Р Е Ш Е Н И Е
30 ноября 2022 года г.Красноярск
Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобы Яврумяна Х.Г. на решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ, решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Карена»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного специалиста- государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края №90-04/ЭП от 5 апреля 2022 года юридическое лицо- ООО «Карена» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.
Согласно постановлению ООО «Карена» при эксплуатации асфальтобетонной установки на производственной площадке, расположенной по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, д. Кубеково, p-он ТЭЦ-3, участок №2, нарушило условия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (приказ министерства экологии от 01.02.2018 У21/205-од), допустило превышение значений установленных нормативов выброса вредных (загрязняющих) веществ: сернистого ангидрида (диоксида серы) в 9,1 раза, диоксида азота в 24,4 раза, оксида углерода в 1,7 раз.
Постановлением главного специалиста- государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края №123-04/ЭП от 5 апреля 2022 года ООО «Карена» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Согласно постановлению в нарушение ч.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.7 ст.16, ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п.15,16,18,19,21,23,25 «Правил эксплуатации установок очистки газа» ООО «Карена» эксплуатируется асфальтобетонная установка, которая осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без разработки и утверждения паспорта газоочистной установки, программы проведения технического обслуживания, проверки показаний работы газоочистной установки и планово-предупредительного ремонта, разработки руководства (инструкции) по эксплуатации, определения должностного лица, ответственного за эксплуатацию газоочистной установки и ведение её паспорта. Не осуществляется планово-предупредительный ремонт, технический осмотр газоочистной установки, ей не присвоен регистрационный номер, не ведётся реестр газоочистных установок с присвоением каждой регистрационного номера и нанесением его на корпус установки в доступном для ознакомления месте.
Решениями судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 сентября 2022 года жалобы генерального директора ООО «Карена» Яврумяна Х.Г. на постановления оставлены без удовлетворения.
В жалобах, с которыми обратился в Красноярский краевой суд, Яврумян Х.Г. просит судебные решения отменить, указывает, что по результатам проверки, проведённой Красноярской природоохранной прокуратурой, в отношении ООО «Карена» было возбуждено три дела об административных правонарушениях- предусмотренных ст. 8.1, ч.ч.2 и 3 ст.8.21 КоАП РФ, по каждому из дел вынесено постановление о назначении административного наказания. При рассмотрении жалоб судья Емельяновского районного суда не учел, что имеются основания для применения положений ст.4.1.1, ч.4.1.2, ч.6 ст.4.4 КоАП РФ, для снижения наказания и назначения одного наказания за все правонарушения, поскольку они выявлены при проведении одного надзорного мероприятия.
Определением судьи Красноярского краевого суда от 28 ноября 2022 года рассмотрение жалоб объединено в одно производство.
В судебном заседании защитник ООО «Карена» Крикун Ю.В. жалобы поддержал, помощник Красноярского природоохранного прокурора Чупринова Т.В. возражала против их удовлетворения.
Проверив материалы дел, изучив доводы жалоб, полагаю, что постановления по делам об административных правонарушениях в отношении ООО «Карена», вынесенные по ч.ч.2 и 3 ст.8.21 КоАП РФ, а также решения судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 сентября 2022 года по данным делам подлежат изменению по следующим основаниям.
Частью 2 ст. 8.21 КоАП РФ установлено, что нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ч.3 ст.8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.51 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
То обстоятельство, что ООО «Карена» в ходе производственной деятельности допустило нарушения, описанные в постановлениях №№90-04/ЭП, 123-04/ЭП от 5 апреля 2022 года, которые обжалуются в рамках настоящего дела, в рассматриваемых жалобах не оспаривается и подтверждается справками по итогам прокурорской проверки от 30 ноября 2021 года, справками министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края об участии в проверке, постановлениями Красноярского природоохранного прокурора о возбуждении дел об административных правонарушениях и иными материалами.
В этой связи обоснованность привлечения ООО «Карена» к административной ответственности по ч.2 и ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Процессуальные нормы при производстве по данному делу не нарушены.
В то же время, при назначении ООО «Карена» наказания за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 и ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ следует принять во внимание следующее:
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена ст.4.1.2 КоАП РФ, согласно части 1 которой при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Кроме того, этим же законом ст.4.4 КоАП РФ дополнена частью 6, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно п.2 ч.3 ст.4.4 КоАП РФ в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
Как установлено ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Из дела следует, что нарушения, за которые ООО «Карена» привлечено к административной ответственности по ч.2 и ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ, выявлены в ходе одного надзорного мероприятия- проверки, проведённой Красноярской природоохранной прокуратурой на основании решения от 21 августа 2021 года.
Следовательно, при назначении юридическому лицу административного наказания подлежат применению положения п.2 ч.3, ч.6 ст.4.4 КоАП РФ
Кроме того, с 01 августа 2016 года ООО «Карена» состоит в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие, что даёт основание для применения при назначении наказания положений ч.1 ст. 4.1.2 КоАП РФ и назначения наказания в рамках санкций, предусмотренных для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
С учетом изложенного, положений ч.2 ст.1.7 и ч.6 ст.4.4 КоАП РФ, принимая во внимание, что санкция ч.2 ст.8.21 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание в виде административного штрафа, в том числе и при применении положений ч.1 ст.4.1.2 КоАП РФ, решения судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 сентября 2022 года, постановление главного специалиста- государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края №90-04/ЭП от 5 апреля 2022 года о привлечении ООО «Карена» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, постановление главного специалиста- государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края №123-04/ЭП от 5 апреля 2022 года о привлечении ООО «Карена» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, подлежат изменению с назначением ООО «Карена» одного наказания в виде административного штрафа в рамках санкции, предусмотренной для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица ч.2 ст.8.21 КоАП РФ.
Оснований к отмене перечисленных актов по доводам рассматриваемых жалоб не имеется.
Так как вменяемые ООО «Карена» нарушения по своему характеру создают угрозу причинения вреда окружающей среде, положения ст.4.1.1 КоАП РФ применению не подлежат.
Жалоба на законность постановления главного специалиста- государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края № 121-04/ЭП от 5 апреля 2022 года о признании ООО «Карена» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения, в Красноярский краевой суд не поступила, что исключает возможность вынесения в рамках настоящего дела решения об обоснованности указанного постановления, в том числе и с точки зрения правильности назначенного им наказания.
Руководствуясь ст. 30.7- 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решения судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 сентября 2022 года, постановление главного специалиста- государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края №90-04/ЭП от 5 апреля 2022 года о привлечении ООО «Карена» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, постановление главного специалиста- государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края №123-04/ЭП от 5 апреля 2022 года о привлечении ООО «Карена» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, изменить:
назначить ООО «Карена» за правонарушения, предусмотренные ч.2 ст.8.21 и ч.3 ст.8.21 КоАП РФ одно административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В остальном состоявшиеся решения и постановления оставить без изменения, жалобы Яврумяна Х.Г. - без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда: Ю.А. Жихарев
Дело № 7р- 1808/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 ноября 2022 года г.Красноярск
Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассматривая на стадии подготовки жалобы Яврумяна Х.Г. на решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ, решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Карена»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного специалиста- государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края №90-04/ЭП от 5 апреля 2022 года юридическое лицо- ООО «Карена» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.
Согласно постановлению ООО «Карена» при эксплуатации асфальтобетонной установки на производственной площадке, расположенной по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, д. Кубеково, p-он ТЭЦ-3, участок №2, нарушило условия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (приказ министерства экологии от 01.02.2018 У21/205-од), допустило превышение значений установленных нормативов выброса вредных (загрязняющих) веществ: сернистого ангидрида (диоксида серы) в 9,1 раза, диоксида азота в 24,4 раза, оксида углерода в 1,7 раз.
Постановлением главного специалиста- государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края №123-04/ЭП от 5 апреля 2022 года ООО «Карена» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Согласно постановлению в нарушение ч.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.7 ст.16, ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п.15,16,18,19,21,23,25 «Правил эксплуатации установок очистки газа» ООО «Карена» эксплуатируется асфальтобетонная установка, которая осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без разработки и утверждения паспорта газоочистной установки, программы проведения технического обслуживания проверки показаний работы газоочистной установки и планово-предупредительного ремонта, разработки руководства (инструкции) по эксплуатации, определения должностного лица, ответственного за эксплуатацию газоочистной установки и ведение её паспорта. Не осуществляется планово-предупредительный ремонт, технический осмотр газоочистной установки, ей не присвоен регистрационный номер, не ведётся реестр газоочистных установок с присвоением каждой регистрационного номера и нанесением его на корпус установки в доступном для ознакомления месте.
Решениями судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 сентября 2022 года жалобы генерального директора ООО «Карена» Яврумяна Х.Г. на постановления оставлены без удовлетворения.
В жалобах, с которыми обратился в Красноярский краевой суд, Яврумян Х.Г. просит судебные решения отменить.
Согласно ч.6.ст.4.4 КоАП РФ (часть 6 введена Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ), если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
С учетом данной нормы закона, а также положений ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, полагаю необходимым рассмотреть дела по жалобам на перечисленные выше постановления в отношении ООО «Карена» в одном производстве.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Объединить рассмотрение дел по жалобам Яврумяна Х.Г. на решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ, решение судьи Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Карена» в одно производство с рассмотрением их в Красноярском краевом суде 30 ноября 2022 года в 14-00 часов.
Судья
Красноярского краевого суда Ю.А.Жихарев