Дело № 2а-643/2022
УИД 21RS0023-01-2021-009031-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2022 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Хмыровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной всети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта ------ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указал, что в результате прокурорской проверки выявлен сайт ------ на котором размещена информация об изготовлении и продаже поддельных водительских удостоверений под видом «легальных», указаны конкретные расценки на водительские удостоверения, предусмотрена возможность направления заявок по электронной почте. Вход на сайты осуществляется свободно, не требуется предварительной регистрации. Ознакомиться с содержанием представленных страниц и скопировать их в электронном (ином) варианте может любой Интернет-пользователь. Информация распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения на распространение отсутствуют.
Представитель административного истца прокуратуры Ленинского района г.Чебоксары, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
От представителя заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице территориального отдела в Чувашской Республики Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу поступил письменный отзыв, в котором содержится просьба рассмотреть дело без участия представителя.
Огласив письменный отзыв заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней с помощью Интернет – провайдеров, попадает в сферу регулирования ФЗ № 149.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Оператор информационной системы – гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15).
Частью 6 статьи 10 указанного Федерального закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с частью 5 статьи 15 того же Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу части 1 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица; противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Ст. 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а также за использование заведомо подложного документа.
В соответствии с частями 2 и 4 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в ст. 26 данного закона. Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами, определение технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средством и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в ходе проведения прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары выявлен сайт ------ на котором размещена информация о об изготовлении и продаже поддельных водительских удостоверений под видом «легальных», указаны конкретные расценки на водительские удостоверения, предусмотрена возможность направления заявок по электронной почте. Вход на сайты осуществляется свободно, не требуется предварительной регистрации. Ознакомиться с содержанием представленных страниц и скопировать их в электронном (ином) варианте может любой Интернет-пользователь. Информация распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения на распространение отсутствуют.
Изложенное подтверждается актом осмотра помощника прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от дата, а также скриншотами.
Сведения об администраторе сайта в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, установлено, что на указанном сайте размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 того же закона основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 5.1.7 положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
До настоящего времени вышеуказанный сайт в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не внесен.
При изложенных обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать информацию, размещенную на Интернет-странице ------ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Направить копию решения в территориально отделение Управления Роскомнадзора по ПФО (территориальное отделение Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу) для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья | Н.В. Архипова |