Решение по делу № 2а-1167/2018 от 25.01.2018

Дело № 2а-1167/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2018 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Кивилевой А.А.,

с участием административного истца Харитоновой Л.М.,

представителя административного ответчика Рубцовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми дело по административному исковому заявлению Харитоновой Л.М. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить нарушенные права,

установил:

Харитонова Л.М. обратилась в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (далее – Департамент), просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставления земельного участка в собственность; возложить обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставления земельного участка в собственность; возложить обязанность по принятию решения о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес>.

В обоснование заявленных требований указала, что для реализации своих прав по Закону Пермского края -ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участке на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами» обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес> общей площадью 958 кв.м., приложив необходимый пакет документов. Решением от ДД.ММ.ГГГГ. Департамент отказал в предоставлении земельного участка без проведения торгов на том основании, что в соответствии с экспертным заключением ООО «<данные изъяты>», на испрашиваемом земельном участке расположено строение лит.Р, общей площадью 12,8 кв.м, в то время как решением суда установлен факт постоянного проживания Харитновой Л.М. в жилом доме лит.А, общей площадью 36,1 кв.м, 1922 года постройки, по адресу: <Адрес>. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы, поскольку в Департамент представлено откорректированное экспертное заключение, в связи с чем, просит заявленные требования удовлетворить.

    Определением суда от 14.03.2018г. производство по административному делу в части требований о возложении обязанности по принятию решения о предоставлении в собственность земельного участка, прекращено.

Административный истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержав доводы письменного отзыва (л.д.38-40).

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в силу следующего.

Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1).

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган (п. 5).

В соответствии с ч. 1 ст. 2, абз.1 ст. 4, ст. 5 Закона Пермского края от 14.02.2014 № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами», земельный участок предоставляется в собственность гражданина (граждан) (далее - граждане) в случае, если на земельном участке расположен жилой дом, созданный до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР», в котором гражданин (граждане) фактически проживает (проживают) не менее 15 лет и для которого данный жилой дом является единственным имеющимся жилым домом.

Условиями бесплатного предоставления гражданам земельного участка под жилым домом являются:

а) жилой дом пригоден для постоянного проживания;

б) в отношении земельного участка под жилым домом отсутствуют ограничения либо запреты его предоставления в собственность гражданина (граждан), установленные в соответствии с земельным и (или) градостроительным законодательством;

в) предоставление земельного участка под жилым домом не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Земельный участок под жилым домом предоставляется бесплатно гражданам в собственность однократно (ч. 1 ст. 2).

Местоположение границ предоставляемого земельного участка и его площадь определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом фактического землепользования, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абз.1 ст. 4)

Граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, обладающий правом его предоставления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган), по месту нахождения земельного участка с заявлением.

В случае, предусмотренном частью 2 статьи 3 настоящего Закона, граждане совместно обращаются с заявлением о предоставлении земельного участка.

В заявлении указываются лица, проживающие в жилом доме, находящемся на земельном участке, и соответствующие требованиям части 1 статьи 2 настоящего Закона.

К заявлению прилагаются:

а) копии документов, удостоверяющих личность граждан;

б) справка органа технической инвентаризации об отсутствии в собственности гражданина иных жилых помещений до 01.12.1998;

в) заключение специализированной организации, осуществляющей деятельность в сфере инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, о результатах обследования несущих и ограждающих конструкций жилого дома;

г) документы, подтверждающие фактическое проживание в жилом доме (ст. 5).

Согласно пунктов 7, 8, 9, 10 ст. 5 Закона Пермского края от 14.02.2014 N 293-ПК (ред. от 25.12.2015) "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами" (принят ЗС ПК 23.01.2014) основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении гражданам земельного участка под жилым домом в соответствии с настоящим Законом являются:

а) несоответствие земельного участка и (или) жилого дома условиям, установленным в части 1 статьи 2 настоящего Закона;

б) непредоставление гражданами документов и сведений, предусмотренных настоящим Законом;

в) ранее реализованное гражданами право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства (п. 7).

Решение об отказе в предоставлении в собственность граждан земельного участка принимается уполномоченным органом в месячный срок со дня поступления указанных в частях 1, 2 настоящей статьи заявления (заявлений) и документов.

Решение об отказе должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 7 настоящей статьи (п. 8).

Уполномоченный орган не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения об отказе направляет заказным письмом или выдает гражданам копию такого решения (п. 9).

В соответствии с решением Пермской городской Думы от 24.02.2015 № 39 «Об утверждении Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми», принятие решений о предоставлении земельных участков, по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством, относится к функциям Департамента земельных отношений администрации города Перми.

В судебном заседании установлено, что решением Ленинского районного г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ установлен юридический факт постоянного проживания Харитоновой Л.М. в жилом доме, расположенном по адресу: г<Адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.6-8).

Административный истец обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес>, на основании Закона Пермского края от 14.02.2014 № 293-ПК «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Пермского края под индивидуальными либо блокированными жилыми домами».

Как следует из административного искового заявления и ответчиком не оспаривается, к заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе экспертное заключение ООО «<данные изъяты>» о признании строения (Лит.Р), расположенного по адресу <Адрес>, в Ленинском районе г.Перми пригодным для постоянного проживания, а земельный участок пригодным для проведения работ по реконструкции строения (л.д.9-25).

ДД.ММ.ГГГГ. решением Департаментом отказано в предоставлении земельного участка, на том основании, что в соответствии с экспертным заключением «Пермархбюро» на земельном участке по адресу: <Адрес> расположено строение лит.Р, общей площадью 12,8 кв.м, 1959 года постройки, в то время как решением суда установлен факт постоянного проживания Харитоновой Л.М. в жилом доме лит.А, общей площадью 36,1 кв.м, 1922 года постройки по адресу: <Адрес>. Следовательно, факт проживания Харитоновой Л.М. в жилом доме по указанному адресу не установлен, что не соответствует условиям, установленным в ч.1 ст.2 Закона.

    Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 пояснила, что работает инженером первой категории в ООО «Пермархбюро», готовила заключение по дому по <Адрес>, выходила на местность, осматривала дом. Первоначально, из технических документов у неё была только инвентаризационная карточка, которая содержала информацию лишь по литеру А, технического паспорта не было. При осмотре было установлено, что на земельном участке расположено только одно здание, расположено в центре земельного участка. Поскольку в инвентаризационной карточке был указан литер А, идентифицировала данный дом, как литер А. В связи с этим описала в заключении от ДД.ММ.ГГГГ. данный дом, указав его, как литер А, сомнений, что это другой литер у меня не возникло. Когда сдали документы в Департамент, сделали замечание о том, что тот дом, который сочли как литер А, это не правильно идентифицированный объект. В связи с этим был сделан технический паспорт и подготовлено новое заключение, в котором данный дом указан, как литер Р.

Оценив представленные доказательств в совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента следует признать незаконным, поскольку решением суда установлен факт проживания Харитоновой Л.М. с года в жилом доме по определенному адресу, без указания соответствующего литера строения.

Ссылки административного ответчика на обстоятельства, установленные решением Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, в части указания на нахождение на земельном участке дома под литером А, для настоящего административного дела не имеют правового значения, поскольку какие-либо обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для рассматриваемого спора решением суда по гражданскому делу не установлены.

Вступившим в силу решением суда установлено лишь наличие на земельном участке жилого дома и факт проживания Харитоновой А.И. в данном жилом доме по адресу: <Адрес> в течение 15 лет. Определение литера данного дома, не относится к числу обстоятельств, подлежащих установлению по делу об установлении юридического факта.

Из совокупности представленных доказательств судом достоверно установлено, что на земельном участке по адресу: <Адрес> расположено лишь один жилой дом – литер Р, жилой дом под литером А – снесен. Указанные обстоятельства объективно подтверждается техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.16-19. ), показаниями свидетеля ФИО5, пояснившей, что в экспертном заключении первоначально ошибочно указала жилой дом литер Р, как литер А.

Поскольку жилой дом литер Р по адресу: <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ года постройки (л.д.20-22), т.е. создан до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", (до 01.07.1990 года), пригоден для проживания, Харитонова Л.М. проживает в нём более 15 лет, суд считает, что заявленные административным истцом требования к Департаменту о признании решения незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Разрешая дело по правилам ч.1 ст. 178, ч.8 ст. 226 КАС РФ, суд считает, что при рассмотрении Департаментом заявления Харитоновой Л.М. нарушены права и законные интересы заявителя.

Доводы административного ответчика о том, что в последующем Харитонова Л.М. повторно обращалась с заявлением о предоставлении земельного участка, следовательно её права и интересы не нарушены, судом отклоняются, поскольку по заявлению Харитоновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ. решение о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка не принималось, разъяснено лишь, что необходимо установить факт проживания в доме по адресу: Пермь, <Адрес> этом, в любом случае, наличие повторных обращений заявителя, по которым не принято решение о предоставлении земельного участка, не является препятствием для оспаривания решения об отказе в предоставлении земельного участка.

    В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд обязан административному ответчику указать на устранение нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.

Восстановление нарушенных прав административного истца подлежит путем возложения обязанности на Департамент повторно рассмотреть заявление Харитоновой Л.М. о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <Адрес>, в соответствии с установленными настоящим судом обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии с положениями ч. 9 ст. 227 КАС РФ, на Департамент необходимо возложить обязанность сообщить Харитоновой Л.М. и Ленинскому районному суду г. Перми об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании п.4 ч.3 ст. 227 КАС РФ настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.

Руководствуясь ст., ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

    признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставления земельного участка в собственность Харитоновой Л.М..

Возложить на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанность повторно рассмотреть заявление Харитоновой Людмилы Михайловны о предоставления земельного участка в собственность в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Департаменту земельных отношений администрации г. Перми в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также административному Харитоновой Людмиле Михайловне об исполнении настоящего решения суда.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий:         подпись         (Л.Ю. Дульцева)

     <данные изъяты>

2а-1167/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Харитонова Л.М.
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
25.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2018Передача материалов судье
29.01.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2018Предварительное судебное заседание
14.03.2018(Вид производства изменен на "административное")
14.03.2018[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2018[Адм.] Судебное заседание
19.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее