РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Ермаковское
Красноярского края 10 июля 2019 года
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Максиян О.Г.,
при секретаре Анашкиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Елистратовой Татьяны Георгиевны к Администрации Ермаковского сельсовета Красноярского края о признании незаконным и отмене решения (ответа) администрации Ермаковского сельсовета от 31.01.2019 года № 02-60-144,
УСТАНОВИЛ:
Елистратова Т.Г. обратилась в суд с уточненным административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить решение (ответ) администрации Ермаковского сельсовета от 31.01.2019 года № 02-60-144, об отказе в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Свои требования мотивирует тем, что на основании решения Ермаковского районного суда от 22.08.2016 года, администрация Ермаковского сельсовета выделила ей по договору социального найма № 3 от 05.06.2017 года жилое помещение по адресу: <адрес> 06.11.2018 года она обратилась в администрацию Ермаковского сельсовета с заявлением о приватизации данной квартиры. Однако администрацией в приватизации ей было отказано.
В судебном заседании административный истец Елистратова Т.Г. исковые требования поддержала по основаниям изложенным в иске, дополнительно пояснила, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону, 18.07.2016 года она зарегистрировала право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., которую ДД.ММ.ГГГГ подарила ФИО1. О том, что она являлась собственником данного жилого помещения, администрация была извещена устно.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Ермаковского сельсовета Абрамов В.С. (полномочия подтверждены) возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что жилой дом Елистратовой Т.Г., расположенный по адресу: <адрес>, постановлением администрации Ермаковского сельсовета №-п от ДД.ММ.ГГГГ был признан непригодным для постоянного проживания. В связи с чем, 24.04.2013 года Елистратова Т.Г. признана малоимущей (Постановление администрации Ермаковского сельсовета №-п) и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма (Постановление №-п). На основании решения Ермаковского районного суда от 22.08.2016 года Елистратовой Т.Г., администрация Ермаковского сельсовета выделила последней по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Елистратова обратилась в администрацию Ермаковского сельсовета с заявлением о приватизации данной квартиры. Формируя пакет документов для процедуры приватизации, из выписки из ЕГРН стало известно, что до 28 марта 2013 года Елистратова Т.Г. являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство по закону, Елистратова Т.Г. зарегистрировала право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 19 кв.м, расположенное на земельном участке площадью 1591 кв.м.. Согласно выписки из ЕГРН, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, было прекращено ДД.ММ.ГГГГ. Собственником указанного жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ является ФИО1. О том, что в июле 2016 года Елистратова Т.Г. была собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, последняя в Ермаковский сельсовет не сообщила, чем нарушила ст. 13 Закона Красноярского края № 18-4751 от 23.05.2006 года.
Согласно Постановлению администрации Ермаковского района от 24.07.2007 года № 468-п, учетной нормой для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является 18 кв.м.. Поскольку площадь указанного жилого помещения составляла 19 кв.м., т.е более учетной нормы, то Елистратовой были утрачены основания дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Данные действия Елистратовой Т.Г. истец расценивает как намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий, выразившиеся в приобретении 18.07.2016 года в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м..
В судебном заседании заинтересованное лицо Елистратов И.В. не возражал против удовлетворения административного иска и пояснил, что квартира расположенная по адресу: <адрес>, была подарена ему.
Представитель заинтересованного лица Администрации Ермаковского района в судебное заседание не явился, о дате и времени которого уведомлен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 9 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.ч. 8, 9 и 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч. 11 статьи 226 КАС РФ установлено, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 ч. 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению); имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации. Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
Постановлением администрации Ермаковского района от 24.07.2007 года № 468-п «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения на территории района» (а ред. Постановления от 23.01.2012 года № 30-п) учетной нормой для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является 18 кв.м.м.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 4 Закона Красноярского края от 23.05.2006 N 18-4751 (ред. от 08.02.2018) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края", граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет по истечении пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий. Если в течение пяти лет перед получением жилого помещения по договору социального найма гражданин, состоящий на учете, произвел отчуждение принадлежащих ему на праве собственности жилых помещений или произвел действия, приведшие к уменьшению размера занимаемых жилых помещений, ему предоставляется жилое помещение с учетом размера жилых помещений, находившихся у него до отчуждения или до совершения действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений. При этом общая площадь предоставляемого гражданину жилого помещения в указанных случаях не может быть менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 7 п. 4 ст. 4 Закона Красноярского края от 23.05.2006 N 18-4751 (ред. от 08.02.2018), к действиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, повлекшим ухудшение жилищных условий, могут быть отнесены, в том числе и отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Красноярского края от 23.05.2006 N 18-4751 (ред. от 08.02.2018), при изменениях состава семьи, места жительства и других данных, влияющих на право гражданина состоять на учете, гражданин обязан в течение трех месяцев с момента таких изменений, кроме предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, представить в орган, осуществляющий принятие на учет, документы, подтверждающие происшедшие изменения.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что решением Ермаковского районного суда от 22 августа 2016 года, администрация Ермаковского сельсовета обязана предоставить Елистратовой Т.Г. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, пригодное для постоянного проживания.
Во исполнение вышеуказанного решения, договором социального найма жилого помещения № 3 от 05.06.2017 года, администрацией Ермаковского сельсовета предоставлено Елистратовой Т.Г. в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м..
06.11.2018 года в администрацию Ермаковского сельсовета, поступило заявление Елистратовой Т.Г. о приватизации выделенного ей по договору социального найма жилого помещения.
Формируя пакет документов для проведения процедуры приватизации, администрацией Ермаковского сельсовета был направлен запрос о предоставлении сведений из ЕГРН о правах на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости.
Как следует из выписки из ЕГРН, 18.07.2016 года Елистратова Т.Г. зарегистрировала право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 24 мая 2016 года. После чего 26.07.2016 года произвела отчуждение данного жилого помещения на основании договора дарения Елистратову И.В..
31.01.2019 года на заявление Елистратовой Т.Г. от 06.11.2018 года о приватизации выделенного ей по договору социального найма жилого помещения, администрацией Ермаковского сельсовета дан ответ, которым в приватизации было отказано ввиду намеренного ухудшения Елистратовой Т.Г. своих жилищных условий.
Анализируя вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Елистратова Т.Г. на момент предоставления ей спорного жилого помещения не имела права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поскольку произвела намеренное ухудшение своих жилищных условий, подарив принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., ФИО1. При этом, с момента отчуждения указанного помещения, имевшего место 26.07.2016 года, установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок не истек, поскольку решение о предоставлении ответчику спорного жилого помещения было принято 05.06.2017 года.
Кроме того, при принятии решения суд учитывает, что в нарушение требований действующего законодательства, Елистратова Т.Г., до заключения договора социального найма, не сообщила в Администрацию Ермаковского сельсовета о приобретении права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. При этом в обоснование своих доводов, ответчиком не предоставлено суду достоверных доказательство подтверждающих факт уведомления администрации Ермаковского сельсовета о приобретении права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В связи с чем, суд полагает, что обжалуемое решение (ответ) главы администрации Ермаковского сельсовета от 31.01.2019 года № 02-60-144, является законным и обоснованным. Ответ дан по указанному в заявлении вопросу, в соответствии с требованиями действующего законодательства на основании собранного пакета документа, уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, при этом, при дачи ответа, администрацией Ермаковского сельсовета нарушений прав и законных интересов административного истца не допущено.
Доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с содержанием ответа, однако это не свидетельствует о его незаконности, при этом ни по форме, ни по содержанию ответ не противоречит положениям вышеуказанным требованиям действующего законодательства.
Иных доказательств подлежащих оценке, при принятии решения по данному исковому заявлению, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Елистратовой Татьяны Георгиевны к Администрации Ермаковского сельсовета Красноярского края о признании незаконным и отмене решения (ответа) администрации Ермаковского сельсовета от 31.01.2019 года № 02-60-144, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ермаковский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.Г. Максиян
Мотивированное решение составлено 15 июля 2019 года.