Дело № 2-1-1638/2024
64RS0042-01-2024-001260-90
Решение
Именем Российской Федерации
07 августа 2024 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Кругловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Хаметовой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронина Т.М. к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области, государственному казенному учреждению Саратовской области «Саратовское областное лесничество», Федеральному агентству лесного хозяйства, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Рослесинфорг» о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Воронина Т.М. обратилась в суд с иском к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области, государственному казенному учреждению Саратовской области «Саратовское областное лесничество», Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права собственности на земельный участок.
Требования мотивированы тем, что на основании решения Исполнительного комитета Энгельсского районного Совета народных депутатов № 110 от 25.05.1988 года «Об отводе земельных участков под коллективное садоводство предприятиям и организациям гг. Энгельса и Саратова», были отведены земельные участки под коллективное садоводство предприятиям и организациям гг. Энгельса и Саратова.
Ворониной Т.М. решением общего собрания после принятия ее в члены СНТ был предоставлен земельный участок №, площадью 515 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно заключению кадастрового инженера ИП ФИО3 спорный земельный участок № площадью 515 кв.м. расположен в границах кадастрового квартала № СНТ «Эхо» и является самостоятельным земельным участком, так как образован границами ранее поставленных на кадастровый учет смежных земельных участков с кадастровыми номерами: №, расположенного по адресу: <адрес> участок №4, расположенного по адресу: <адрес> (дороги общего пользования). Земельный участок расположен в соответствии с картой градостроительного зонирования для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (зона коллективных садов) СХ-2 (64.50.1.19) утвержденной Решением Энгельсского городского совета депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области № 232/02от 18.0-2.2009г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки Энгельсского муниципального района г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области». Решение опубликовано в газете «Наше слово» № 147(21482) от 25.12.2009 г.Разрешенное использование земельного участка соответствует исходному земельному участку – ведение садоводства. Границы земельного участка сложились из границ смежных земельных участков стоящих на Государственном кадастровом учете. Земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> не нарушает охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни здоровью граждан.
Распоряжением председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 05.12.2023г. № 1150-р истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка с местоположением: <адрес>, утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Основанием к отказу в удовлетворении заявления Ворониной Т.М., как следует из содержания названного распоряжения, явилось то обстоятельство, что образование земельного участка для предоставления его в собственность без проведения торгов нарушает требования, установленные статьей 11 Земельного кодекса РФ, согласно которой органами местного самоуправления осуществляется распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, тогда как лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Кроме того, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствуют землеустроительной документации.
В течение всего срока владения земельным участком претензий от каких-либо лиц к истцу не предъявлялось, права на спорное имущество никто не предъявлял, споров в отношении владения и пользования недвижимым имуществом не заявлялось.
Считая нарушенными свои права, истец просит суд признать право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: «для ведения садоводства» площадью 515 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг».
Истец Воронина Т.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Белозерцев М.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области Стародубец Е.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований к Министерству по доводам письменных возражений, согласно которым Министерство является ненадлежащим ответчиком по спору, поскольку не обладает полномочиями предоставить лесные участки из состава земель лесного фонда в собственность, устанавливать или изменять границы лесничества. Просила в иске отказать.
Представители ответчиков администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, государственного казенного учреждения Саратовской области «Саратовское областное лесничество», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, причина неявки неизвестна.
Представитель третьего лица СНТ СН «ЭХО» в лице председателя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истец и ответчик должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, СТ «Строитель-4» и СТ «ЭХО» образованы на основании решения исполнительного комитета Энгельсского районного Совета народных депутатов № 110 от 25 мая 1988 г. «Об отводе земельных участков под коллективное садоводство предприятиям и организациям г. Энгельса и г. Саратова».
Впоследствии указанные СНТ СН «ЭХО» и СТ «Строитель-4» были объединены в СНТ СН «ЭХО».
Воронина Т.М. на основании решения общего собрания членов СНТ «Эхо» от 31.05.2014 г. принята в члены СНТ «ЭХО» и за ней закреплен земельный участок №, площадью 515 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> о чем в материалы дела представлена выписка из протокола общего собрания и что также подтверждается копией членской книжки, ответом СНТ СТ «ЭХО» и не оспорены иными доказательствами.
Из искового заявления, пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что Воронина Т.М. с момента предоставления истцу земельного участка №, площадью 515 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по настоящее время пользуется спорным имуществом, несет необходимые расходы на его содержание.
Согласно заключению кадастрового инженера ИП ФИО3 спорный земельный участок № площадью 515 кв.м. расположен в границах кадастрового квартала № СНТ «Эхо» и является самостоятельным земельным участком, так как образован границами ранее поставленных на кадастровый учет смежных земельных участков с кадастровыми номерами: №, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Эхо», участок №, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Эхо» (дороги общего пользования). Земельный участок расположен в соответствии с картой градостроительного зонирования для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (зона коллективных садов) СХ-2 (64.50.1.19) утвержденной Решением Энгельсского городского совета депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области № 232/02от 18.0-2.2009г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки Энгельсского муниципального района г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области». Решение опубликовано в газете «Наше слово» № 147(21482) от 25.12.2009 г. Разрешенное использование земельного участка соответствует исходному земельному участку – ведение садоводства. Границы земельного участка сложились из границ смежных земельных участков стоящих на Государственном кадастровом учете. Земельный участок расположенный по адресу: <адрес> не нарушает охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни здоровью граждан.
Распоряжением председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 05.12.2023г. № 1150-р истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка с местоположением: <адрес>, утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Основанием к отказу в удовлетворении заявления Ворониной Т.М., как следует из содержания названного распоряжения, явилось то обстоятельство, что образование земельного участка для предоставления его в собственность без проведения торгов нарушает требования, установленные статьей 11 Земельного кодекса РФ, согласно которой органами местного самоуправления осуществляется распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, тогда как лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Кроме того, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствуют землеустроительной документации.
В силу ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п. 1); граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2).
В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 1); разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (п. 2).
Согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ, в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п.п. 2.7 и 2.8 ст. 3 Федерального закона от 25 октября
2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 01.03.2031 г. члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Пункты 1, 4, 6 ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» устанавливают, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
На основании ст. 12 ГК РФ, ст. 60 Земельного кодекса РФ защита гражданских прав, прав на земельные участки осуществляется, в том числе путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; применения последствий недействительности ничтожной сделки; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
В п. 2 данной статьи установлено, что земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства и огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства.
Статьей 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством (п. 1).
В силу ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
В пункте 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст.ст. 67 - 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности. Лесоустройство проводится на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса. По результатам осуществления мероприятий по лесоустройству, предусмотренных статьей 68 настоящего Кодекса, составляется лесоустроительная документация в электронной форме, которая включается в состав сведений государственного лесного реестра.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии». В случае закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесополос, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и указано на картах лесов.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Таким образом, определение границ лесного участка категории лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов) охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано карте лесов (лесничеств).
Согласно статье 70.1 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлений нарушения прав смежных землепользователей.
В соответствии с частями 3-5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004г. 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016г.
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 08.08.2008г.: предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
Положения части 4 указанной статьи применяются также в случае передаче прав граждан на указанный земельный участок и после 08.08.2008г.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 31,7 га, адрес объекта: <адрес>, Энгельсское лесничество, квартал 6, выдел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 26, кадастровый (или условный) № находятся в собственности РФ в лице управления Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по <адрес> на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ № 200-ФЗ от 04.12.2006г.
Согласно картографическому исследованию Министерства, по результатам проведенного исследования схематически зафиксировано пересечение границ земель лесного фонда Энгельсского участкового лесничества, Красноярское лесничество, квартал с6, часть выдела 10, с исследуемым земельным участком № площадью 515 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>
При рассмотрении дела по ходатайству представителя истца, определением суда от 15.03.2024г. по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Федерация Экспертов Саратовской области».
Согласно выводам заключения ООО «Федерация Экспертов Саратовской области» № 171/2024 от 02.07.2024 г. с учетом дополнительного уточнения в связи с допущенной в заключении опиской установлено, что 01 апреля 2024 года в рамках натурного осмотра, фактические границы, закрепленные на местности заборами, строениями, сооружениями, установленные по всему периметру земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес> не обнаружены.
По указанным основаниям, определить границы земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, Красноярское муниципальное образование Энгельсского муниципального района, СНТ «ЭХО», по фактическому землепользованию на местности, а также указать координаты характерных точек границ земельного участка и отразить их на схеме, не представляется возможным.
Натурным исследованием установлено местоположение объекта недвижимости и фрагмента забора, (см. черные контура на «Схеме расположения объектов экспертизы.. .» в Приложении № на листе 1 к заключению).
По результатам произведённого экспертного исследования установлено, что по причине отсутствия документов, содержащих графические сведения о конфигурации и местоположении границ, определить границы земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, по правоустанавливающим документам, а также указать координаты характерных точек границ земельного участка и отразить их на схеме, не представляется возможным.
Экспертным исследованием, на основании анализа документов, содержащихся в гражданском деле, а также дополнительно поступивших материалов установлено, что земельный участок №А, согласно Заключению кадастрового инженера ИП ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, расположен в границах земельного участка, предоставленного СНТ «ЭХО» и находится на землях общего назначения СНТ «Эхо».
По совокупности сведений можно прийти к выводу, что земельный участок №, согласно заключению кадастрового инженера ИП ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <адрес>, местоположением: <адрес> как указано в Акте выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, отображенных на Генерального плана садоводческих товариществ при п/я А-7006 и трест № Энгельсхимстрой.
Произведенным экспертным исследованием установлено, что земельный участок №, согласно Заключению кадастрового инженера ИП ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, расположен на землях общего назначения СНТ «Эхо», площадь наложения составляет 515 кв.м.
Произведенным экспертным исследованием установлено наложение границ земельного участка № и границ Энгельсского лесничества в <адрес>, реестровый №.351(1934).
Площадь наложения границ составляет 515 кв.м. (см. область наложения зеленым цветом на «Схеме расположения объектов экспертизы...» в приложении № лист 3 к заключению эксперта).
Эксперт отмечает, что вопрос устранения наложения земельного участка № на земли общего назначения СНТ «Эхо» является вопросом правового характера, поскольку земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства.
А следовательно принятие решений в части распоряжения землями общего назначения относится к компетенции общего собрания СНТ «Эхо».
При этом эксперт отмечает, что согласно ЕГРН, в местонахождении земельного участка №, отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка общего назначения СНТ «Эхо».
По результатам произведенного экспертного исследования, в целях исключения наложения границ лесничества на границы земельного участка №, согласно Заключению кадастрового инженера ИП ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, экспертом разработан возможный вариант уточнения части границ Энгельсского лесничества в <адрес>, реестровый №.351.
Местоположение части границ Энгельсского лесничества, после уточнения, отображено синим цветом на «Схеме расположения объектов экспертизы...» в приложении № лист 4 к заключению эксперта.
По причине большого количества координат характерных точек границ, уточненные координаты точек части границ Энгельсского лесничества представлены в таблице в Приложении № к заключению эксперта.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Вместе с тем, оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ досудебные исследования, экспертное заключение ООО «Федерация Экспертов Саратовской области» по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд кладет в основу своих выводов экспертное заключение ООО «Федерация Экспертов Саратовской области», так как оно составлено экспертом, незаинтересованным в исходе дела, предупрежденным об уголовной ответственности, с соблюдением формы, имеет необходимые реквизиты, экспертное заключение составлено в рамках судебной экспертизы.
У суда нет оснований ставить под сомнение достоверность результатов проведенной судебной экспертизы, исходя из вида экспертного учреждения, опыта эксперта и квалификации и примененных методик исследования, ясности выводов, отсутствия противоречий, внешнего вида документов и их содержания, поэтому суд принимает результаты судебной экспертизы в качестве доказательства, и кладет в основу решения по данному делу.
Учитывая изложенное, требования истца о признании за ней права собственности на земельный участок № подлежит удовлетворению, поскольку площадь соответствует документам о предоставлении данного земельного участка.
То обстоятельство, при постановке границ лесного фонда на кадастровый учет не были учтены границы территории СНТ, не может само по себе препятствовать предоставлению земельного участка истцу в собственность.
При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушения прав смежных землепользователей.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, следует, что при постановке границ лесного фонда не были учтены фактические границы с территорией СНТ, а также не приняты во внимание документы об отводе земель указанному СНТ из земель лесного фонда. Однако установление данных обстоятельств не может препятствовать предоставлению земельного участка в собственность истцу спорного земельного участка № площадью 515 кв.м. в СНТ «Эхо». При этом пересечение границ земельного участка № с землями Государственного лесного фонда РФ подлежит исправлению в порядке установленном ст. 60.2 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Доводы ответчика Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области о том, что данный земельный участок выделен из земель общего пользования СНТ, не может повлечь отказ в признании права собственности, поскольку правом СНТ является распоряжаться своей землей по своему усмотрению.
Доводы о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска в связи с отсутствием документальных границ земельного участка также не могут служить основанием для отказа в предоставление с собственность земельного участка. Как установлено, данный участок не стоял на кадастровом учете ранее, на основании представленного генерального плана территории СНТ и заключения кадастрового инженера установлено фактическое местоположение спорного земельного участка в границах СНТ.
Экспертом установлено, что рядом со спорным участком находится протока Сухая Грязнуха, протяженностью менее 10 км., при этом наложения береговой полосы эксперт не установил, однако как следует из ответа Отдела Водных ресурсов по Саратовской области Нижнее-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 24.06.2024 г., в государственном водном реестре не имеется сведений о водном объекте протока Сухая Грязнуха.
Ст. 59 ЗК РФ закрепляет то, что признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
На основании п. 1 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным (п. 1 ст. 61 ЗК РФ).
Поскольку компетентным органом истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка, она не имеет возможности реализовать свое право, предусмотренное ст. 28 Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
С учетом изложенного требования истца о признании за ней права собственности на земельный участок №, площадью 515 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, СНТ СН «ЭХО», заявлены правомерно.
Также суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по спору является Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, поскольку на территории Саратовской области полномочия по распоряжению лесными участками согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ переданы РФ министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области как органу государственной власти субъекта РФ - уполномоченному органу в области лесных отношений.
Постановлением Правительства Саратовской области от 08.10.2013 г. № 537-П «Вопросы министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области», указанное Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области является исполнительным органом области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в сфере реализации отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, переданных в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ, а также полномочий в области лесных отношений в соответствии со ст. 82 Лесного кодекса РФ.
В случае образования земельного участка из лесного участка садоводческого некоммерческого товарищества таким органом является орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области лесных отношений. Аналогичная позиция изложена в письме Росреестра от 28.11.2017 г. №01-14000 -ГЕ/17 «Об устранении противоречий в сведениях государственных реестров и установлении принадлежности земельного участка к определенной категории земель» по вопросу предоставления гражданину для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства земельного участка, образуемого из земельного участка, предоставленного до из земель лесного фонда садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации.
Согласно пункту 1 Положения о министерстве природных pecурсов и экологии Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 08.10.2013 г. № 537-П, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области является исполнительным органом области, наделенным полномочиями, в том числе, по реализации отдел полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных в соответствии со статьей 83 ЛК РФ, а также полномочий в области лесных отношений в соответствии со статьей 82 ЛК РФ.
В соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ на основании заявления заинтересованного гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченным органом принимается решение предварительном согласовании предоставления земельного участка.
С учетом изложенного, исковые требования, предъявленные к Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области подлежат удовлетворению.
Соответственно, у удовлетворении исковых требований к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, государственному казенному учреждению Саратовской области «Саратовское областное лесничество», Федеральному агентству лесного хозяйства, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Рослесинфорг» надлежит отказать по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Воронина Т.М. к Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Воронина Т.М. право собственности на земельный участок №, площадью 515 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>».
В удовлетворении исковых требований к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, государственному казенному учреждению Саратовской области «Саратовское областное лесничество», Федеральному агентству лесного хозяйства, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Рослесинфорг» отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Мотивированное решение суда составлено 14.08.2024 г.
Судья О.В. Круглова