделий, утративших потребительские свойства, строительных отходов и т.п. Общая площадь занятия отходами составляет около 40 кв. м, объем сброшенных отходов приблизительно составляет 20 кв. м.
Таким образом, материалами дела не подтверждается, что на дату разрешения заявленных исковых требований ответчиком Шаповаловым А.Г. осуществлена ликвидация свалки отходов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №.
Размещение свалки свидетельствует как о противоречащем закону бездействии и не обеспечении создания соответствующих условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и необеспечении проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения названных территорий.
На основании изложенного, исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Омской области о возложении на ответчиков обязанности провести мероприятия по защите земель от загрязнения подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В силу части 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом положений ст. 206 ГПК РФ, суд, исходя из обстоятельств дела, представленных доказательств, предмета и характера заявленных исковых требований, полагает необходимым обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по защите земель от загрязнения, устранив загрязнения:
- на земельном участке, ограниченном точками GPS координат
№ <данные изъяты> (точка координат № 1), <данные изъяты> (точка координат № 2) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022, на обочине дороги и в кювете в <адрес> площадью около 20 кв. м, объемом около 6 куб. м;
- на земельном участке, ограниченном точками GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 3); <данные изъяты> (точка координат № 4) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022, на обочине дороги и в кювете <адрес> площадью около 30 кв. м, объемом около 10 куб. м;
- на земельном участке, ограниченном точками GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 5); <данные изъяты> (точка координат № 6) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022, в кювете вдоль дороги и на дороге <адрес> площадью около 20 кв. м, объемом около 10 куб. м;
- на земельном участке, ограниченном точками GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 9) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022, на обочине дороги и в кювете <адрес> площадью около 30 кв. м, объемом около 20 куб. м.
Обязать администрацию Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по защите земель от загрязнения, устранив загрязнения на земельном участке с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, площадью около 20 кв. м, объемом около 20 куб. м, в границах GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 10),
<данные изъяты> (точка координат № 11) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022.
Возложить на Шаповалова А.Г. (паспорт: серии №) обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по защите земель от загрязнения, устранив загрязнения на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение которого установлено <адрес>, на площади около 40 кв. м, объемом около 20 куб. м, точки GPS координат:
<данные изъяты> (точка координат № 7), <данные изъяты> (точка координат № 8) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика Шаповалова А.Г. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по защите земель от загрязнения, устранив загрязнения:
- на земельном участке, ограниченном точками GPS координат
<данные изъяты> (точка координат № 1), <данные изъяты> (точка координат № 2) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022, на обочине дороги и в кювете <адрес> площадью около 20 кв. м, объемом около 6 куб. м;
- на земельном участке, ограниченном точками GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 3); <данные изъяты> (точка координат № 4) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022, на обочине дороги и в кювете <адрес> площадью около 30 кв. м, объемом около 10 куб. м;
- на земельном участке, ограниченном точками GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 5); <данные изъяты> (точка координат № 6) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022, в кювете вдоль дороги и на дороге <адрес> площадью около 20 кв. м, объемом около 10 куб. м;
- на земельном участке, ограниченном точками GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 9) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022, на обочине дороги и в кювете <адрес> площадью около 30 кв. м, объемом около 20 куб. м.
Обязать администрацию Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по защите земель от загрязнения, устранив загрязнения на земельном участке с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, площадью около 20 кв. м, объемом около 20 куб. м, в границах GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 10),
<данные изъяты> (точка координат № 11) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022.
Возложить на Шаповалова А.Г. (паспорт: серии №) обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по защите земель от загрязнения, устранив загрязнения на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение которого установлено <адрес>, на площади около 40 кв. м, объемом около 20 куб. м, точки GPS координат:
<данные изъяты> (точка координат № 7), <данные изъяты> (точка координат № 8) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022.
Взыскать с Шаповалова А.Г. (паспорт: серии №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья К.А. Яковлев
Мотивированное решение изготовлено 22.08.2022
55RS0006-01-2021-006331-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Яковлева К.А.,
при секретаре судебного заседания Черкашенко И.В.,
с участием помощника судьи Лямкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 августа 2022 года по адресу:
г. Омск, ул. Омская, д. 194А гражданское дело № 2-1135/2022 по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к Администрации Омского муниципального района Омской области, администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области,Шаповалову А.Г. о возложении обязанности устранить загрязнение земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области, администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Шаповалову А.Г. о возложении обязанности устранить загрязнение земельного участка. Свои требования истец мотивировал тем, что 20.05.2021, 09.12.2021 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области проведено плановое (рейдовое) мероприятие по обследованию территории, расположенной вблизи <адрес>, в ходе которого выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов и мусора, загрязнение земельных участков с кадастровыми номерами №. С учетом неоднократных уточнений заявленных исковых требований, в окончательной редакции, истец просит обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по защите земель от загрязнения, а именно устранить загрязнение следующих земельных участков: на земельном участке, ограниченном точками GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 1),
<данные изъяты> (точка координат № 2) - на обочине дороги и в кювете в 5 м на север от земельного участка с кадастровым номером № площадью около 20 кв. м, объемом около 6 куб. м; на земельном участке, ограниченном точками GPS координат № <данные изъяты> (точка координат № 3); <данные изъяты> (точка координат № 4) - на обочине дороги и в кювете в 2 м на север от земельного участка с кадастровым номером № площадью около 30 кв. м, объемом около 10 куб. м; на земельном участке, ограниченном точками GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 5); <данные изъяты> (точка координат № 6) - в кювете вдоль дороги и на дороге с западной стороны вблизи земельного участка с кадастровым номером № площадью около 20 кв. м, объемом около 10 куб. м; на земельном участке, ограниченном точками GPS координат № <данные изъяты> (точка координат № 9) - на обочине дороги и в кювете с восточной стороны от земельного участка с кадастровым номером № площадью около 30 кв. м, объемом около 20 куб. м. Обязать администрацию Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по защите земель от загрязнения, а именно устранить загрязнение на земельном участке, ограниченном точками координат GPS (точка координат №10) <данные изъяты>, (точка координат №11) <данные изъяты>, на земельном участке с кадастровым номером №, общая площадь несанкционированной свалки отходов - на площади около 20 кв. м, объем около 20 кв. м. Обязать Шаповалова А.Г., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по защите земель от загрязнения, а именно устранить загрязнение на земельном участке с кадастровым номером № (точки координат GPS точка координат № 7 <данные изъяты>, точка координат № 8 <данные изъяты>), площадью около 40 кв. м, объемом около 20 куб. м (локация расположена на дороге и в кювете вдоль дороги).
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Джаманкулова О.К., действующая на основании доверенности, исковые требования, с учетом уточнений, поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточненных требованиях.
Ответчик Шаповалов А.Г. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель ответчика Шаповалова А.Г. - Тышкевич Г.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что по имеющимся у него сведениям, на принадлежащем Шаповалову А.Г. земельном участке с кадастровым номером № свалка твердых коммунальных отходов ликвидирована. Кроме того, пояснил, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку в рассматриваемом случае истец может лишь заявлять требования о проведении рекультивации земельного участка, а не возложении обязанности по ликвидации загрязнения данного земельного участка.
Представитель ответчика Администрации Омского муниципального района Омской области по доверенности Примак Т.А. в судебном заседании не отрицала наличие и площадь несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на землях, государственная собственность на которые не разграничена, однако полагает, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу, просит в иске к Администрации Омского муниципального района Омской области отказать в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Магнит» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От представителя ООО «Магнит» Колмаковой Е.В., действующей на основании доверенности, в материалы дела поступил отзыв на исковое заявление, в котором представитель указал, что прямая обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов лежит на собственниках земельных участков. Полагает заявленные требования законными и обоснованными (том 2, л.д. 59-61).
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В судебном заседании установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Омской области 20.05.2021 в ходе планового (рейдового) осмотра проведено обследование территории вблизи <адрес>. В ходе обследования главным специалистом отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области Гуткнехт Е.В. установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № (GPS координаты <данные изъяты> обнаружена несанкционированная свалка отходов в виде порубочных остатков деревьев, полиэтиленовых пакетов и пленки, стеклянных и пластиковых бутылок, боя стекла, отходов пластиковых изделий, утративших потребительские свойства, строительных отходов и т.п. Отходы зафиксированы на площади около 200 кв. м. Лица, осуществившие сброс отходов, не установлены (том 1 л.д. 17).
По результатам осмотра составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования от 20.05.2021 № 69.
Далее, в ходе судебного разбирательства, Министерством природных ресурсов и экологии Омской области 09.12.2021 повторно организован выезд с целью обследования территории вблизи <адрес>. В ходе обследования установлено, что несанкционированная свалка отходов, обнаруженная 20.05.2021, частично ликвидирована. Обнаружены остаточные места размещения ТКО в виде порубочных остатков деревьев, полиэтиленовых пакетов и пленки, стеклянных и пластиковых бутылок, боя стекла, отходов пластиковых изделий, утративших потребительские свойства, строительных отходов: на земельном участке с точками координат GPS координаты <данные изъяты> - несанкционированная свалка отходов на площади около 10 кв. м; на земельном участке с точками координат GPS координаты N <данные изъяты> - несанкционированная свалка отходов на площади около 10 кв. м (том 1 л.д. 198-199).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о собственнике земельного участка по адресу: земельный участок, ограниченный с северо-восточной стороны точками координат GPS координаты <данные изъяты>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о собственнике земельного участка по адресу: земельный участок, ограниченный с северо-восточной стороны точками координат <данные изъяты>, отсутствуют (том 1 л.д. 219).
Собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 264+/-37 кв. м, относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, является муниципальное образование - Омское сельское поселение Омского муниципального района Омской области, дата возникновения права - 30.06.2021, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (том 2 л.д. 86-87).
Согласно сведениям ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 48 000+/-1917 кв. м, относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - ведение сельскохозяйственного производства, является Шаповалов А.Г., дата возникновения права - 24.11.2021 (том 2 л.д. 88-90).
Администрацией Омского муниципального района Омской области представлено заключение кадастрового инженера МБУ «Центр кадастровых работ» Омского муниципального района Омской области Кардониса В.В., согласно которому установлено, что за границами населенного пункта п. Омский расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, общей площадью 1 191 кв. м: в границах земельного участка с кадастровым номером № расположен навал (твердые коммунальные отходы), площадью 125 кв. м; в границах земельного участка с кадастровым номером № расположен навал (твердые коммунальные отходы), площадью 201 кв. м; в границах земельного участка с кадастровым номером № расположен навал (твердые коммунальные отходы), площадью 133 кв. м; в границах земельного участка с кадастровым номером № расположен навал (твердые коммунальные отходы), площадью 80 кв. м; на землях не разграниченной государственной собственности расположен навал (твердые коммунальные отходы), площадью 652 кв. м (том 2 л.д. 161-162).
18.05.2022 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области организован выезд с целью обследования территории вблизи <адрес>. В ходе обследования обнаружены вдоль дороги в кювете места размещения ТКО в виде пластиковых изделий, утративших потребительские свойства, строительных отходов, отходов резиновых изделий и т.п. на общей площади 160 кв. м, объем 86 куб.м.: 1) на земельном участке, ограниченном точками <данные изъяты> - несанкционированная свалка отходов на площади около 20 кв. м, объемом около 6 куб.м.; 2) на земельном участке, ограниченном точками координат GPS координаты <данные изъяты> - несанкционированная свалка отходов на площади около 30 кв. м, объемом около 10 куб.м.; 3) на земельном участке, ограниченном точками координат GPS координаты N <данные изъяты> - несанкционированная свалка отходов на площади около 60 кв. м, объемом около 30 куб.м.; 4) на земельном участке, ограниченном точками координат GPS координаты <данные изъяты>, общая площадь несанкционированной свалки отходов - около 50 кв. м, объем около 40 кв. м) (том 2 л.д. 198-204).
По результатам осуществленного выезда Министерством природных ресурсов и экологии Омской области составлены акт выездного обследования от 18.05.2022 № 85, а также схема с отражением на ней мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, площади и объема свалки ТКО.
31.05.2022 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области вонвь проведено обследование территории вблизи <адрес>. В ходе обследования установлено, что на землях, государственная собственность на которые не разграничена, - точки координат GPS координаты <данные изъяты> на площади 20 кв. м объемом 10 куб. м размещена несанкционированная свалка отходов; а также на земельном участке с кадастровым номером № (точки координат GPS координаты <данные изъяты> (точка координат № 8) размещена несанкционированная свалка отходов на площади на площади около 40 кв. м, объемом около 20 куб.м. (локация расположена на дороге и в кювете вдоль дороги). Загрязненные земельные участки, указанные в акте обследования от 18.05.2022 № 85, как локация № 1, № 2, № 4 остались без изменений. По результатам обследования составлены акт выездного обследования от 31.05.2022 № 109, а также схема с отражением на ней мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, площади и объема свалки ТКО (том 3 л.д. 71-74).
Кроме того, Администрацией Омского муниципального района Омской области представлено заключение кадастрового инженера МБУ «Центр кадастровых работ» Омского муниципального района Омской области Кардониса В.В. от 31.05.2022, согласно которому за границами населенного пункта п. Омский расположена несанкционированная свалка, четыре навала твердых коммунальных отходов. Навал № 1, общей площадью 35 кв. м определяется на землях не разграниченной государственной собственности. Навал
№ 2, общей площадью 57 кв. м определяется на землях не разграниченной государственной собственности. Навал № 3, общей площадью 135 кв. м определяется: в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 72 кв. м; земельного участка с кадастровым номером №, площадью 57 кв. м; определяется на землях не разграниченной государственной собственности 6 кв. м. Навал № 4, общей площадью 217 кв. м определяется в границах: земельного участка с кадастровым номером №, площадью 69 кв. м; определяется на землях не разграниченной государственной собственности, площадью 148 кв. м (том 3 л.д. 86-89).
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регламентировано, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона об отходах производства и потребления).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Как ранее установлено в судебном заседании, на земельном участке <адрес> расположена свалка твердых бытовых отходов.
На территории Омской области действует Закон Омской области от 27.12.2006
№ 842-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Омской области», который регулирует отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области, определяет полномочия органов государственной власти Омской области в данной сфере.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 № 8, Министерство природных ресурсов и экологии Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сферах: 1) отношений недропользования; 2) водных отношений; 3) безопасности гидротехнических сооружений; 4) экологической экспертизы; 5) охраны окружающей среды; 6) особо охраняемых природных территорий регионального значения; 7) охраны, федерального государственного надзора и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания; 8) охоты и сохранения охотничьих ресурсов; 9) обращения с отходами производства и потребления.
Министерство в сфере охраны окружающей среды осуществляет региональный государственный экологический надзор (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, в области охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности (пункт 12 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии).
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 2, 2.1. статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
По правилам п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Закрепление в пункте 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по обращению с отходами, а также позволяющих производить их утилизацию и обработку.
Пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении.
Таким образом, вопреки доводам представителя Администрации Омского муниципального района Омской области, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае на Администрацию Омского муниципального района Омской области.
В случае осуществления ликвидации несанкционированной свалки ТКО силами регионального оператора, согласно пункту 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, за региональным оператором остается право обращения в суд с требованием о взыскании понесенных убытков.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Оценив установленные по делу обстоятельства, имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие факт загрязнения твердыми коммунальными отходами земельных участков, находящихся в собственности Шаповалова А.Г., Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, а также не разграниченных земель.
Убедительных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, свидетельствующих об обратном, ответчиками не представлено.
Доводы представителя ответчика Шаповалова А.Г. - Тышкевича Г.В. о том, что спорная свалка твердых коммунальных отходов на принадлежащем данному ответчику земельном участке ликвидирована, по мнению суда, являются несостоятельными.
В материалы дела стороной истца представлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования от 15.08.2022, согласно которому 15.08.2022 с 09-45 часов до 10-10 часов осуществлен выезд на место, проведено обследование территории, расположенной <адрес>. В ходе обследования выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером № установлено наличие несанкционированной свалки отходов в виде порубочных остатков деревьев, полиэтиленовых пакетов и пленки, стеклянных и пластиковых бутылок, боя, стекла, отходов пластиковых изделий, утративших потребительские свойства, строительных отходов и т.п. Общая площадь занятия отходами составляет около 40 кв. м, объем сброшенных отходов приблизительно составляет 20 кв. м.
Таким образом, материалами дела не подтверждается, что на дату разрешения заявленных исковых требований ответчиком Шаповаловым А.Г. осуществлена ликвидация свалки отходов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №.
Размещение свалки свидетельствует как о противоречащем закону бездействии и не обеспечении создания соответствующих условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и необеспечении проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения названных территорий.
На основании изложенного, исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Омской области о возложении на ответчиков обязанности провести мероприятия по защите земель от загрязнения подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В силу части 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом положений ст. 206 ГПК РФ, суд, исходя из обстоятельств дела, представленных доказательств, предмета и характера заявленных исковых требований, полагает необходимым обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по защите земель от загрязнения, устранив загрязнения:
- на земельном участке, ограниченном точками GPS координат
№ <данные изъяты> (точка координат № 1), <данные изъяты> (точка координат № 2) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022, на обочине дороги и в кювете в <адрес> площадью около 20 кв. м, объемом около 6 куб. м;
- на земельном участке, ограниченном точками GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 3); <данные изъяты> (точка координат № 4) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022, на обочине дороги и в кювете <адрес> площадью около 30 кв. м, объемом около 10 куб. м;
- на земельном участке, ограниченном точками GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 5); <данные изъяты> (точка координат № 6) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022, в кювете вдоль дороги и на дороге <адрес> площадью около 20 кв. м, объемом около 10 куб. м;
- на земельном участке, ограниченном точками GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 9) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022, на обочине дороги и в кювете <адрес> площадью около 30 кв. м, объемом около 20 куб. м.
Обязать администрацию Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по защите земель от загрязнения, устранив загрязнения на земельном участке с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, площадью около 20 кв. м, объемом около 20 куб. м, в границах GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 10),
<данные изъяты> (точка координат № 11) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022.
Возложить на Шаповалова А.Г. (паспорт: серии №) обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по защите земель от загрязнения, устранив загрязнения на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение которого установлено <адрес>, на площади около 40 кв. м, объемом около 20 куб. м, точки GPS координат:
<данные изъяты> (точка координат № 7), <данные изъяты> (точка координат № 8) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика Шаповалова А.Г. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по защите земель от загрязнения, устранив загрязнения:
- на земельном участке, ограниченном точками GPS координат
<данные изъяты> (точка координат № 1), <данные изъяты> (точка координат № 2) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022, на обочине дороги и в кювете <адрес> площадью около 20 кв. м, объемом около 6 куб. м;
- на земельном участке, ограниченном точками GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 3); <данные изъяты> (точка координат № 4) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022, на обочине дороги и в кювете <адрес> площадью около 30 кв. м, объемом около 10 куб. м;
- на земельном участке, ограниченном точками GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 5); <данные изъяты> (точка координат № 6) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022, в кювете вдоль дороги и на дороге <адрес> площадью около 20 кв. м, объемом около 10 куб. м;
- на земельном участке, ограниченном точками GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 9) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022, на обочине дороги и в кювете <адрес> площадью около 30 кв. м, объемом около 20 куб. м.
Обязать администрацию Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по защите земель от загрязнения, устранив загрязнения на земельном участке с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, площадью около 20 кв. м, объемом около 20 куб. м, в границах GPS координат <данные изъяты> (точка координат № 10),
<данные изъяты> (точка координат № 11) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022.
Возложить на Шаповалова А.Г. (паспорт: серии №) обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по защите земель от загрязнения, устранив загрязнения на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение которого установлено <адрес>, на площади около 40 кв. м, объемом около 20 куб. м, точки GPS координат:
<данные изъяты> (точка координат № 7), <данные изъяты> (точка координат № 8) в соответствии со схемой к акту осмотра от 31.05.2022.
Взыскать с Шаповалова А.Г. (паспорт: серии №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья К.А. Яковлев
Мотивированное решение изготовлено 22.08.2022